Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:30, контрольная работа
Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по изодеятельности может быть достигнут в том случае, если применяются специальные методы, приемы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у детей потенциальных положительных сторон, направленных на устранение или ослабление у детей психофизических недостатков, формирование у них положительных личностных качеств, исправление недостатков познавательной, речевой, эмоциональной и двигательной сфер (главным образом моторики рук), развитие у детей сравнения, обобщения, совершенствования умения ориентироваться в задании, планировать свою работу, последовательно выполнять рисунок.[1]
1. Основные направления коррекционно-вспомогательной работы по
изобразительной деятельности в специальном детском саду.
2. Формы организации обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях.
3. Коррекционная направленность методов и приемов работы.
4.Коррекционно-воспитательная работа на занятиях по предметному изображению (рисование , лепка, аппликация, конструирование)
Список используемой литературы
1. Основные направления коррекционно-вспомогательной работы по
изобразительной деятельности в специальном детском саду.
2. Формы организации обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях.
3. Коррекционная направленность методов и приемов работы.
4.Коррекционно-воспитательная работа на занятиях по предметному изображению (рисование , лепка, аппликация, конструирование)
Список используемой литературы
1. Основные направления коррекционно-вспомогательной работы
по изобразительной деятельности в специальном детском саду
Психолого-педагогические исследования последних лет свидетельствуют о повышенном интересе ученых к проблеме развития детского изобразительного творчества (Н. А. Ветлугина, С. Е. Игнатьев, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, С. П. Ломов, В. Н. Пушкин, Я. А. Пономарев и др.). Особое значение изодеятельность имеет для дошкольников с проблемами в развитии.
Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по изодеятельности может быть достигнут в том случае, если применяются специальные методы, приемы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у детей потенциальных положительных сторон, направленных на устранение или ослабление у детей психофизических недостатков, формирование у них положительных личностных качеств, исправление недостатков познавательной, речевой, эмоциональной и двигательной сфер (главным образом моторики рук), развитие у детей сравнения, обобщения, совершенствования умения ориентироваться в задании, планировать свою работу, последовательно выполнять рисунок.[1]
Коррекционно-развивающее
влияние изобразительной
- систематическое соблюдение
принципа коррекционной
- учет особенностей
различных групп детей,
- мобилизация здоровых и сохранных возможностей детей;
- активизация интеллектуальной
деятельности учащихся в
- побуждение детей
к словесному обозначению
- формирование интереса к изодеятельности.
Коррекционно-педагогическая работа средствами изобразительной деятельности у детей должна учитывать следующие условия:
- формирование у детей
представлений о том, что
- учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;
- тесная взаимосвязь
изобразительной деятельности
- актуальность социальной
направленности
- эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;
- развитие речи как
составная часть процесса
- процесс созданий
изображений немыслим без
2. Формы организации обучения изобразительной деятельности
в специальных дошкольных учреждениях
В настоящее время в России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях, специальных группах при общеобразовательных детских садах, группа надомного обучения и кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных дошкольных учреждениях. Основными задачами работы группы надомного обучения и кратковременного пребывания являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи.
Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения (переосмысление обществом и государством своего отношения к проблемным детям, признание их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование):
- комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;
- частичная интеграция,
при которой дети с проблемами
в развитии, еще не способные
на равных со здоровыми
- временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.
Большая часть детей
с особыми нуждами
Занятия по изодеятельности условно делятся на этапы:
1. Подготовительный период. Цель - формирование у детей интереса к занятиям и выражение эмоционального состояния.
2. Следующий период -
переход к простейшим
3. Самостоятельное выполнение работ с минимальной помощью воспитателя – третий этап организации занятий по изодеятельности.
На занятиях изобразительной деятельностью необходимо:
- воспитывать положительное
эмоциональное отношение к
- учить указывать на
называемый воспитателем
- учить называть предметы и их изображения;
- формировать целостное
восприятие предмета и
- учить соотносить элементы изображения с частями и деталями реального предмета и знать их названия;
- формировать правильное восприятие формы, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;
- развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию.
Кроме занятий проводятся экскурсии (на природу, в музей, выставочный зал и т.п.) с наблюдением за необходимыми явлениями.[4]
3. Коррекционная направленность методов и приемов работы
Методы работы: индивидуальные и групповые.
В ходе занятий ребенок сначала действует вместе с воспитателем, затем — по подражанию и, наконец, самостоятельно.
В качестве объектов изображения используются хорошо знакомые детям предметы, которые нетрудно зарисовать, слепить, построить (домик, башня, ворота, шарик, мячик, пряник, баранка и т.д.).
Различные виды работы могут сочетаться друг с другом. Например, сначала шарики лепят из пластилина, затем выполняют в виде аппликации (даются готовые формы разного цвета), после чего рисуют цветными карандашами. Например, при восприятии желтого цвета дети говорят: «солнышко», «цыпленок» и т.д. Такие ассоциации у дошкольников неустойчивы, и поэтому их надо систематически укреплять. Т.е. после зрительного и тактильного обследования предметов дети лепят их из пластилина, а затем выполняют аппликации и рисунки. Этому предшествует разбор образца и сравнение готовых поделок с натурой. При определении разницы по величине двух предметов применяется способ прикладывания, примеривания, но может использоваться также и мерка (лента, полоска картона, бумаги). В действиях с предметами при их сопоставлении между собой участвуют сами дети.
На первых занятиях по рисованию дети получают только один карандаш. Воспитатель называет его цвет, а затем близко подносит к предмету такого же цвета. Различение по цвету проводится, как правило, в игровой форме. При этом используются хорошо знакомые детям реальные объекты. Количество используемых на одном занятии карандашей (красок) увеличивается постепенно. В этих случаях надо предоставлять детям право выбора цвета и требовать от них его словесного обозначения. Не менее важно систематически обращать внимание ребенка на соответствие раскраски рисунка цвету изображаемого предмета.
Объемные предметы (поделки из пластилина и строительного материала) включаются в простейшие игровые действия. Этому детей надо учить, показывая, например, как построить дом, сложить башню, въехать на машине в ворота и т.д.
Затем воспитатель побуждает ребенка к осознанию того, что предмет и его свойства могут быть отражены средствами изобразительной деятельности. Приведем пример. Воспитатель показывает детям три рисунка, на одном из которых изображен предварительно поставленный на стол предмет. Затем он просит детей соотнести предмет с этими рисунками и сказать, на каком из них изображен стоящий на столе предмет.
Воспитатель старается развить у детей самостоятельность. Первоначально он стремится к тому, чтобы они научились фиксировать свое внимание на изображенном им предмете. Затем детям предлагаются несложные задания типа: «Покажи такой же» или "Принеси такой же». Так, например, нарисовав какой-либо предмет (шар, мяч, кораблик, грузовик и т.д.), воспитатель просит найти среди нескольких игрушек (перед этим закрытых бумагой) ту, что изображена на картинке.
На характер восприятия детьми создаваемого на их глазах рисункa большое влияние оказывают используемые воспитателем средства и его собственная эмоциональность. Интерес к изображаемому повышается в том случае, если воспитатель говорит бодрым жизнерадостным тоном и сопровождает свою деятельность чтением короткого стихотворения («Я рисую желтый круг и много палочек вокруг») или загадки («Меня не растили, из снега слепили, вместо носа ловко вставили морковку»). Н.А. Ветлугина подчеркивала, что процесс освоения прекрасного происходит значительно интенсивнее при условии выполнения детьми посильных, понятных и привлекательных активных действий.
Большая роль в простейших изобразительных
упражнениях отводится
При обучении дошкольников с проблемами в развитии большое место занимает показ приемов изображения. Дети испытывают особенное желание воспроизводить действия взрослого и видеть в нарисованном образы знакомых предметов в том случае, если занятия носят живой, занимательный характер.
Известно, что при обучении нормально развивающихся детей хороший эффект дает использование метода совместных действий (так называемое сотворчество). Этот метод оказывается еще более значимым при проведении коррекционно-воспитательной работы с проблемными детьми. Метод совместных действий позволяет педагогу в наглядной и занимательной форме демонстрировать тот или иной прием, предоставляя ребенку для выполнения ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. Использование этого метода позволяет развивать малейший успех, наметившийся в деятельности маленького рисовальщика, обеспечивать ему продвижение в освоении способов самостоятельных действий при выполнении аналогичной работы. Содержание заданий для совместного рисования подбирается с учетом индивидуальных особенностей детей. В зависимости от этого можно упрощать или усложнять работу, уменьшать или увеличивать двигательную нагрузку на руку ребенка. Приведем пример. На листе бумаги воспитатель рисует шары, флажки, цветы, а ребенок должен закончить начатые изображения, подрисовав веревочку, палочку, стебелек. Длина предлагаемых для изображения недостающих в рисунках элементов определяется возможностями дошкольника. Следующий пример, воспитатель рисует большую тучу, а затем просит детей нарисовать дождик (ритмично повторяющиеся однородные движения) или, изобразив трубу на крыше дома, дает задание нарисовать дым (неотрывные вращательные движения карандашом). Задание студентам: придумайте другие виды упражнений.