Организация учебного процесса в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:17, методичка

Краткое описание

В основном законе нашей Родины—Конституции Союза Советских Социалистических Республик записано: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением все¬общего обязательного среднего образования молодежи, широ¬ким развитием профессионально-технического, среднего спе¬циального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования...»
Огромная роль в решении этой важнейшей государствен¬ной задачи принадлежит педагогическим институтам, готовя¬щим учителей и воспитателей высшей квалификации не только через дневную, а и через заочную и вечернюю формы обучения (50% учителей нашей страны получают высшее образование заочно).
В условиях научно-технической революции, бурного раз¬вития экономики, науки и культуры несоизмеримо возрастают требования к уровню подготовки педагогических кадров. Современный советский учитель должен обладать глубокими знаниями, быть высококвалифицированным специалистом, идеологически подготовленным и идейно убежденным воспита¬телем молодого подрастающего поколения строителей комму¬низма. В соответствии с этими высокими требованиями с каж¬дым годом совершенствуется система подготовки учителей и воспитателей без отрыва от производства.
Обучаясь в институте, студент приобретает комплекс науч¬ных и методических знаний и умение применять их в своей дальнейшей деятельности. Сочетание студентами-заочниками практической работы с учебой по избранной специальности всегда дает положительные результаты.
Студентам создаются все необходимые условия для успеш¬ного овладения знаниями по избранной специальности. А сту¬дент должен всегда помнить, что учеба — не личное дело студента, а его гражданский долг, его обязанность.
Система обучения в институте существенно отличается от методики обучения в школе. Важнейшей особенностью и ре¬шающим условием успешной учебы студента-заочника явля¬ется его планомерная, систематическая самостоятельная работа.
Настоящее пособие ставит перед собой задачу ознакомить студентов с основными условиями учебы без отрыва от произ¬водства, помочь студентам овладеть важнейшими приемами самостоятельной работы, наиболее рационально и с большей пользой использовать время. Кроме того, в пособие включены заполняемые студентом в соответствии с учебным планом гра¬фики на все годы учебы в институте.
Методическое пособие подготовили: кандидат философ¬ских наук, доцент Варивончик В.И., кандидат филологиче¬ских наук, доцент Мищенчук Н.И., старший преподаватель Марголин Я. Н.

Файлы: 1 файл

Методические рекомендации студенту-заочнику.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

  На  семинаре студент не должен вести  себя пассивно и ждать, пока его вызовет преподаватель, а стараться как можно чаще выступать по собственной инициативе с ответом на вопрос и с дополнениями, уточнениями и замечаниями по выступлениям других студентов. При этом не следует смущаться отсутствием на первых порах необходимых навыков правильной устной речи. Выступая часто па семинаре, студент очень скоро научится свободно и логически стройно выражать свои мысли. Не следует выступать по бумажке, механически зачитывать заранее подготовленный текст.   На семинаре необходимо мобилизовать свои знания по данному вопросу, умело использовать рекомендованные первоисточники, привлечь цифры, факты для иллюстрации излагаемых теоретических положений.

  Семинарские занятия учат искусству полемики, умению отстаивать свои убеждения и критически воспринимать выступления своих товарищей.

   В процессе семинарскою занятия необходимо воспринимать весь ход обсуждения вопросов, вести записи наиболее важных мыслей преподавателя и студентов, всего нового, что услышано на семинаре. Особенно внимательно следует слушать вступительное   и   заключительное   слово преподавателя, его оценку выступлении отдельных студентов, поправки и замечания, постановку дополнительных  вопросов.   Только  при этом условии семинарские занятия будут восполнять пробелы в знаниях и служить школой подготовки к экзаменам.

Практические  занятия ставят своей целью на конкретных

примерах закрепить  теоретические знания  и привить умение использовать их в своей практической деятельности.

  На  этих занятиях рассматриваются отдельные наиболее трудные теоретические вопросы и решаются конкретные задачи.

  Успешно справиться с решением практических задач студент может лишь при том условии, если заранее хорошо изучит теорию данного вопроса по учебникам и другой литературе. Готовиться к практическим занятиям необходимо систематически на протяжении учебного года.

  Опыт показывает, что студент, хорошо подготовленный к семинарским и практическим занятиям, успешно сдаст экзамены.

  Лабораторные занятия, которые проводятся на некоторых факультетах, призваны расширить и углубить восприятие студентами тех или иных разделов курса, тем.

