Организация самостоятельной работы ученика с учебником на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в том, что специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида имеет целью готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве. Обучение должно привить учащимся умение ставить в начале своей деятельности цель, находить рациональные пути её достижения, добиваться успехов в этой деятельности.

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа ученика с учебником на уроках географии в спец.корр школе 8 вида.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

4. Вопросы и задания, направленные на применение сравнительных характеристик географических понятий: «Чем остров отличается от полуострова? Чем отличается течение равнинных рек от горных? Сравните береговые очертания и поверхность материков Австралии и Африки. Чем Луна отличается от Земли? Отчего происходит затмение Солнца и Луны? Почему Солнце и Луна нам кажутся одинаковыми?» и т. д.

При работе с иллюстрациями создаются условия для закрепления понимания географического материала. Необходимо научить детей обращать внимание на каждый рисунок и тщательно разбираться в нем. Все иллюстрации соответствуют текстам учебника, так как они разъясняют их содержание, уточняют и дополняют. Т.И. Пороцкая указывает, что целесообразно подробно разобрать рисунок до чтения статьи (выделять его основные детали на доске, использовать аналогичную картину или диапозитив и т. д.), тогда при чтении статьи ученикам будет достаточно взглянуть на рисунок, чтобы понять его содержание. Впоследствии при закреплении прочитанного материала можно еще раз вернуться к рисункам, напечатанным в учебнике (18). Однако задания и вопросы к рисункам рекомендуется использовать в самостоятельной работе школьников. Например, в V классе формируется понятие о роднике и ручье. Учитель предлагает рассмотреть соответствующие рисунки и выполнить задания (6):

1. Рассказать, по рисунку, через какие слои вода проходит, какие слои ее задерживают.

2. Показать на рисунке, в каком месте вода выходит па поверхность земли.

3. Показать родник на рисунке.

4. Найти начало ручья — исток.

Подводя итог, учитель уточняет формулировку о различиях между родником и ручьем, формирует представления и понятия, исходя из чувственно-наглядных образов (рисунков) путем индукции. В других случаях рисунки могут быть использованы и для конкретизации понятий и подтверждения выводов, сделанных путем дедукции. Рисунки учебника выполняют большую познавательную функцию, поэтому учителю следует приучать детей работать с ними. Каждый рисунок учащиеся должны уметь анализировать. Эта работа часто происходит одновременно с изучением текста, иногда она проводится после его изучения, а в некоторых случаях предшествует ему. Работа с рисунками учебника обязательно сочетается с работой по картам, т. е. нахождением иллюстрируемого объекта (6).

Таким образом, работа с учебником находит широкое применение в специальной коррекционной школе VIII вида как при изучении нового материала, так и при его закреплении. Работа с учебником необходима на всех этапах урока, так как учащиеся должны усвоить новую тему на самом уроке. Сочетание рассказа и работы с учебником — важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Читая материал по учебнику после рассказа учителя, учащиеся не только закрепляют изученный материал на уроке, но и сравнивают объяснение учителя с материалом учебника. Чтение текста учебника после изложения материала учителем помогает умственно отсталым детям лучше осмысливать и глубже усваивать учебный материал. Самостоятельная работа с учебником помогает школьникам с интеллектуальной недостаточностью закрепить географический материал, прививает интерес к предмету, к чтению, а также воспитывает такое личностное качество как самостоятельность.

 

 

Заключение

 

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что уроки географии играют важную роль в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также выступают важнейшим средством коррекции имеющихся недостатков познавательной и личностной сферы. Географический материал в целом способствует повышению познавательной активности школьников, позволяет корригировать недостатки внимания, формировать умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные задания. Изучение географии предполагает активное функционирование таких важнейших психических процессов, как воображение, речь, память.

Важнейшим источником знаний в обучении географии служит учебник. Он в значительной мере определяет объем и глубину подлежащих усвоению знаний, задает темп продвижения учащихся от незнания к знанию. Использование учебника географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для освоения предмета учащимися. При этом учебники должны быть написаны в соответствии с учебной программой для этих школ, удовлетворять и соответствовать потребностям школьников, учитывать их возрастные и интеллектуальные особенности.

Одним из методов работы на уроках географии является самостоятельная работа позволяет, которая позволяет повысить степень умственной активности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В СКОШ VIII вида на уроках географии используется такой метод как самостоятельная работа школьников, направленная на вооружение учащихся необходимыми практическими навыками и умением переносить эти навыки на другие виды деятельности. При этом включение учебника в самостоятельную деятельность школьников опирается на ряд приемов: работа с текстом, работа с заданиями и вопросами, работа с иллюстрациями.

Использование самостоятельной работы с учебником на уроках географии повышает интерес школьников с интеллектуальной недостаточностью к предмету, воспитывает в них инициативность, самостоятельность, желание узнать новое.

 

 

 

 

Литература

 

  1. Аксенова А.К., Антропов А.П., Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы: Русский язык, математика, история, этика, природоведение, география, естествознание, изобразительная деятельность, домоводство, музыка, физическая культура: Сборник. Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 2006. – 296 с.
  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Байбородова А.В. Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе. – М.: Владос, 2008.
  4. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 224 с.
  5. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: «География». — М.: Просвещение, 1987.
  6. Григорьянц А.Г. Методика обучения географии во вспомогательной школе/ А. Г. Григорьянц.- Ташкент: Укитувчи, 1980. – 163 с.
  7. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР. – М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.
  8. Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983. - 240с.,
  9. Кабелко И.В. Сочетание методов обучения при изучении природных зон во вспомогательной школе // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – М., 1987
  10. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
  11. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. О новых учебниках по географии для специальной (коррекционной) школы 8 вида. //Коррекционная педагогика. – 2004. - №4.
  12. Малкин И.И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся. // Приложение к журналу «Народное образование». - №10. - 1966. - С.13-23
  13. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
  14. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
  15. Перминова, Л. М., Мартемьянова Т.Ю.  Конструирование школьного учебника: логико-дидактический подход / Педагогика. – 2006. - №8. -. –С. 24-29
  16. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980.
  17. Подвальная Е.В. Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности процесса обучения географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Автореф. дисс… к.пед.наук. – М., 2010.
  18. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977.
  19. Практикум по методике обучения географии / В.Д. Сухаруков, Д.П. Финаров и др. – М.: Академия, 2010.
  20. Синев В. Н., Стожок Л. С.Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. – Киев: Радянська школа, 1977
  21. Соломина Е.Н., Лифанова Т.М. География России: 7 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 2006
  22. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: Астрель, 2007.
  23. Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе.// Педагогика. – 2005. - №4. – С. 10-18

 

 

 


 



Информация о работе Организация самостоятельной работы ученика с учебником на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида