Организация учебного процесса в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:17, методичка

Краткое описание

В основном законе нашей Родины—Конституции Союза Советских Социалистических Республик записано: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением все¬общего обязательного среднего образования молодежи, широ¬ким развитием профессионально-технического, среднего спе¬циального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования...»
Огромная роль в решении этой важнейшей государствен¬ной задачи принадлежит педагогическим институтам, готовя¬щим учителей и воспитателей высшей квалификации не только через дневную, а и через заочную и вечернюю формы обучения (50% учителей нашей страны получают высшее образование заочно).
В условиях научно-технической революции, бурного раз¬вития экономики, науки и культуры несоизмеримо возрастают требования к уровню подготовки педагогических кадров. Современный советский учитель должен обладать глубокими знаниями, быть высококвалифицированным специалистом, идеологически подготовленным и идейно убежденным воспита¬телем молодого подрастающего поколения строителей комму¬низма. В соответствии с этими высокими требованиями с каж¬дым годом совершенствуется система подготовки учителей и воспитателей без отрыва от производства.
Обучаясь в институте, студент приобретает комплекс науч¬ных и методических знаний и умение применять их в своей дальнейшей деятельности. Сочетание студентами-заочниками практической работы с учебой по избранной специальности всегда дает положительные результаты.
Студентам создаются все необходимые условия для успеш¬ного овладения знаниями по избранной специальности. А сту¬дент должен всегда помнить, что учеба — не личное дело студента, а его гражданский долг, его обязанность.
Система обучения в институте существенно отличается от методики обучения в школе. Важнейшей особенностью и ре¬шающим условием успешной учебы студента-заочника явля¬ется его планомерная, систематическая самостоятельная работа.
Настоящее пособие ставит перед собой задачу ознакомить студентов с основными условиями учебы без отрыва от произ¬водства, помочь студентам овладеть важнейшими приемами самостоятельной работы, наиболее рационально и с большей пользой использовать время. Кроме того, в пособие включены заполняемые студентом в соответствии с учебным планом гра¬фики на все годы учебы в институте.
Методическое пособие подготовили: кандидат философ¬ских наук, доцент Варивончик В.И., кандидат филологиче¬ских наук, доцент Мищенчук Н.И., старший преподаватель Марголин Я. Н.

Файлы: 1 файл

Методические рекомендации студенту-заочнику.doc

— 182.00 Кб (Скачать)
  1. Полученные от института методические указания, программы, тематику контрольных и курсовых работ.
  2. Учебники и учебные пособия.
  3. Студенческий билет, зачетную книжку и паспорт.
  4. Рецензии на выполненные и зачетные контрольные и курсовые работы за данный учебный год.
  5. Выписку из трудовой книжки   (на летнюю сессию).

  Во  время сессии студенты обязаны сдать всю использованную методическую документацию и учебную литературу в библиотеку и деканат.

  Методическая  документация и учебная литература на следующий год обучения выдается только тем студентам, которые возвратили ее за прошедший учебный год.

  При смене места жительства студент-заочник  должен немедленно сообщить свой новый адрес в деканат.

  При направлении контрольных, курсовых работ и другой корреспонденции  в институт студент должен на конверте указать адрес института, факультет, где он учится, и обратный адрес.

                         5. СДАЧА ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЧЕТОВ

  Студенты-заочники допускаются к участию в учебно-экзаменационной сессии, если они не имеют задолженностей за предыдущий курс или семестр и к началу учебно-экзаменационной сессии выполнили все контрольные и курсовые работы, предусмотренные учебным планом. Выполненными считаются зачтенные контрольные работы и допущенные к защите курсовые. Сдача экзаменов и зачетов производится только в институте.

  Студент-заочник  строго по утвержденному расписанию должен явиться на зачет или экзамен  вместе со своей группой, имея при себе отрецензированные контрольные работы.

  Студентам, не явившимся на зачет или экзамен без уважительных причин, деканат выставляет неудовлетворительную оценку или незачет. Студенты, получившие на сессии неудовлетворительные оценки по трем и более предметам (включая и дисциплины, на сдачу экзаменов по которым студент не явился без уважительных причин) или не ликвидировавшие задолженность в установленные сроки, исключаются из института за академическую неуспеваемость. Студенты, имеющие неудовлетворительные оценки по одному или двум предметам, обязаны сдать их в течение первого месяца следующего за сессией семестра. В случае несдачи задолженностей они также подлежат исключению из института.

  Студентам, которые не могли сдать экзамены и зачеты в установленные сроки  по болезни или по другим уважительным причинам, документально подтвержденным, декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов. Повторно зачет или экзамен! может принять только тот экзаменатор, который ранее выставил неудовлетворительную оценку. Пересдача неудовлетворительной оценки по одному и тому же экзамену допускается не более двух раз.

  Лица, исключенные из высших учебных заведений  без уважительных причин за академическую неуспеваемость и т. д., в вузах, как правило, не восстанавливаются. В порядке исключения может быть произведено восстановление, если с момента перерыва в обучении прошло не более трех лет, при наличии стажа работы по специальности обучения после исключения не менее одного года и при наличии ходатайства и положительной характеристики с последнего места работы. Восстановление на первый курс запрещается.

6. ПЕРЕВОД СТУДЕНТОВ С КУРСА НА КУРС,

С ОДНОЙ  СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА ДРУГУЮ,

С ОДНОЙ  ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ДРУГУЮ

И В ДРУГОЙ ВУЗ

  Перевод студента па следующий курс, как  правило, оформляется в конце каждого ученного года при условии сдачи предусмотренных учебным планом зачетов и экзаменов за данный курс, о чем издается распоряжение по деканату и производится соответствующая пометка, заверенная печатью, в зачетной книжке студента Если к концу учебного года у студента по уважительным причинам (болезнь и др.) образовалась академическая задолженность за данный курс, он обязан дать письменное объяснение на имя декана факультета с приложением документом. Декан факультета устанавливает 
студенту срок ликвидации академической задолженности, и 
если она в установленные сроки не будет ликвидирована, студент отчисляется из института. Оставление студента   на  том же курсе на следующий  год разрешается ректором института только в исключительных случаях при наличии документов, подтверждающих  уважительную причину и не более двух раз в течение всего срока обучения. Повторное обучение во второй раз допускается только на основании заключения врачебно-консультационной комиссии (ВКК).

  Перевод студентов  с одной   специальности на   другую  не разрешается. По действующему положению студенты заочной и вечерней формы обучения обязаны переходить на работу по специальности, приобретаемой в институте, а не переводиться с отделения на отделение вслед за переходом с одной работы на другую, так как государство ежегодно планирует прием студентов на курс по определенным специальностям, исходя из потребностей народного хозяйства.

  Перевод студентов заочного и вечернего  факультета на дневные факультеты производится ректором института только при наличии вакантных мест на данном факультете и после трех лет обучения студента без отрыва от производства.

  При наличии свободных мест на дневные отделения разрешается переводить студентов-заочников и вечерников старших курсов (начиная с четвертого), имеющих высокие производственные показатели и хорошую академическую успеваемость На вечернее обучение разрешен перевод студентов-заочников, которые работают по специальности, получаемой в институте, и имеют постоянную прописку в городе Минске.

  Перевод студентов-заочников из института  в другой однопрофильный вуз производится в период летних каникул с согласия ректоров обоих вузов при условии совпадения учебных планов (по дисциплинам и объему часов) и наличии уважительных причин, вызывающих необходимость такого перевода (переезд на новое место жительства и др.). Перевод с первого курса одного вуза на первый курс другого не разрешается.

    7. ЛЬГОТЫ ДЛЯ  СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

  Для успешно обучающихся студентов-заочников установлены дополнительные отпуска с сохранением заработной платы.

  На период учебно-экзаменационных сессий студентам I и II курсов предоставляется отпуск на 30 календарных дней; III, IV, V курсов на 40 календарных дней ежегодно; на период сдачи государственных экзаменов — на 30 календарных дней.

  Успешно обучающимися считаются студенты, которые  не имеют задолженности за предыдущую сессию, выполнили все предусмотренные учебным планом контрольные и курсовые работы, представили их в институт на рецензию в установленный срок и получили положительную оценку за 15 дней до начала учебно-экзаменационной сессии. В период сессии контрольные и курсовые работы по дисциплинам, вынесенным на сессию, не принимаются. Студенты, не представившие в срок контрольных и курсовых работ, а также не получившие по ним положительных оценок до начала сессии, считаются неуспевающими, не допускаются к сдаче экзаменов и зачетов по этим дисциплинам.

  Студенты, оставленные по уважительной причине  на повторный курс обучения и не пользовавшиеся за данный курс оплачиваемым отпуском, имеют на пего право, если они за второй год обучения успешно выполнили соответствующий план.

  Студентам-заочникам, не выполнившим учебного плана к  началу учебно-экзаменационной сессии по особо уважительным причинам, документально подтвержденным, декан факультета назначает другой срок ее проведения. Студенты, которым перенесен срок учебно-экзаменационной сессии, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

  Если  студенты сдали экзамены и зачеты, не использовав полагающегося им отпуска, то перенос его на другое время не разрешается.

  На  период десяти учебных месяцев перед началом государственных экзаменов еженедельно заочники выпускного курса могут получить один свободный от работы день для подготовки к занятиям с оплатой его в размере 50% получаемой зарплаты, но не ниже минимальной.

  Руководителям предприятий и учреждений разрешается предоставлять в указанный период дополнительно, но желанию студента, еще один- два свободных от работы дня в неделю без сохранения заработной платы.

  Проезд  к месту нахождения вуза и обратно студентов заочного обучения для выполнении лабораторных работ и сдачи зачетов и экзаменов один раз в год, а также для подготовки и сдачи государственных экзаменов оплачивается в размере 50%. Стоимости проезда за счет предприятий и учреждений по месту их работы.

    8. ЛЬГОТЫ ДЛЯ  СТУДЕНТОВ-ВЕЧЕРНИКОВ

  Для сдачи зачетов и  экзаменов студентам-вечерникам предоставляются дополнительные отпуска продолжительностью: на I и II курсах 20 календарных дней, а на III и последующих—30 календарных дней ежегодно. Дни подготовки и сдачи государственных  экзаменов студентам-вечерникам предоставляется 30 календарных дней.

  Если  по учебному плану вечернего факультета предусмотрена на последних курсах одна экзаменационная сессия, завершающая семестр, дополнительный отпуск предоставляется в половинном размере, так как во второй половине учебного года студенты пользуются другими льготами, связанными с подготовкой и сдачей государственных экзаменов. Студенты-вечерники так же, как и студенты-заочники, пользуются правом па получение свободных от работы дней.

  Лица, принятые в высшие учебные заведения для получения второй специальности без отрыва от производства, пользуются правом на льготы, установленные для студентов соответствующих курсов вечернего и заочного обучения.

      9. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРАКТИКА

  Согласно  Инструкции по организации и проведению педагогической практики, утвержденной Министерством высшего и   среднего    специального    образования    СССР    13    ноября 1972 года, все студенты-заочники, в зависимости от наличия у них педагогического опыта и характера выполняемой ими практической работы, делятся на три группы:

  а) к первой группе относятся студенты, работающие учителями во всех типах школ по специальности, соответствующей профилю факультета.

  б) ко второй группе относятся учителя I классов, работающие в школе по специальности, не соответствующей профилю факультета, педагогические работники других учебно-воспитательных учреждений (детдомов, дошкольных учреждений, профтехнических училищ и др.) и пионервожатые. К этой же группе относятся и те студенты, которые работали по специальности, соответствующей профилю факультета, но имеют перерыв в работе более 5 лет;

  в) к третьей группе относятся студенты-заочники, не имеющие опыта педагогической работы.

  1. Студенты-заочники, относящиеся к первой группе, от педагогической практики освобождаются при наличии положительной характеристики с места работы. (В деканат они представляют выписку из трудовой книжки и характеристику).
  2. Студенты-заочники, относящиеся ко второй группе, проходят педагогическую практику без отрыва от производства. На V курсе практику проходят все студенты  этой группы, на IV курсе — только не работающие учителями: пионервожатые, воспитатели и др. (В деканат они представляют заявление с указанием школы, в которой они будут проходить практику, к заявлению прилагается согласие дирекции школы на 
    руководство практикой.)
  3. Студенты-заочники второй группы, проживающие или работающие далеко от школы, в которой они могли бы проходить практику, по согласованию с органами народного образования задерживаются в институте после зимней сессии 9 семестра (V курс) и в течение 10—12 дней проходят педагогическую практику, организуемую институтом. Время пребывания на этой практике по месту работы не оплачивается.
  4. Студенты-заочники, проживающие в городе, в котором находится институт, проходят педагогическую практику под руководством методистов специальных кафедр, утвержденных проректором по заочному обучению.
  5. Педагогическая практика студентов-заочников на IV—V курсах, не ведущих педагогической работы в школе, проводится в течение 8 недель.

  По  итогам педагогической практики каждый студент-заочник представляет групповому руководителю (не позднее чем через 5 дней после окончания педагогической практики) отчет со следующим приложением: дневник педпрактики, 2 конспекта зачетных уроком и внеклассных мероприятии, характеристику (отзыв).

Информация о работе Организация учебного процесса в ВУЗе