16.  КОНСУЛЬТАЦИИ

  Консультации  — важная форма оказания помощи студентам в их самостоятельной работе. Уметь работать с книгой, подобрать литературу, разобраться в трудном вопросе, как готовиться к занятиям,— всему этому необходимо научиться с первых дней пребывания в вузе. В выработке этих навыков

студенту помогает преподаватель своими консультациями. Практика показывает, что студенты, пользующиеся консультациями, как правило, глубже овладевают учебной дисциплиной. Однако консультация приносит пользу лишь в том случае, когда студент предварительно изучил веси материал по данной теме, прочел всю рекомендованную литературу, законспектировал ее, обдумал содержащиеся в ней положения. Для студентов-заочников практикуются следующие виды консультаций: устные —индивидуальные и групповые, письменные. На индивидуальную консультацию студент приходит в удобное для него и преподавателя время по собственной инициативе, в дни заочника, в период сессии. Групповые консультации проводятся по расписанию, перед зачетами и экзаменами. Групповые консультации назначает деканат и сам преподаватель.

  Студенты-заочники не всегда располагают возможностью получить консультацию путем личного  общения с преподавателем, в этом случае они могут сделать письменные запросы на кафедру и получить письменную консультацию. Любознательность, стремление знать больше — лучшая черта студента. Необходимо изживать у себя ложный стыд, боязнь показать свое незнание, боязнь «побеспокоить» преподавателя.

  Но, с другой стороны, за консультациями следует обращаться лишь после тщательного продумывания материала, убедившись в том, что нельзя самостоятельно изучить вопрос. Необходимо правильно оформлять заявления, на основании которых преподаватели проведут консультации. Просьба с перечнем четко поставленных конкретных вопросов, которые студент хочет уяснить, должна быть написана па отдельном листке, раздельно по каждой дисциплине и направлена в адрес кафедры.

  Консультации  проводятся преподавателями по графику, имеющемуся на кафедрах. Поэтому, приезжая на сессию в институт, студент должен записать, в какие дни и часы он может получить   консультацию   по   изученным   дисциплинам.

      17.  КАК ВЫПОЛНЯТЬ  КОНТРОЛЬНУЮ И  КУРСОВУЮ РАБОТУ

  Учебными  планами института для студентов-заочников предусматривается выполнение письменных контрольных и курсовых работ. Эти работы    являются    важным средством связи заочника с преподавателем в межсессионный    период и одной из основных форм проверки знаний студентов.

  Целью написания контрольных и курсовых работ является углубление и конкретизация знаний по данному предмету, развитие навыков самостоятельной работы над литературой и фактическими данными, анализ новых данных науки и практики коммунистического строительства, умение давать самостоятельную оценку тем или иным явлениям.

  Темы  работ и порядок их распределения  между студентами изложены в тематике контрольных и курсовых работ по соответствующим курсам. Как правило, студенту предоставляется возможность выбрать тему из предложенных двух-трех или более вариантов. В этом случае следует отдать предпочтение теме, которая связана с личным интересом, степенью осведомленности и заинтересованности.

  После определения темы студент должен подобрать литературу. Основная литература дана обычно в тематике работ, а дополнительная должна быть подобрана в каталоге соответствующих кафедр или библиотек. На кафедре можно посмотреть выставки лучших контрольных и курсовых работ. Здесь же можно получить консультацию преподавателей по написанию и оформлению работ. Консультацию можно получить и письменно. Чаще всего  дается преподавателем в период сессии.

  Выполнение  работы следует начинать, с тщательного изучения соответствующего раздела программы, учебника, а также изучения и конспектирования рекомендованной литературы, подбора необходимых фактов. При выполнении контрольных и курсовых работ необходимо использовать материалы из практики работы школы, дошкольного учреждения, особенно если работа носит практический характер.

  После того как изучена литература и студент хорошо представляет себе тему, необходимо составить план работы, который обычно включает три-четыре основных вопроса. План работы помогает полнее раскрыть тему и, главное, последовательно изложить ее. Вопросы плана должны обязательно выделяться в тексте.

  Написание контрольных и курсовых работ  требует составления черновика-текста, который после соответствующего прочтения и внесения поправок переписывается начисто.

  Ответы  па вопросы надо излагать ясно, точно  и полно. Нельзя переписывать в работу текст из учебника или другого источника. Если необходимо вставить цитату, то ее надо взять в кавычки и обязательно дать ссылку на источник (подстрочно или в конце работы).

  По  ряду учебных дисциплин выполнение контрольных работ требует решения задач. В этом случае необходимо обязательно сначала написать условие задачи, а затем дать ее решение. Решены должны быть все задачи.

  Серьезные требования предъявляются к оформлению работы. Она должна быть написана разборчиво и аккуратно, обязательно чернилами. Нельзя допускать произвольных сокращений слов. В тетради нужно оставлять поля в три-четыре сантиметра для замечаний рецензента и в конце работы — две чистые страницы. Все страницы работы должны быть пронумерованы.

На обложке  тетради необходимо обязательно указать, по какому предмету выполнена контрольная или курсовая работа, ее номер, фамилию, имя и отчество ее автора, указать факультет, курс, специальность, группу и домашний адрес, по которому должна быть возвращена работа. В конце работы необходимо обязательно поставить дату и подпись исполнителя, привести полный список использованной литературы. Список составляется в следующей последовательности:

  • произведения классиков марксизма-ленинизма — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин;
  • решения КПСС и Советского правительства (в хронологическом порядке);
  • работы руководителей КПСС и Советского правительства, а также руководящих деятелей зарубежных коммунистических партий (в алфавитном порядке);
  • плановые документы и официальные статистические публикации (в хронологическом порядке);
  • книги, монографии и статьи (в алфавитном порядке по первым буквам фамилии авторов или по первым буквам названия книг, на титульном: листе которых не указаны авторы).

  Объем контрольной работы зависит от характера дисциплины, в среднем он должен составлять примерно 20—25 страниц ученической тетради, а курсовой] работы—40—45 страниц.

  При проверке контрольной работы выставляются две оценки: «зачтено» или «не  зачтено», а курсовые работы оцениваются по четырехбалльной системе. Многие кафедры института в последнее время проводят защиту курсовых работ студентами-заочниками в период учебно-экзаменационных сессий. Самостоятельность   и   полнота изложения   с   использованием фактического материала являются основными критериями при оценке работы.

  Письменная  работа, не соответствующая требованиям, не зачитывается, и студент должен выполнить ее повторно с учетом замечаний рецензента. К исправленному варианту работы необходимо приложить первоначальный вариант работы вместе с рецензией преподавателя.

  Студенты, не выполнившие работы в установленные    для них графиком сроки, к экзаменам по данному предмету не допускаются. Все контрольные работы   должны представляться строго в установленные в учебном графике сроки. Студент-заочник, не выполнивший контрольную и курсовую работу в установленный срок, оплачиваемого вызова не получает.

18. КАК  ГОТОВИТЬСЯ   К   ЗАЧЕТАМ  И   ЭКЗАМЕНАМ

  Изучение  каждой дисциплины в вузе завершается сдачей зачета или экзамена, которые являются завершающим этапом учебного процесса и подводят итог работы студента по данной дисциплине. Общее количество зачетов и экзаменов в учебном году и сроки их сдачи определяются ученным графиком. Непременным условием для допуска к сдаче экзамена или зачета является наличие у студента выполненной и зачтенной контрольной работы по данному предмету, предусмотренной учебным планом. Студент не имеет права сдавать экзамен по дисциплине, по которой не сданы предшествующие экзамены или зачеты.

  Объем требований, предъявляемых к студенту на экзаменах и зачетах, установлен программой по каждой дисциплине, поэтому при подготовке к экзаменам и зачетам надо пользоваться программой курса и стремиться хорошо усвоить все указанные в ней вопросы.

  Важнейшим условием хорошей подготовки к экзаменам и зачетам является систематическая, правильно организованная самостоятельная работа студента в течение всего учебного года. Изучать темы курса следует не в выборочном порядке, а в строго установленной программой логической последовательности. Для лучшего запоминания материала очень полезно вести краткую запись ответа на основные вопросы программы или хотя бы подробный план ответа. Это помогает глубже усвоить материал, продумать и сосредоточить внимание на главном, а также быстро повторить материал перед экзаменом или зачетом.

  Поскольку в течение года студент работает над несколькими предметами и некоторые ранее проработанные вопросы может забыть, непосредственно перед сессией следует обязательно  повторить материал. Это следует сделать заблаговременно, еще до приезда на   учебно-экзаменационную    сессию, непосредственно на сессии остается очень мало времени на подготовки. При этом очень важно правильно распределить, свое время, чтобы успеть все повторить.

  В процессе повторения особое внимание следует уделить тем вопросам, которые наиболее слабо усвоены или являются наиболее трудными. При этом ни в коей мере не следует транш, время на механическое зазубривание непонятного вопроса. Кроме потери времени, это ничего не даст. Непонятные вопросы следует выписывать себе в тетрадь и затем выяснять на консультации.

  Очень важно непосредственно в период сессии найти нужный ритм в работе, рассчитать свои силы, чтобы сохранить хорошую работоспособность. Для этого надо правильно чередовать учебу и отдых.

  Непосредственно на экзамене или зачете, получив  билет или вопросы, несколько  раз вдумчиво прочтите их, посмотрите программу, наглядные пособия. Если постановка вопроса вам не ясна, спросите у преподавателя. После  того, как вы продумали вопрос и избрали, на ваш взгляд, наиболее рациональную форму ответа на него, запишите кратко тезисы ответа. При этом нужно своим ответом показать глубину знаний учебника и первоисточников, умение стройно, красиво и убедительно излагать материал. Целесообразно включить в опыт все мысли, имеющие отношение к данному вопросу.

  При постановке дополнительных вопросов вначале подумайте, сосредоточьтесь, после этого отвечайте.

Информация о работе Организация учебного процесса в ВУЗе