Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Целю курсовой работы, является определение способов и приемов организации у детей самостоятельности в изобразительной деятельности.
Объект курсовой работы: творческие способности детей.
Предмет курсовой работы: самостоятельность детей в изобразительной деятельности.
Задачи:
Определить необходимые качества личности ребенка и их дальнейшее развитие в изобразительной деятельности
Дать определение самостоятельной познавательной, творческой и других видов детской деятельности, и определить ее значение в воспитании и развитии ребенка
Установить и показать взаимосвязь семьи, домашней среды и педагогических процессов детского сада в целях развития ребенка.

Файлы: 1 файл

Курсовая по ИЗО И, В,.docx

— 58.74 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.

Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них  активности и самостоятельности  как черт личности, развития их умственных способностей.

Ребенок не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать  свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с  поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного  достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.

 Целю курсовой работы, является определение способов и приемов организации у детей самостоятельности в изобразительной деятельности.

Объект курсовой работы: творческие способности детей.

Предмет курсовой работы: самостоятельность  детей в изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Определить необходимые качества личности ребенка и их дальнейшее развитие в изобразительной деятельности
  2. Дать определение самостоятельной познавательной, творческой и других видов детской деятельности, и определить ее значение  в воспитании и развитии ребенка
  3. Установить и показать взаимосвязь семьи, домашней среды и педагогических процессов детского сада в целях развития ребенка.

Актуальность работы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от воспитателя к ребенку, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так, как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее  время, гуманистическими задачами более  полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех ее проявлениях  становится все многообразнее и  сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и  малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с  дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются  благоприятные возможности для  формирования основ самостоятельности, творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).

Дальнейшее развитие самостоятельности  в дошкольном возрасте связано с  освоением ребенком разных видов  деятельности - (игровой, трудовой, учебной), в которых он приобретает возможность  проявлять свою субъектную позицию.

Самостоятельность детей  разворачивается от самостоятельности  репродуктивного характера к  самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении  роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении  деятельности.

 

 

1 Теоретические аспекты организации самостоятельной изобразительной деятельности детей

 

 

1.1 Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников

 

 

К четырем годам дети уже  знакомы с конструктивным и изобразительным  материалами, имеют некоторые навыки пользования ими, делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной. Ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание - изобразить то, что видят в окружающей действительности [1].

Изображая предметы, дети четырех  лет стараются отразить и свое отношение к ним. Для этого  они используют различные средства: определенный подбор предметов для  изображения; избирательность цвета; обыгрывание результатов своей  деятельности; дополнение словами, рассказом  об изображенном предмете или явлении. Обучение детей конструированию, аппликации, рисованию и лепке начинается с их знакомства с окружающими  предметами и явлениями. Ребенка  учат наблюдать окружающее; целенаправленно  рассматривать, обследовать предметы; знакомят с многообразием форм, созданных  природой и руками человека, вследствие чего у него развивается образное видение мира [2]. Кроме предварительных целенаправленных наблюдений, с детьми пятого года жизни необходимо организовывать рассматривание предметов перед занятием и непосредственно на занятии с целью уточнить представления о данных предметах, вызвать к ним интерес, желание перенести воспринимаемые образы на бумагу, в глину.

Следующим этапом формирования изобразительной и конструктивной деятельности у ребенка среднего дошкольного возраста является ознакомление его с многообразием способов изображения предметов и явлений  в разном материале, т.е. введение в  мир условных и графических образов. 
Показ различных способов изображения приобретает в средней группе большее значение, чем в младших. В этом возрасте дети способны замечать некоторые признаки предмета - цвет, общую форму, различать его части и детали, и у них возникает желание передать это в рисунке. Но развитие зрительного восприятия несколько опережает развитие специальной умелости руки. Поэтому ребенок очень нуждается в наглядном показе способов изображения, в процессе которого у него формируются представления о графических и пластичных условных образах. Воспроизводя эти способы по памяти или повторяя по нескольку раз вслед за показом воспитателя, дети упражняют руки и глаз, в результате чего у них развиваются формообразующие движения в рисовании и лепке, совершенствуется зрительно-двигательная координация.

К четырем годам у детей  усиливается интерес к результатам  своей деятельности. Признание окружающими  образа, созданного ребенком, является эффективным воспитательным моментом. Дети удивляются и восхищаются своими изображениями и ждут от товарищей и педагога такого же любования. Критические замечания нередко воспринимаются ими как обида и не дают положительных результатов. Однако самостоятельно они не могут находить и исправлять свои ошибки. Поэтому задача воспитателя - создавать такие ситуации, в которых ребенок наглядно убеждался бы в правильности выполненного задания. Например, в рисунке можно предложить ребенку отнести нарисованный им предмет на специально подготовленное место и поставить в таком положении, в каком ему хочется. Если рисунок помнется или порвется, то ребенок, наглядно убедится в небрежности выполненной работы и постарается устранить недочеты [3].

Формированию у детей  оценочного отношения к результатам  рисования способствует организованное рассматривание всех детских работ  с использованием игровых ситуаций, а также составление вначале  воспитателем, а затем и самими детьми рассказов по рисункам. С  этой целью воспитатель может  заранее подготовить место, где  будут висеть рисунки. Закончив свой рисунок, ребенок сразу же относит  его и вывешивает в указанном  педагогом месте. При этом ребенок  может сравнить свою работу с другими, придумать рассказ по особенно понравившемуся рисунку. Когда закончат рисовать все  дети, воспитатель организует рассматривание, обращаясь прежде всего к тем, кто уже успел рассмотреть  рисунки, оценить их, придумать хотя бы очень короткий, элементарный рассказ.

Воспитатель должен следить  за тем, чтобы дети, рассказывая, не ограничивались простым перечислением  того, что нарисовано, или оценивали  рисунки только с точки зрения аккуратности выполнения. Необходимо предложить подумать, что делает (делал) изображенный персонаж или что было с нарисованным предметом, куда и  зачем его положили и почему нравится именно эта работа. В этом случае дети как бы обыгрывают, оживляют статические  элементарные образы, проявляя свое отношение к изображаемому [4]. Именно в такой ситуации у ребенка начинает формироваться устойчивый интерес к предлагаемой тематике, а также замысел и объективность в оценке результатов деятельности

Изобразительная деятельность ребенка среднего дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов.

Однако дети 4-5 лет, как  уже отмечалось в главе "Развитие детей", еще сохраняют в своем  развитии ряд черт, свойственных младшим  дошкольникам. В связи с этим и  изобразительная деятельность ребенка  среднего возраста все еще зачастую имеет игровой характер. Воспитатель  должен учитывать данное обстоятельство при планировании занятий и включать в них игровые моменты и  ситуации.

 

1.2 Педагогические условия  обучения изобразительному искусству детей дошкольного возраста

 

 

Успех обучения зависит от правильного определения его  целей и содержания, а также  от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы  среди ученых ведутся споры. Мы придерживаемся классификации методов обучения, разработанной И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Пахмутовым. Согласно исследованиям этих авторов, можно выделить следующие общедидактические  методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский [5].

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного  метода, который состоит в предъявлении детям информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и  др. Возможные формы этого метода - сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью  технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить  новое содержание, выстроить доступные  связи между понятиями, запомнить  информацию для дальнейшего оперирования ею.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и  умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы  многообразны: упражнения, решение  стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о  событии по заранее заданной схеме  и др. Предполагается как самостоятельная  работа дошкольников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех  же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа [6].

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное  решение дошкольниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или  нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность  творческих задач, их дифференциацию в  зависимости от подготовленности того или иного ребенка.

Исследовательский метод  имеет определенные формы: текстовые  проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в  творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется  подчеркнуть, что этот метод целиком  строится на самостоятельной работе.

Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Исследовательский мы уже рассмотрели.

Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический  метод: дети решают проблемную задачу с помощью воспитателя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше  всего этот метод реализуется  через эвристическую беседу, к  сожалению, редко применяемую в  обучении. При использовании этого  метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т.д.

В настоящее время широкое  распространение получил метод  проблемного изложения, воспитатель  ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную  систему доказательств. Дети следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В  ходе проблемного изложения применяют  и образ, и практический показ действия.

Методы исследовательский, эвристический и проблемного  изложения - методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует дошкольников к творческому  добыванию и применению знаний и  умений, помогает освоить способы научного познания [7]. Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации  уроков изобразительного искусства  необходимо создание специальной системы  педагогических условий. В русле  различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Мы разработали  систему условий, непосредственно  влияющих на развитие художественного  творчества дошкольников, и предлагаем ее рассмотреть. Считаем, что эту группу условий составляют:

Информация о работе Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей