Организация учебного процесса в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:17, методичка

Краткое описание

В основном законе нашей Родины—Конституции Союза Советских Социалистических Республик записано: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением все¬общего обязательного среднего образования молодежи, широ¬ким развитием профессионально-технического, среднего спе¬циального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования...»
Огромная роль в решении этой важнейшей государствен¬ной задачи принадлежит педагогическим институтам, готовя¬щим учителей и воспитателей высшей квалификации не только через дневную, а и через заочную и вечернюю формы обучения (50% учителей нашей страны получают высшее образование заочно).
В условиях научно-технической революции, бурного раз¬вития экономики, науки и культуры несоизмеримо возрастают требования к уровню подготовки педагогических кадров. Современный советский учитель должен обладать глубокими знаниями, быть высококвалифицированным специалистом, идеологически подготовленным и идейно убежденным воспита¬телем молодого подрастающего поколения строителей комму¬низма. В соответствии с этими высокими требованиями с каж¬дым годом совершенствуется система подготовки учителей и воспитателей без отрыва от производства.
Обучаясь в институте, студент приобретает комплекс науч¬ных и методических знаний и умение применять их в своей дальнейшей деятельности. Сочетание студентами-заочниками практической работы с учебой по избранной специальности всегда дает положительные результаты.
Студентам создаются все необходимые условия для успеш¬ного овладения знаниями по избранной специальности. А сту¬дент должен всегда помнить, что учеба — не личное дело студента, а его гражданский долг, его обязанность.
Система обучения в институте существенно отличается от методики обучения в школе. Важнейшей особенностью и ре¬шающим условием успешной учебы студента-заочника явля¬ется его планомерная, систематическая самостоятельная работа.
Настоящее пособие ставит перед собой задачу ознакомить студентов с основными условиями учебы без отрыва от произ¬водства, помочь студентам овладеть важнейшими приемами самостоятельной работы, наиболее рационально и с большей пользой использовать время. Кроме того, в пособие включены заполняемые студентом в соответствии с учебным планом гра¬фики на все годы учебы в институте.
Методическое пособие подготовили: кандидат философ¬ских наук, доцент Варивончик В.И., кандидат филологиче¬ских наук, доцент Мищенчук Н.И., старший преподаватель Марголин Я. Н.

Файлы: 1 файл

Методические рекомендации студенту-заочнику.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

  Часто приходится слышать, от студентов, что при чтении учебника все попятно, а для ответа на вопрос не хватает слов. На самом деле, не слов не хвате, а просто еще не изучен вопрос. Для более прочного изучения ответа на вопрос целесообразно сделать выписки определений, формул, пересказать ответ на тот или иной вопрос, лучше всего—другому товарищу, изучающему этот же предмет.

  Стоит ли составлять подробный конспект учебника? Думается, что не следует. Однако краткие выписки определений можно сделать для себя, «для памяти». 

  Изучение  учебника — зло только начальный  этап работы. Студенты вузов должны значь ряд, произведений классиков марксизма-ленинизма. Без систематической, серьезной и вдумчивой работы над произведениями классиков марксизма-ленинизма нельзя стать высококвалифицированным специалистом.

  Приступая к изучению того или иного произведения К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, необходимо отчетливо представить себе историческую обстановку в период его создания, выяснить, почему возникла необходимость в написании произведения, какая цель ставилась. Известную помощь при этом оказывает ознакомление с предисловием к работе.

  Произведения  классиков марксизма-ленинизма написаны по актуальным вопросам теории и практики рабочего движения, коммунистического строительства. Поэтому в процессе чтения того или иного произведения важно выделить материал, относящийся к данной теме и данному вопросу. Этому помогает предварительное изучение   программы   и   учебника.

При чтении работы следует пользоваться закладками из узких полосок бумаги, на которых можно делать, краткие пометки, записи основных мыслей и к какому вопросу они относятся. Можно вести выписки на отдельных листах бумаги с указанием страниц и кратким изложением основной мысли.

  Очень важно при изучении первоисточников правильно пользоваться научным аппаратом книги: расшифровками наименований, ссылками, указаниями на то, откуда взят материал, примечаниями автора, редакции и т. д.

  Важным, обязательным этапом работы над первоисточниками является их конспектирование, ведение различного вида записей.

  Как известно, записи не самоцель, но являются непременным элементом самостоятельной работы, они сопровождают и завершают изучение материала, по ним можно судить, что и как изучено. Записи дисциплинируют, мобилизуют внимание, помогают контролировать восприятие, облегчают запоминание.

  Записи  не только фиксируют то, что мы извлекаем  из изученного материала, но и наши собственные мысли, понимание предмета. Именно это способствует творческому овладению материалом, выработке убеждений.

  Существует  несколько видов записей. Одни из них применяются для систематического изложения изучаемого материала (план, тезисы, выписки, конспект, реферат), другие — для накопления полезных, интересных фактов, которые могут пригодиться в будущем (библиографические заметки, дневники или картотека фактов, событий, высказывании и т. д.). Необходимо понять сущность каждого вида записей, чтобы целесообразно их применять.

  План  — это перечень кратко сформулированных вопросов, которые освещаются в изучаемом материале, как бы оглавление этого материала; он помогает, попять, о чем говорится в изучаемом произведении. Но составление плана — начало работы.

  Для выяснения, о чем именно говорится  в читаемой литературе, нужно найти в изучаемом материале главные, определяющие мысли и сформулировать их в виде тезисов.

  

  Тезисы  представляют собой последовательную формулировку в утвердительной форме основных теоретических положении, содержащихся в изучаемой литературе. Имея в виду удобство пользования тезисами, следует при их составлении нумеровать каждое положение, каждую основную мысль. Тезисы могут быть краткими пли развернутыми, но всегда отличаются от полного текста тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. И в виде тезисов можно изложить основные идеи, положения каком-либо проблемы, концепции, результат теоретического обобщения. Блестящим примером тезисной формы изложения может быть работа В. П. Ленина «О задачах пролетариата и данной революции»— Апрельские тезисы.

  Для глубокого усвоения теоретических положений, сформулированных в виде тезисов, необходимо и обоснование фактическим материалом, который можно найти не только в изучаемом произведении, но и в других источниках. Оформляются эти доказательства, подтверждения в виде записок—   краткого, но точного изложения фактов, аналогий, иллюстраций, пояснений и т. д. Выписки важно правильно оформлять, особенно если они делаю это из разных источников: указать наименование вопроса, к которому относится выписка, охватить всю мысль и основные фактические данные, указать источник выписки.

  Цитаты  следует выписывать очень внимательно, чтобы не смешать подлинные мысли  с чужими словами, не исказить текст.

  Особенно  важный, значительный материал необходимо конспектировать—то есть сжат изложить его содержание. В конспекте органически объединяются различные виды записей.

Существуют две  разновидности конспектов:

  1). Простой конспект краткое, по  возможности своими словами, изложение  прочитанного материала пли прослушанной лекции. Применение такого конспекта недостаточно эффективно для творческого овладения материалом: он «слепой» (нет дифференциации материала по значимости, отсутствует его анализ). Такой конспект можно улучшить, выделением, в нем при повторном чтении основные положения, внеся дополнения, в том числе и свои замечания.

  2). Сложный конспект — результат  глубокого изучения материала. В нем видна соподчиненность материала, его систематизация, логическая последовательность и обоснованность. В сложном конспекте объединяются несколько видов записей: план, тезисы к каждому пункту плана, выписки к тезисам, вопросы, требующие дополнительного выяснения, критические замечания, выводы.

  Конспект  представляет собой краткий  обзор, краткую запись своими словами содержания изучаемого источника. Конспектировать следует всю основную литературу. Это помогает лучше запомнить материал и, когда нужно, быстро восстановить его в памяти. При этом необходимо помнить, что конспект лишь тогда будет хорошим и принесет пользу, если его составитель хорошо изучил, понял и усвоил материал.

  Конспект  следует вести аккуратно, разборчиво, обязательно чернилами. Внутри тетради необходимо оставить большие поля для заметок. Приступая к конспектированию, следует указать фамилию автора конспектируемого произведения, его название, а также название главы или параграфа, им, издания. Целесообразно также составить план произведения, отражающий основное его содержание.

  Основное  требование, предъявляемое к конспекту, состоит в том, чтобы правильно отразить в сокращенной форме содержание изученного источника, основные выводы и доказательства.

  Нельзя  приступать к конспектированию, не изучив ту или иную главу или параграф до конца, ибо только в таком случае можно выяснить его основное содержание.

  Конспектирование  не должно сводиться к механическому  переписыванию отдельных мест изучаемого источника. Такое переписывание  никакой пользы не дает, а приводит лишь к бесполезной трате времени.

  В конспекте следует излагать содержание источника своими словами, четко, логически последовательно. На первых порах бывает трудно но, законспектировав несколько работ, студент приобретает навыки свободного изложения материала. Если же вообще не удается изложить содержание своими словами, то оно скорее осталось непонятным и необходимо еще раз внимательно прочесть раздел.

  Объем записей зависит от характера  изучаемой литературы, а также от навыков самого составителя. Конспект должен быть примерно в 7-10 раз короче самого произведения.

  Самостоятельное изложение не исключает дословных выписок наиболее ярких и характерных мыслей автора пли четких определений в виде цитат. Изложение определений своими словами может обеднить их или даже исказить. Однако не следует перегружать конспект обилием цитат. Это сковывает и мешает развитию навыков свободного изложения материала.

Запись в конспекте  не должна быть однообразной. Необходимо выделять особо важные мысли посредством подчеркивания пли пометок на полях.

  Такой хорошо обдуманный, четкий и логический конспект обеспечивает хорошее усвоение материала и прочно закрепляет его в памяти студент. Кроме того, конспект помогает быстро восстановить и памяти содержание изучаемого произведения.

  Более высокой формой овладения материалом является реферат — связное, систематическое изложение проблемы, вопроса на основе изучения нескольких источников или одной научной книги, статьи. Реферат развивает способность обобщения изученных материалов и научно-обоснованного изложения своих мыслей.

  Остается  добавить, что успешной самостоятельной работе способствует рабочая обстановка, умение сосредоточиться, увлеченность работой. Псиная забывать, что материал лучше усваивается, осмысливаемся, если читать систематически, периодически просматривать свои записи, перечитывать наиболее важное в изученной литературе.

  Более подробные советы и рекомендации по методике самостоятельной работы можно найти следующей литературе.

  1. Маркуменко П. И. Полжизни за книгами. Что читал В. И. Ленин и как работал над книгой. В кн. «Верные заветы Ильича». М., 1960, стр. 17—27.
  2. Рубакин Н. А. Как заниматься самообразованием. М., «Сов. Россия»,  1962.
  3. Примановский А. П. О культуре чтении. М., «Книга», 1969.
  4. Соколова Е. П. Как работать с книгой. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников. Изд-во Моск. ун-та, 1969.
 
  
  1. Подзорова Т. С. Научная организация умственного труда студентов. Изд-во Ленинградского ун-та, 1972.
  2. Бурдин К. С. и Веселов П. В. Как оформить научную работу. Методическое пособие. М., «Высшая школа», 197,3.

    15. КАК ГОТОВИТЬСЯ  К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

  Для более глубокого изучения студентами-заочниками дисциплин, формирующих будущего специалиста, учебными планами предусматривается не только чтение лекций, но и проведение семинарских и практических занятий.

  Они ставят своей целью проверку и закрепление тех знании, которые студенты получили на лекциях и в процессе самостоятельной подготовки, а также привитие навыков творческого изучения первоисточников, анализа фактического материала, умения применить полученные теоретические знания на практике.

  Главным условием успешного проведения семинарских и практических занятий является хорошая подготовка к ним студентов. Готовиться к занятиям следует не «штурмом», а систематически, в течение всего учебного года. Во время экзаменационной сессии можно успеть лишь кратко восстановить в памяти то, что подготовлено в течение учебного года дома.

  Планы семинарских занятий вручаются  каждому студенту-заочнику в конце  текущего учебного года на последующий  курс и находятся в деканате и  на кафедрах.

  Подготовку  к семинарским занятиям следует  начинать с тщательного изучения плана семинарского занятия, списка рекомендованной литературы, соответствующего раздела программы и учебника или учебного пособия. В плане занятий выделены основные вопросы темы и указана необходимая для подготовки литература. Использование программы позволяет определить, какой материал должен быть изучен в данной теме и в какой логической последовательности.

  При подготовке к семинару необходимо использовать дополнительную литературу, материалы из периодической печати, установить связь изучаемого материала с современностью.

  После того, как внимательно изучена  и законспектирована вся литература к теме, необходимо продумать и  написать тезисы выступления или развернутый план ответа по каждому вопросу плана занятия. Это помогает лучше усвоить материал, более обстоятельно выступать на семинаре и при необходимости быстро повторить ту или иную тему.

Информация о работе Организация учебного процесса в ВУЗе