Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Целю курсовой работы, является определение способов и приемов организации у детей самостоятельности в изобразительной деятельности.
Объект курсовой работы: творческие способности детей.
Предмет курсовой работы: самостоятельность детей в изобразительной деятельности.
Задачи:
Определить необходимые качества личности ребенка и их дальнейшее развитие в изобразительной деятельности
Дать определение самостоятельной познавательной, творческой и других видов детской деятельности, и определить ее значение в воспитании и развитии ребенка
Установить и показать взаимосвязь семьи, домашней среды и педагогических процессов детского сада в целях развития ребенка.

Файлы: 1 файл

Курсовая по ИЗО И, В,.docx

— 58.74 Кб (Скачать)

Признаками самостоятельной  деятельности являются внимание ребенка  к средствам выразительности  в музыке, движениях, рисунке, речи и  умение переносить усвоенное в собственную  новую деятельность, применять для  решения новых задач.

 

2.3 Роль воспитателя в развитии у детей творческих способностей

 

 

Воспитатель управляет процессом  развития детей. Дети и сами любят  художественную деятельность, и часто  по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная  художественная деятельность полностью  осуществляется без руководства  взрослого. Просто характер этого руководства  косвенный. Воспитатель заботится  о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в  самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Наряду с воспитанием  у детей умения быть внимательными  к указаниям воспитателя очень  большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна - дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель  должен быть готов помочь, но не опекать  детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует  помнить, что даже старшие дошкольники  не могут быть во всем активными  и последовательно деятельными  без поддержки воспитателя.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени  благодаря тому, что в эти занятия  включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких  игре. Необходимо поддерживать это  стремление, не ограничивая детей  только задачей изображения отдельных  предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям  удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления [13]. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятии, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно  заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими  эстетические впечатления, внимательно  относиться к подбору соответствующего материала

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с  той работой, которую целенаправленно  и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Процесс создания рисунка  предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между  рисующим и рисунком, между всеми  элементами натуры и рисунка. Эти  связи устанавливаются знанием всего процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисования и решения учебных задач.

Художественный опыт, полученный детьми на занятиях, используется в  самостоятельной изобразительной  деятельности, содержание которой зависит  от тематики занятий.

Во время самостоятельной  деятельности ребят педагогу, по мнению Казаковой, необходимо поддерживать взаимоотношения  между детьми. Если кто-то рисует, товарищ  приносит ему в баночке воду, дает нужный карандаш, фломастер. Иногда деятельность одного ребенка становится «творческим  содружеством» двух-трех детей. Если вначале они наблюдали за процессом  рисования, помогали советом, то затем  начинают рисовать на этом же листе. Изобразительная  деятельность в свободное от занятий  время требует соответствующего оборудования, материалов. Воспитателю  об этом надо помнить, чтобы дети могли  в соответствии с замыслом свободно брать то, что им необходимо (например, карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, кисти).

На занятиях по рисованию  основная задача-- учить детей передавать выразительность образа, характерных  черт, изображать предметы с натуры, располагая их в соответствии с размером листа. У ребят формируется чувство  композиции (умение делать наброски, располагать  предметы выше, ниже, левее, правее и  т. д.).

Воспитатель обращает внимание ребят на последовательность изображения  предмета путем наброска: идти от общего к деталям. Так, изображая игрушку, ребенок предварительно карандашом легким контуром передает общую форму  неваляшки, клоуна и т. д., а затем  уже дополняет изображение деталями (рисует части лица, одежду, украшает ее узором). Педагог учит детей с  помощью различных материалов (карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки) передавать особенности натуры.

Изображение природы, труда  людей, различных общественных событий  связано с обучением детей  умению самостоятельно выбирать различные  выразительные средства. Например, уметь яркими цветами красок, карандашей передать праздник, веселое, радостное  настроение; используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный), создать образ осени и сравнить каждый из них, найти наиболее выразительный.

Обучение техническим  навыкам и умениям направлено на использование различных приемов  закрашивания с учетом выразительных  свойств материалов, особенностей изображаемого  образа.

Каждый ребенок заслуживает  внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к  результатам деятельности. Поэтому  следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и  формировать такой же подход к  детскому творчеству и его результатам  у родителей. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это  будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и  умений детей.

Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий  развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности  некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.

Таким образом, создание изложенных выше условий развития у детей  изобразительных способностей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям  двадцать первого века. Это физически  здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному  труду, строительству собственной  жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими  моральными принципами.

Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском  саду на современном этапе жизни  общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности  в детской деятельности усматриваются  еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в  пределах своих еще небольших  возможностей к некоторой независимости  от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности  закладывается на границе раннего  и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как  личностного качества в период дошкольного  детства связано с развитием  основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной, изобразительной и учебной деятельности.

Каждый вид детской  деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и  инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности  и т.д.

В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника  в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается  при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта  трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей  разворачивается от самостоятельности  репродуктивного характера к  самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении  роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении  деятельности.

“Самостоятельность” - очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Oсновные ошибки взрослых  в воспитании детской самостоятельности  в раннем возрасте - это две  прямо противоположные тактики:  гиперопека ребенка и полное  устранение от поддержки его  действий. В первом случае у  него развивается инфантилизм,  во втором - синдром беспомощности. 

 

В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним  из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что  они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные  художественные впечатления, научились  действовать без посторонней  помощи.

Вне занятий происходит перенос  этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок  действует уже по собственной  инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и  ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.

Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребенка, развивается и обогащается на основе переноса в нее усвоенных  на занятиях навыков рисования, лепки, аппликации, раскрытия ребенку эстетического  отношения к окружающему. Этому  также способствуют соответствующее  оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство.

Это руководство имеет  некоторую специфику и направлено на развитие самостоятельности, инициативы ребенка. Даже если но все хотят заниматься изобразительной деятельностью  вне занятий, воспитатель должен заботиться о развитии интереса к  ней у дошкольников, желания пробовать  силы в различных ее видах.

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями  для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Организация самостоятельной  работы, руководство ею -- это ответственная  и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания детей. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.

Мы изучили процесс формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности дошкольников, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная изобразительная деятельность детей и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

 

Список использованной литературы

 

 

1 Божович Л.И. Очерки психологии детей. - М., 2006.

2 Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). - Гомель, 2003.

3 Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. - Челябинск, 2006.

4 Комарова Т.С. /Дети в мире творчества//, М., 1995.

5 Комарова Т.С., Савенкова А.И. /Коллективное творчество детей//, М., 2000.

6 Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

7 Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2008.

8 Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2007.

9 Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет /Цветные ладошки//, - М.: /Карапуз-дидактика//, 2007. - 144 с.

10 Михайлова Н. /Рисование дошкольников - процесс или результат//, Дошкольное воспитание. 1994. - № 4. – С 5-9

11 Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. - МГПИ, 2002.

12 Самостоятельная художественная деятельность дошкольников под ред.Ветлугиной Н.А.. М.,1980.

13 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007. 380 с.

 


Информация о работе Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей