Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 23:20, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида имеет целью готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве. Обучение должно привить учащимся умение ставить в начале своей деятельности цель, находить рациональные пути её достижения, добиваться успехов в этой деятельности.
Исследователи проблем школьного учебника (Д.Д. Зуев, В.В. Краевский) называют в качестве важнейшей функции учебника – организацию и руководство процессом обучения. Т.е. учебник учит, воспитывает и развивает учеников, добиваясь прочного и осознанного усвоения знаний, формирования определенных убеждений, системы умений и навыков самостоятельной работы с книгой. Методически правильно построенный учебник является помощником учителя в подготовке к уроку, его планировании и проведении. Он должен содержать все необходимое для организации работы учащихся в школе и дома (8), (10).
Современные учебники географии характеризует высокий научный уровень и глубоко продуманный, педагогически обоснованный методический аппарат. Изучение опыта работы учителей географии показывает, что большинство их правильно понимают дидактические функции учебника географии и систематически ведут работу с ним на всех этапах процесса обучения. Однако зачастую обучающие функции учебника реализуются не полностью. В.П. Голов называет причины подобного явления (5):
1. У части учителей существует
мнение о том, что применение
учебника на уроке служит призн
2. Переоценка роли учебника, когда учитель работает только по учебнику, «от сих до сих», без привлечения других средств обучения; материал дается и заучивается в строгом соответствии с текстом. Подобная организация работы с учебником служит причиной падения интереса к географии, ведет к формализму знаний.
3. Неправильная оценка
4. Многие учителя сами испытывают затруднения в выборе рациональных способов работы с учебником, не умеют разнообразить ее в зависимости от характера учебного материала, возрастных и познавательных возможностей и, как следствие, не обучают учащихся приемам эффективной работы с ним.
5. Учитель не осознает, что учебник представляет собой комплексное средство обучения, в котором каждый из компонентов несет специфические, свойственные только ему дидактические функции. Это приводит к тому, что учащиеся работают только с текстом учебника и не обучаются приемам анализа карт, фотографий, схем и т. д., не обращают внимания на вопросы и задания, направленные на усвоение понятий, установление связей и т. д.
В практике работы каждый из этих недостатков проявляется в снижении качества знаний учащихся, ведет к тому, что многие школьники работают с учебником нерационально, затрачивая на подготовку уроков чрезмерно много времени. Успешная работа с учебником возможна только при условии, что учитель, во-первых, сознает важность этой работы и ведет ее систематически, во-вторых, хорошо знает его содержание и особенности построения и, в-третьих, сам владеет приемами работы с этим средством обучения (5). А.В. Хуторской предлагает конструирование учебников в соответствии с личностно – ориентированным обучением, опираясь на связь знаний с реальной действительностью, опорой на мультимедийные средства, возможности Интернет, веб – сайтов. Автор указывает на необходимость включения в содержание учебника лучших работ учеником, а также на возможность замены бумажного носителя учебника на электронный (23, с. 10-18).
Использование учебника географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для освоения предмета учащимися. Однако в связи с особыми образовательными потребностями учащихся данных школ, к учебникам географии предъявляется ряд требований. Прежде всего, учебники должны быть написаны в соответствии с учебной программой для этих школ. Хотя, несомненно, учебник не является единственным источником знаний на уроках географии. Учитель может использовать дополнительный материал: выдержки из газет, журналов, иллюстрации, хрестоматийный материал и т.д.
К учебникам, используемым в специальной (коррекционной) школе VIII вида, предъявляются общепедагогические требования, согласно которым учебник должен (13, с. 129):
-обеспечивать воспитывающий характер обучения и формирование материалистического мировоззрения;
-сообщать научно достоверные данные в пределах, обозначенных программой;
-развивать мышление учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности, развивать речь;
-обеспечивать подготовку к самостоятельному (в доступных пределах) приобретению знаний.
Методические требования к учебникам специальной (коррекционной) школы VIII вида отражают (13):
-соответствие возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию;
-четкое структурное членение и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т. п.;
-достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;
-включение заданий, стимулирующих развитие в некоторой степени самостоятельности при решении поставленных задач, формирование умений пользоваться запасом имеющихся знаний.
Все эти требования выполняются при отборе словесного материала (статей, упражнений, примеров) для объяснения, закрепления, повторения учебного материала, методического аппарата (правил, инструкций, заданий, вопросов), иллюстраций (рисунков, фотоснимков, графиков и др.).
В учебниках должен соблюдаться принцип коррекционной направленности обучения, требования индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся как необходимого условия продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребенка. С этой целью предусмотрено (13):
-дробное, поэтапное преподавание учебного материала и аналитико-синтетический способ его показа, отработка каждого элемента и обеспечение целостного восприятия;
-опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;
-постоянное обращение к реально существующим связям;
-особое внимание — выявлению причинно-следственных связей и закономерностей;
-акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;
-достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала;
-включение изучаемого материала в различные виды упражнений;
-рациональное использование иллюстративного материала;
-включение для самостоятельного выполнения упражнений заданий разной степени сложности.
Описание учебника географии, представленное Т.И. Пороцкой, отражает следующие особенности. Тексты статей учебников составлены поурочно, однако в большинстве статей дается материала несколько больше, чем предусмотрено программой. Этот дополнительный материал предлагается для закрепления главного. Количество страниц в учебнике, рассчитанное на один урок, колеблется от 0,5 до 2. Основные названия и выводы, которые необходимо запомнить, выделены в тексте статьи полужирным шрифтом. Установлению минимального объема учебного материала, который должен быть усвоен учениками, помогают и контрольные вопросы, прилагаемые к каждой учебной статье. Перед статьей в учебнике помещены задания по работе с картой, картиной, которые должны подготовить учащихся к наиболее полноценному восприятию материала, данного в тексте. В конце статьи даются вопросы для выяснения знания основного содержания материала учениками « практические задания, способствующие его закреплению, а также некоторые вопросы, направленные на воспитание у учащихся любви к природе, на углубление знаний родного края. Например, предлагается узнать, как используются река, озеро, пруд, чем занимаются жители той местности, где живут и учатся дети, или рассказать о пользе, которую приносят человеку лес, домашние животные, как у нас охраняют леса, зверей и птиц. Все эти вопросы и задания соответствуют требованиям программы по географии (18).
Современные учебники по географии для специальной (коррекционной) школы VIII вида (например, учебник Соломиной Е.Н., Лифановой Т.М. «География России: 7 класс») также соответствуют основным программным требованиям. В учебниках представлены текстовый и внетекстовый компоненты, предлагаются вопросы и задания для учащихся, кроме того, учебники богаты иллюстративным материалом, отражающим современные достижения науки, актуальное состояние географических объектов (21).
Учебники по географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида содержат материалы разного рода: тексты (описательные, объяснительные, художественные, стихотворные), схемы, таблицы, карты, рисунки, вопросы и задания. Доступность, простота языка, эмоциональность изложения — все это способствует усвоению учебного материала умственно отсталыми школьниками. Текст учебника напечатан крупным шрифтом. Мелкий шрифт быстро утомляет детей с интеллектуальной недостаточностью, многие из них имеют слабое зрение. Кроме того, крупный шрифт, которым напечатаны вопросы и задания, подчеркивает важность их выполнения учащимися. Однако преимущества и достоинства учебников для специальных школ VIII вида значимы только в случае методически правильного обучения учащихся работе с учебником, привития любви к учебнику, воспитанию у них навыка и умения пользоваться книгой, аккуратности в обращении с учебным пособием.
Таким образом, учебник приобретает важную роль в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Учебник способствует приобретению знаний по географии и навыков учебной работы. При этом особенно важно уметь организовывать самостоятельную деятельность школьников.
В настоящее время самостоятельная работа является важным методом в обучении школьников. По классификации Ю.К. Бабанского самостоятельная работа отнесена к методам организации и осуществления учебной деятельности (2). Б.П. Есипов рассматривал самостоятельную работу учащихся как работу, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий (7). Пидкасистый П.И. указывает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями (16). В самостоятельной работе учащихся выделяются следующие признаки:
- наличие задания учителя;
- самостоятельность учащихся;
- выполнение задания без
- активность, умственное напряжение учащихся.
Целью самостоятельной работы на уроках является то, что важно научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать материал.
И.И. Малкиным предложена классификация самостоятельных работ в зависимости от характера познавательной деятельности (12):
1. Работы репродуктивного типа:
а) воспроизводящие (выполнение работы на основании имеющихся знаний);
б) тренировочные (применение знаний в новых ситуациях);
в) обзорные (задания на осмысление и систематизацию знаний);
г) проверочные (контрольные задания).
2. Работы познавательно-
а) подготовительные (при выполнении работы учащиеся испытывают нехватку знаний и подготавливаются к освоению нового материала);
б) констатирующие (подобные работы направлены на описание новых фактов, важны для изучения географического материала);
в) экспериментально-поисковые (работа, направленная на поиск новой информации);
г) логически-поисковые .
3. Работы творческого типа:
а) художественно-образные (создание оригинального образа);
б) научно-творческие (выполнение познавательных задач);
в) конструктивно-технические (направлены на конструирование и создание новых технических объектов) .
4. Работы познавательно-
а) учебно-практические (изготовление материалов, наглядных пособий);
б) общественно-практические (общешкольная деятельность учащихся).
Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.
Для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида самостоятельная работа также является важным методом обучения. В.Н. Синев, Л. С. Стожок указывают, что самостоятельная работа позволяет повысить степень умственной активности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. По мнению авторов, необходимо создавать такие проблемные ситуации, в которых ученики встречали бы противоречия между имеющимся запасом знаний и условием задания, для решения которого нужно на основании знаний сделать какие–то новые выводы, установить новые связи. Если ученик находит выход из такой ситуации без подсказки учителя, он делает определенный шаг на пути своего умственного развития. Эффективными видами таких проблемных заданий являются те, которые основаны на необходимости устанавливать причинно–следственные связи между географическими явлениями (20).