Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 23:20, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида имеет целью готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве. Обучение должно привить учащимся умение ставить в начале своей деятельности цель, находить рациональные пути её достижения, добиваться успехов в этой деятельности.
4. Вопросы и задания, направленные на применение сравнительных характеристик географических понятий: «Чем остров отличается от полуострова? Чем отличается течение равнинных рек от горных? Сравните береговые очертания и поверхность материков Австралии и Африки. Чем Луна отличается от Земли? Отчего происходит затмение Солнца и Луны? Почему Солнце и Луна нам кажутся одинаковыми?» и т. д.
При работе с иллюстрациями создаются условия для закрепления понимания географического материала. Необходимо научить детей обращать внимание на каждый рисунок и тщательно разбираться в нем. Все иллюстрации соответствуют текстам учебника, так как они разъясняют их содержание, уточняют и дополняют. Т.И. Пороцкая указывает, что целесообразно подробно разобрать рисунок до чтения статьи (выделять его основные детали на доске, использовать аналогичную картину или диапозитив и т. д.), тогда при чтении статьи ученикам будет достаточно взглянуть на рисунок, чтобы понять его содержание. Впоследствии при закреплении прочитанного материала можно еще раз вернуться к рисункам, напечатанным в учебнике (18). Однако задания и вопросы к рисункам рекомендуется использовать в самостоятельной работе школьников. Например, в V классе формируется понятие о роднике и ручье. Учитель предлагает рассмотреть соответствующие рисунки и выполнить задания (6):
1. Рассказать, по рисунку, через какие слои вода проходит, какие слои ее задерживают.
2. Показать на рисунке, в каком месте вода выходит па поверхность земли.
3. Показать родник на рисунке.
4. Найти начало ручья — исток.
Подводя итог, учитель уточняет формулировку о различиях между родником и ручьем, формирует представления и понятия, исходя из чувственно-наглядных образов (рисунков) путем индукции. В других случаях рисунки могут быть использованы и для конкретизации понятий и подтверждения выводов, сделанных путем дедукции. Рисунки учебника выполняют большую познавательную функцию, поэтому учителю следует приучать детей работать с ними. Каждый рисунок учащиеся должны уметь анализировать. Эта работа часто происходит одновременно с изучением текста, иногда она проводится после его изучения, а в некоторых случаях предшествует ему. Работа с рисунками учебника обязательно сочетается с работой по картам, т. е. нахождением иллюстрируемого объекта (6).
Таким образом, работа с учебником находит широкое применение в специальной коррекционной школе VIII вида как при изучении нового материала, так и при его закреплении. Работа с учебником необходима на всех этапах урока, так как учащиеся должны усвоить новую тему на самом уроке. Сочетание рассказа и работы с учебником — важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Читая материал по учебнику после рассказа учителя, учащиеся не только закрепляют изученный материал на уроке, но и сравнивают объяснение учителя с материалом учебника. Чтение текста учебника после изложения материала учителем помогает умственно отсталым детям лучше осмысливать и глубже усваивать учебный материал. Самостоятельная работа с учебником помогает школьникам с интеллектуальной недостаточностью закрепить географический материал, прививает интерес к предмету, к чтению, а также воспитывает такое личностное качество как самостоятельность.
Анализ психолого – педагогической литературы показал, что уроки географии играют важную роль в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также выступают важнейшим средством коррекции имеющихся недостатков познавательной и личностной сферы. Географический материал в целом способствует повышению познавательной активности школьников, позволяет корригировать недостатки внимания, формировать умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные задания. Изучение географии предполагает активное функционирование таких важнейших психических процессов, как воображение, речь, память.
Важнейшим источником знаний в обучении географии служит учебник. Он в значительной мере определяет объем и глубину подлежащих усвоению знаний, задает темп продвижения учащихся от незнания к знанию. Использование учебника географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для освоения предмета учащимися. При этом учебники должны быть написаны в соответствии с учебной программой для этих школ, удовлетворять и соответствовать потребностям школьников, учитывать их возрастные и интеллектуальные особенности.
Одним из методов работы на уроках географии является самостоятельная работа позволяет, которая позволяет повысить степень умственной активности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В СКОШ VIII вида на уроках географии используется такой метод как самостоятельная работа школьников, направленная на вооружение учащихся необходимыми практическими навыками и умением переносить эти навыки на другие виды деятельности. При этом включение учебника в самостоятельную деятельность школьников опирается на ряд приемов: работа с текстом, работа с заданиями и вопросами, работа с иллюстрациями.
Использование самостоятельной работы с учебником на уроках географии повышает интерес школьников с интеллектуальной недостаточностью к предмету, воспитывает в них инициативность, самостоятельность, желание узнать новое.