Организация учебного процесса в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:17, методичка

Краткое описание

В основном законе нашей Родины—Конституции Союза Советских Социалистических Республик записано: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением все¬общего обязательного среднего образования молодежи, широ¬ким развитием профессионально-технического, среднего спе¬циального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования...»
Огромная роль в решении этой важнейшей государствен¬ной задачи принадлежит педагогическим институтам, готовя¬щим учителей и воспитателей высшей квалификации не только через дневную, а и через заочную и вечернюю формы обучения (50% учителей нашей страны получают высшее образование заочно).
В условиях научно-технической революции, бурного раз¬вития экономики, науки и культуры несоизмеримо возрастают требования к уровню подготовки педагогических кадров. Современный советский учитель должен обладать глубокими знаниями, быть высококвалифицированным специалистом, идеологически подготовленным и идейно убежденным воспита¬телем молодого подрастающего поколения строителей комму¬низма. В соответствии с этими высокими требованиями с каж¬дым годом совершенствуется система подготовки учителей и воспитателей без отрыва от производства.
Обучаясь в институте, студент приобретает комплекс науч¬ных и методических знаний и умение применять их в своей дальнейшей деятельности. Сочетание студентами-заочниками практической работы с учебой по избранной специальности всегда дает положительные результаты.
Студентам создаются все необходимые условия для успеш¬ного овладения знаниями по избранной специальности. А сту¬дент должен всегда помнить, что учеба — не личное дело студента, а его гражданский долг, его обязанность.
Система обучения в институте существенно отличается от методики обучения в школе. Важнейшей особенностью и ре¬шающим условием успешной учебы студента-заочника явля¬ется его планомерная, систематическая самостоятельная работа.
Настоящее пособие ставит перед собой задачу ознакомить студентов с основными условиями учебы без отрыва от произ¬водства, помочь студентам овладеть важнейшими приемами самостоятельной работы, наиболее рационально и с большей пользой использовать время. Кроме того, в пособие включены заполняемые студентом в соответствии с учебным планом гра¬фики на все годы учебы в институте.
Методическое пособие подготовили: кандидат философ¬ских наук, доцент Варивончик В.И., кандидат филологиче¬ских наук, доцент Мищенчук Н.И., старший преподаватель Марголин Я. Н.

Файлы: 1 файл

Методические рекомендации студенту-заочнику.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

  7. Студенты-заочники, обучающиеся на последнем курсе, могут быть в необходимых случаях направлены в установленном порядке на месячную преддипломную практику (педагогическую) для ознакомления непосредственно на производстве с работой по избранной специальности и подготовки соответствующих материалов к дипломной работе (проекту). Этим студентам руководители предприятий и учреждений по рекомендации учебного заведения могут предоставлять дополнительный месячный отпуск без сохранения заработной платы. На период указанного отпуска студентам, занимающимся на «хорошо» и «отлично», институт выплачивает стипендию в установленном размере.

  Для решения вопроса о назначении стипендии студент представляет в деканат на имя ректора заявление, выписку из приказа с места работы о предоставлении отпуска для прохождения педагогической практики без сохранения заработной платы, копию из приказа о назначении на практику, характеристику и отчет с места практики.

    10. АКАДЕМИЧЕСКИЕ   ОТПУСКА СТУДЕНТАМ

  Во  время учебы в институте может  возникнуть необходимость в получении студентом академического отпуска. По этому вопросу студент должен обратиться с заявлением на имя ректора в деканат, указав причины и приложив соответствующие документы.

  Основанием  для предоставления академического отпуска по болезни является заключение врачебно - консультационной комиссии (ВКК), а там, где ее нет,- главного врача больницы, свидетельство о рождении ребенка и др.

  Студенты, не предъявлявшие жалоб на состояние здоровья до начала экзаменационной сессии, получившие во время экзаменов неудовлетворительную оценку и после этого возбудившие ходатайство о предоставлении академического отпуска, считаются неуспевающими. Возвращаясь из академического отпуска, студент должен представить в деканат медицинскую справку о состоянии здоровья (по установленной форме) и заявление о своем желании продолжить учебу.

         11. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ СТУДЕНТАМИ ВО ВРЕМЯ УЧЕБЫ

  Студенту  после зачисления в институт часто приходится обращаться в деканат или к ректору с различными вопросами, заявлениями, например, о предоставлении академического отпуска по болезни, о разрешении ликвидировать задолженность и др. В этих случаях очень важно знать, к кому обращаться и как оформить документы. Если соответствующая просьба должна оформляться приказом ректора (например, заявление на предоставление академического отпуска, на изменение фамилии, на повторный курс обучения, по вопросу перевода на другую специальность, о назначении стипендии на время прохождения производственной практики и др.), то заявление пишется на имя ректора института.

  Если  же студент обращается по вопросам, которые может решить декан факультета (например, объяснение причин неявки на экзаменационную сессию, экзамены и зачеты, пропусков занятий, просьба о назначении сроков ликвидации академической задолженности, об освобождении от прохождения производственной практики и др.) то заявление пишется декану факультета.

  Каждое  заявление и просьба студента должны быть обоснованными и документально подтвержденными. Например, к заявлению об изменении фамилии должна быть приложена копия свидетельства о браке, нотариально заверенная; к заявлению об освобождении от производственной практики — выписка из трудовой книжки и т. д.

      12. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

На самостоятельную  работу студентов-заочников планируется примерно до 70—80% всего времени, отведенного на изучение дисциплины.  Поэтому правильная организация  самостоятельных учебных занятии во многом предопределяет успешное выполнение студентами учебного плана. Изучение курса без отрыва от производства требует от студента большой организованности, настойчивости и силы воли. Эти трудности вполне преодолимы, если работать планомерно и систематически. Большое значение имеет правильное планирование занятий. Если же студент занимается от случая к случаю, с длительными перерывами, знания, полученные им, будут непрочные.

  Каждый  студент должен иметь составленный им самим план самостоятельной работы на учебный год, учитывающий особенности производственной работы и сроки выполнения учебных поручений. При планировании плана работы необходимо руководствоваться следующими соображениями:

  1)включать  в него только предметы, предусмотренные учебным планом;

  2)равномерно  распределим, время на изучение отдельных дисциплин по дням, неделям, месяцам;

  3)в день изучать не более двух предметов, так как занятия в течение одного дни более чем двумя предметами распыляет внимание и не способствует глубокому и прочному усвоению учебного материала;

  4)в  первые часы заниматься тем предметом, который труднее усваивается;

5)каждый день заниматься не менее двух-трех часов;

  6)в плане самостоятельной работы обязательно предусматривать повторение изученных тем.

  Руководящими  документами для заочника при  изучении каждой дисциплины являются учебная программа, методические указания и контрольные задания, составленные с таким расчетом, чтобы помочь студентам организовать самостоятельную работу и облегчить усвоение учебных дисциплин.

    13. КАК СЛУШАТЬ И  ЗАПИСЫВАТЬ ЛЕКЦИИ

  Основной  формой вузовского обучения является лекция. И отношение студентов-заочников к лекциям должно быть самым внимательным и серьезным, тем более в век научно-технического прогресса, когда поток информации увеличивается в геометрической прогрессии и — естественно — некоторые истины, содержащиеся в учебниках, не соответствуют уровню современной научной мысли.

  Восприятие  лекции студентами является творческим процессом и важным средством их теоретической подготовки.

  Ценность  лекции по сравнению с печатным источником состоит в ее новизне, ибо лектор учитывает в ней современное состояние науки, ее достижения и перспективы развития, использует свежие цифровые данные, приводит наиболее характерные и яркие примеры.

  Лекция  достигнет положительного эффекта  только в том случае, когда студенты серьезно подготовятся к ней: просмотрят соответствующий раздел программы, если позволит бюджет времени, прочтут главу учебника, просмотрят запись предыдущей лекции. На лекции надо сосредоточиться на затрагиваемое по теме, не отвлекаться, следовать, а ходом мыслей лектора, стараться выделять главное, существенное.

  Полезно и нужно вести запись лекции, так  как в данном случае, кроме слуховой, работает и зрительная память. Студент должен постепенно овладевать техникой конспектирования лекций. Не обязателен, но полезен план лекции, крайне необходима запись литературы по теме.

  Конспектирование  лекции не должно быть дословным, следует избегать механической записи лекции. Пинаясь записывать дословно и не успевая, студент оставляет в тетради недописанные фразы, пустые листы, часто пропуская самое главное. Лекция получается хаотической, бессистемной, поверхностной.

  Перед записью надо вначале понять смысл  сказанного, отделить главное от второстепенного. Необходимо следить за интонацией лектора. Он, как правило, выделяет важнейшие положения, определения и выводы, произносит их громче и медленнее обычного. Определения в конспекте лекции необходимо подчеркивать, чтобы затем обратить на них особое внимание. Некоторые студенты главное в лекции выделяют цветом, делают соответствующие пометки на полях.

  В лекциях для студентов-заочников  преподавателями даются советы, какую  дополнительную литературу прочесть самостоятельно, чтобы углубить знания по отдельным вопросам или положениям темы. Эти рекомендации надо тщательно записывать и использовать при подготовке темы.

  Для записи лекций необходимо по каждой дисциплине иметь отдельную тетрадь, в которой  оставлять поля для дополнений и справок. Крайне важно выработать систему сокращений слов, но не злоупотреблять ими. Обязательно следует вносить в тетрадь предлагаемые схемы, диаграммы.

  Если  при конспектировании лекции студент не успевает дословно записать цитаты, приводимые лектором, то он обязательно должен записал, источник, откуда приводится цитата, например, том сочинений  В. И. Ленина и страницы.

  В конце лекции выяснение неясное. По свежим воспоминаниям, желательно в  тот же день, приводятся в порядок записи лекции, выверяется текст, уточняются новые термины, записываются на полях не неясные вопросы, которые затем выносятся на консультацию.

  Правильно записанная лекция является важным методическим материалом для  организации самостоятельной работы, успешной подготовки студентов к сдаче   экзаменов и зачетов.

14. КАК САМОСТОЯТЕЛЬ РАБОТАТЬ   НАД   КНИГОЙ

                 КОНСПЕКТИРОВАТЬ  ПЕРВОИСТОЧНИКИ

  Опыт  показывает, что большинство трудностей в учебе заочников связано с неумением правильно организовать самостоятельную работу.

  Как показали исследования, мя выполнения самостоятельной работы, включая расширение политического и общеобразовательного кругозора, необходимо заниматься по 2 часа ежедневно, кроме выходных. Начинать самостоятельные занятия следует с первых дней обучения, что бы сразу же включиться в ритм работы. Для организации такой работы требуется сознательное напряжение воли. Постепенно принуждение снимается, возникает привычка, работа становится потребностью. При хорошей организации труда можно много работать, не снижая производительности, совмещать основные занятия с учебой, не перегружая себя. Таким образом, первая задача организации самостоятельной работы — составление распорядка на неделю, месяц, в котором необходимо указать время занятий, их характер (изучение теоретического материала, выполнение контрольных и курсовых работ, чтение литературы и др.).

  Второй  задачей организации самостоятельного учебного труда является умение сосредоточить  внимание. Работа без концентрации внимания малопродуктивна, а иногда и бесполезна. Нужно научиться не прерывать внимания, пока работа не будет завершена, пока не будет пройден определенный этап. Поэтому перерыв во время занятий следует приурочивать к концу изучения параграфа, раздела, главы.    В   этом случае не будет потери времени при   возобновлении   работы.

  Третьей задачей организации самостоятельной  работы является экономия времени. Очень важно устранить потери времени, вызванные различными отвлечениями от работы (болтливость, отсутствие порядка в работе, в хранение книг и необходимых письменных принадлежностей). Если под рукой не оказывается необходимого, работа откладывается, время уходит впустую.

  Для самостоятельной работы следует  использовать, и малые промежутки времени: время ожидания, проезда. Надо научиться экономить время с помощью ускорения письма, чтения, быстроты движений, ориентировки.

  Четвертой задачей организации самостоятельной  умственной деятельности является своевременная подготовка рабочего места и содержание его в полном порядке.

  Очень удобно работать в читальных залах библиотеки, учебных кабинетах. Здесь не только рабочая обстановка, но и всегда под рукой энциклопедии, словари, справочники, с помощью которых можно выяснить непонятное. Если Вы живете в сельской местности, используйте возможное в районных библиотек и межбиблиотечного абонемента   (МБА).

  В наше время объем информации, по мнению специалистов, удваивается через каждые 7-10 лет. Поэтому современная высшая школа требует качественно нового подхода к учению, в основе которого лежат методы самостоятельного овладения знаниями, высокая культура их закрепления, хранения и воспроизводства. Это значит, что организованный учебный процесс в вузе должен органически сочетаться с активной самостоятельной работой самого студента.

  Самостоятельную работу по изучению любого предмета следует начинать с тщательного ознакомления с соответствующим разделом программы. Это помогает выделить основные вопросы темы, точно определить, какой материал должен быть изучен, какая литература рекомендуется для этого.

  Изучать темы следует не в выборочном порядке, а в строгой последовательности, предусмотренной программой, ибо каждая последующая тема может быть правильно понята только на основе усвоения предшествующего материала.

  Работу  над литературой лучше начинать с изучения соответствующего раздела учебника. Если по данной теме были прочитаны лекции, то обязательно нужно внимательно изучить записи лекций.

    Очень часто  на экзаменах обнаруживается,   что студенты,

прочитавшие один, а то и два раза учебник, не знают материала. Поэтому каждым студент должен хорошо запомнить, что чтение учебника — это не механическая работа, а творческий труд. Он представляет собой процесс обдумывания прочитанного, размышления, самопроверки. В ряде случаев требуется и неоднократное чтение того или иного раздела учебника. Каждая тема учебника разбита на вопросы, которые 
следует читать от начала до конца. Читая в первый раз ответ на тот или иной вопрос, надо стараться глубоко понять и усвоить изучаемый материал, а не пытаться его «зазубрить». Нельзя оставлять непонятной ни одной мысли, ни одного слова. Если встретилось непонятное   слово, следует выяснить его значение по справочникам, словарям, энциклопедиям, во время консультации. Если  незнакомых слов много и их трудно запомнить, целесообразно записать их.

Информация о работе Организация учебного процесса в ВУЗе