Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 23:20, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида имеет целью готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве. Обучение должно привить учащимся умение ставить в начале своей деятельности цель, находить рациональные пути её достижения, добиваться успехов в этой деятельности.
Географический факультет
Курсовая работа
по дисциплине: «Методика преподавания географии»
на тему: «Организация самостоятельной работы ученика с учебником на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Выполнила:
студентка 5 курса, 3 гр. 9 пгр.
Климова Виктория Алексеевна
Научный руководитель:
к. п. н., доц. Беловолова Е.А.
г. Москва, 2015 г.
Актуальность исследования заключается в том, что специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида имеет целью готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве. Обучение должно привить учащимся умение ставить в начале своей деятельности цель, находить рациональные пути её достижения, добиваться успехов в этой деятельности.
СКОШ VIII вида, воспитывая и обучая детей с интеллектуальными нарушениями, имеет специфическую задачу - осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося. Школа должна давать учащимся знания, но кроме этого - развивать умение мыслить самостоятельно.
Решение этой важной задачи невозможно без использования самых разнообразных форм работы на уроке, поиска нестандартных путей и технологий, предполагающих предметную деятельность учащихся с интеллектуальными нарушениями во время занятия. Наиболее полно реализует эту задачу вовлечение ученика в процесс самостоятельной работы на уроке. Именно она помогает учителю в решении важнейших задач обучения, способствует формированию ведущих идей, понятий и знаний; развивает мышление учащихся; организует их активную познавательную деятельность; формирует учебные и специальные умения школьников, в том числе навыки самостоятельной работы, развивает интерес к предмету; разнообразит формы проверки знаний; способствует проведению дифференцированной работы с учащимися.
Кроме того, самостоятельная работа нужна не только с целью познания, но и призвана сформировать самостоятельность как черту личности, которая может сформироваться лишь в процессе самостоятельной работы, которая является залогом прочного и сознательного усвоения знаний.
Среди предметов, изучаемых в коррекционной школе, важное образовательное, практическое и воспитательное значение имеет география. Формирование знаний по этому предмету и развитие самостоятельной учебной деятельности происходит в тесной взаимосвязи и является обязательной составной частью процесса обучения, воспитания и развития школьников с интеллектуальными нарушениями. География, несмотря на привлекательность учебной информации, вызывает определенные трудности у школьников с интеллектуальной недостаточностью по причине большой доли абстракции изучаемого материала, значительного количества специальных терминов, отсутствием адаптированных стенных географических карт, ограниченности информации об окружающем мире у учащихся и т.п. Данные, полученные рядом авторов (И.М. Бгажнокова, Т.М. Лифанова, Н.Б. Матвеева, В.Н. Синев, Е.Н. Соломина и др.), говорят о том, что в большинстве случаев элементарные географические представления у школьников с интеллектуальной недостаточностью до начала обучения географии либо вовсе не формируются, либо слишком ограничены, а иногда искаженно отражают действительность.
Обучение географии предполагает и требует применение большого количества заданий для самостоятельной работы, что помогает более успешно реализовать коррекционные возможности предмета.
Цель работы: изучить особенности использования самостоятельной работы с учебником на уроках географии в специальной коррекционной образовательной школе VIII вида.
Задачи:
1. Проанализировать значение
2. Определить роль учебника в процессе обучения географии школьников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Выявить особенности
Объект исследования: организация деятельности учащихся на уроках географии в специальной коррекционной образовательной школе VIII вида.
Предмет исследования: организация самостоятельной деятельности с учебником на уроках географии в специальной коррекционной образовательной школе VIII вида.
География – один из важнейших предметов, который изучается в современной школе. Это уникальный предмет, который находится на стыке естественно – научного и гуманитарного знания. География как предмет имеет широкий спектр межпредметных связей, обладает широким выбором средств и методов обучения. Как отмечают Л.В. Байбородова, А.В. Матвеев, география способствует формированию у школьников целостного взгляда на природу, население, различные регионы, а также на общество и нашу страну в целом. География способствует формированию патриотического чувства, т.к. воспитывает интерес и любовь к своей стране, к своей родине (3). Современная методика обучения географии, по мнению Д.П. Финарова и др., направлена на формирование у школьников ключевых компетентностей (19), (22):
-компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
-компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
-компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации);
-компетентность в бытовой сфере (учитывая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);
-компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида география имеет особое значение. В учреждениях данного типа география изучается как отдельный самостоятельный предмет с 5 –ого по 9 – ый классы с пропедевтическим периодом в младших классах (4). При этом программа по географии построена с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью. Школьники овладевают более упрощенным материалом, доступным для их восприятия, понимания и осознания.
География играет важную роль в развитии познавательной активности, психических процессов, личности учащихся. Т.И. Пороцкая указывает, что география способствует развитию познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, у школьников. Изучение природы, познание ее закономерностей помогает учащимся овладеть конкретными знаниями и трудовыми навыками, расширяет их кругозор, способствует формированию мировоззрения. Основной дидактической задачей учителя географии, при этом, является формирование у учащихся на основе представлений географических понятий о свойствах географических объектов, о связи между ними и явлениями с выделением самого главного в изучаемом и суждений, которыми эти понятия приводятся в систему. География в специальной (коррекционной) школе VIII вида, как и в массовой, исследует все явления в их причинной связи, в их постоянном взаимодействии, что особенно важно для развития познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью (18, с. 26).
Как отмечают В.Н. Синев, Л.С. Стожок, учебный материал по географии воспитывает у учащихся любовь и уважение к труду, к природе, бережное, гуманное отношение к ней. Использование на уроках географии фрагментов произведений искусства и литературы, учебно-воспитательная работа во время экскурсий, краеведческих походов и т. п. с акцентированием внимания учащихся на красоте и неповторимости природы, пробуждение эмоционально-положительного отношения к картинам живой природы помогают эстетическому воспитанию учащихся (20).
Географический материал в целом способствует повышению познавательной активности школьников, позволяет корригировать недостатки внимания, формировать умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные задания. Изучение географии предполагает активное функционирование таких важнейших психических процессов, как воображение, речь, память. Используются специальные приемы работы, направленные на коррекцию недостатков и дальнейшее развитие этих процессов: составление характеристик изучаемых объектов и местностей, условные «путешествия» по карте, заполнение таблиц, схем, контурных карт, упражнения на воспроизведение информации в фрагментарно-выборочной и целостной формах и т. п. Особое значение для решения коррекционно-развивающих задач на уроках географии имеет работа по развитию логического мышления. Постепенный переход от конкретно-образной и натуральной наглядности к символическим пособиям (схемы, карты, глобус) развивает абстрактное мышление; формирование у учащихся географических понятий и связей между ними, решение географических задач требует активной умственной деятельности школьника. Как один из видов познавательных операций широко используются сравнения. Это дает возможность учителю исправлять недостатки, типичные для школьников с интеллектуальной недостаточностью, и специально формировать умение сопоставлять географические объекты и явления. На уроках географии формируется обобщение изучаемых понятий.
В начальном курсе физической географии учащиеся с интеллектуальной недостаточностью учатся ориентироваться на местности, им даются понятия «план», «масштаб», «глобус», «карта»; изучают пояса освещенности солнцем поверхности земли, узнают об их расположении, получают представления о климате. Знакомясь с природой, школьники узнают о ее географическом положении, границах, пограничных государствах, морях, озерах. Они изучают разнообразие природных условий на территории нашей страны, получают краткие сведения об особенностях природы каждой зоны, об основных занятиях населения. Курс географии материков и океанов включает краткие элементарные сведения о солнечной системе, атмосферных явлениях и др. Изучается географическое положение каждого материка. Также школьники получают элементарные знания по экономической географии нашей страны. Особое внимание уделяется формированию у учащихся представлений о разнообразии занятий населения, связанных с природными условиями, о взаимосвязи различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, о трудовой деятельности в народном хозяйстве, об охране окружающей среды. Содержание географического в специальной (коррекционной) школе VIII вида предусматривает элементарное экономическое образование учащихся, формирует у них доступное их пониманию представление об окружающем мире, умения правильно объяснять некоторые явления природы (13, с. 138). В соответствии с программой по географии, составленной Т.М. Лифановой, учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс — «Начальный курс физической географии» (66 ч), 7 класс — «География России» (66 ч), 8 класс — «География материков и океанов» (66 ч), 9 класс — «Наш край» (66 ч) (1).
Исследования, проведенные различными учеными, показывают, что преподавание географии при всей своей значимости достаточно консервативно и зачастую неэффективно. Например, И.В. Кобелко в своих исследованиях показал, что учителя на уроках географии использую преимущественно словесно-наглядные методы. Наиболее распространенными разновидностями их сочетания были беседа — рассказ — карта, учебник — беседа — карта, беседа — рассказ — картина (иллюстрация, рисунок), что значительно обедняет урок (9). Исследования современных авторов, в частности Е.В. Подвальной, указывают на недостаток использования на уроках географии мультимедийных средств, которые, как известно, существенно повышают интерес школьников к обучению, а также общий уровень освоенности материала (17).
Таким образом, значение уроков географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида трудно переоценить. География как самостоятельный предмет формирует у школьников интерес к окружающей действительности и в то же время способствует формированию познавательной активности и коррекции имеющихся нарушений школьников. Это позволяет использовать средства и методы географии с максимальной эффективностью.
Важнейшим источником знаний в обучении географии служит учебник. Он в значительной мере определяет объем и глубину подлежащих усвоению знаний, задает темп продвижения учащихся от незнания к знанию. На сегодняшний день существует немало противоречий, касающихся современных школьных учебников. В современном мире можно наблюдать большое количество образовательных программ и, соответственно, разнообразие учебников различных авторов, различных программ, различных уровней сложности. Но в то же время значительное количество учебников не отражает полный уровень знаний, достаточный для усвоения школьниками учебного материала. Многие учебники не отвечают гигиеническим стандартам шрифта, оформления и т.д. Поэтому в образовательной науке сегодня можно наблюдать большое количество споров относительно конструирования школьного учебника. Например, Л.М. Перминова, Т.Ю. Мартемьянова предлагают свой подход к конструированию учебника, который заключается в том, чтобы процесс конструирования осуществлялся поэтапно согласно принципам логико-дидактического подхода, а также соответствовал психолого-педагогическим закономерностям усвоения информации (15, с. 27).
Основные требования к содержанию школьного учебника отражены у С.А. Смирнова. Школьный учебник должен строго соответствовать учебной программе по предмету. В то же время учебники, созданные на основе типовых программ, рекомендуются Министерством образования России для всех школ страны. Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные, компоненты (вопросы, задания, памятки, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения; собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели). Учебный текст направлен на разъяснение содержания темы, поэтому он должен отражать эмоциональное содержание, вызывать интерес к предмету обучения. Учебники организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Поэтому важно, чтобы материал в учебнике был высокой степени обобщения, но одновременно и конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Учебный материал должен соответствовать современным научным данным и в то же время быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, интеллектуальный уровень, возрастные особенности, направлен на развитие познавательных способностей, потребность в знаниях и практической деятельности. Формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет не только доступность, но и проблемность изложения, возможность учебника пробуждать познавательный интерес учащихся (14, с. 166).