Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:29, курсовая работа
Целю курсовой работы, является определение способов и приемов организации у детей самостоятельности в изобразительной деятельности.
Объект курсовой работы: творческие способности детей.
Предмет курсовой работы: самостоятельность детей в изобразительной деятельности.
Задачи:
Определить необходимые качества личности ребенка и их дальнейшее развитие в изобразительной деятельности
Дать определение самостоятельной познавательной, творческой и других видов детской деятельности, и определить ее значение в воспитании и развитии ребенка
Установить и показать взаимосвязь семьи, домашней среды и педагогических процессов детского сада в целях развития ребенка.
- развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
- сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;
- воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
- последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;
- обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;
- целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
- отбор произведений изобразительного искусства для изучения;
- использование на занятиях изобразительным искусством технических средств - обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
- активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;
- введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;
- применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
- смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;
- введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;
- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета "Изобразительное искусство", между этой и другими дошкольными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе [8].
Важным условием развития художественного творчества дошкольников на занятиях изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я.А. Коменским. Позднее идеи ее использования, как важнейшего дидактического средства, были развиты в трудах многих выдающихся педагогов - И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др. [9].
Успешная реализация принципа наглядности в обучении возможна при активной мыслительной деятельности детей, особенно, когда происходит "движение" мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к конкретному.
На все этапы занятия,
по возможности, следует вводить
творческие, импровизированные и
проблемные задачи. Одно из главных
требований при этом - предоставление
детям возможно большей педагогически
целесообразной самостоятельности, что
не исключает оказания им, по мере необходимости,
педагогической помощи. Так, например,
в начальных классах, особенно в
первом, учитель, предлагая тот или
иной сюжет, во многих случаях может
обратить внимание дошкольников на главное,
что обязательно и в первую
очередь нужно изобразить, может
показать на листе примерное расположение
объектов композиции. Эта помощь естественна
и необходима и не приводит к пассивности
малышей в изобразительном
На своеобразие проявления
изобразительных способностей у
детей большое влияние
Психологами выявлено, что ребенок чаще изображает в своих рисунках условия окружающей среды, в которой он растет, то, что он видит вокруг. Например, ребенок, растущий в неблагополучной семье, в рисунках изображает только отца, прогулки с ним и т.п., т.к. мать уделяла меньше внимания, чем отец или вообще его не уделяла.
Настроение ребенка очень легко распознать по используемой им цветовой гамме. На примере, приведенном выше, чаще используются тусклые, мало разнообразные и даже мрачные цвета.
Ребенок, воспитывающийся в счастливой и обеспеченной семье, благодаря семье, влиянию видел и замечал больше. Следовательно, будет создавать радужные рисунки и чаще всего с обогащенным сюжетом.
Одним из основных условий
развития творческой личности дошкольника
является широкий подход к решению
проблем эстетического
Педагог должен сделать естественный
процесс жизни и деятельности
ребенка творческим, ставить детей
не только в ситуации художественного,
но и познавательного, нравственного
творчества. А специальная работа
на занятиях, в играх и т.п. должна
органично войти в жизнь
Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры) и служит основой реализации творческого начала в художественной деятельности.
Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития изобразительных способностей.
Среда, в которой ребенок живет и развивается, оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Оборудование расположили в группе так, что оно создало зону для изобразительной деятельности. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие.
Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала -- казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.
В группе нужно определить место, где во вторую половину дня дети могли бы порисовать, что-то слепить, вырезать. В их распоряжении должны быть все необходимые материалы такого же качества, как и те, что готовятся на занятие. Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.
Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.
В результате всей работы у
детей развиваются способности
к изобразительной
Карандаш, краски, бумага становятся
спутником ребёнка, его помощником
в усвоении окружающего мира. И
нужно создать все условия, благоприятствующие
этому. Самое ценное здесь -- реализация
детских переживаний и
Для развития художественно-творческих способностей необходимо создать условия и средства:
- окружающая среда;
- обучение, как организованный взрослыми процесс передачи и активного усвоения ребенком изодеятельности в целом;
- организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ, семье;
- комплексное и системное
использование методов и
- учет индивидуальных особенностей ребенка.
К средствам относятся:
- слайды;
- мультфильмы;
- иллюстрации;
- литературные произведения;
Содержание самостоятельной
художественной деятельности детей
обогащается при условии
2 Создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
2.1 Понятие самостоятельности в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Самостоятельность определяется
как одно из свойств личности, которое
характеризуется двумя
1. совокупность средств, знаний и умений;
2. побуждение к действию.
Если, например, у человека
обнаруживается побуждение к действию
при постоянной задаче, он обладает
для самостоятельности
Самостоятельность - не абстракционная характеристика личности вообще, а характеристика соотношения с личностью. Многие педагоги понимают под самостоятельностью:
- способность устанавливать основание для тех или иных поступков, выбор поведения;
- способность обособлять свои позиции;
- способность к независимой реализации структурных блоков деятельности;
- планирование, регулирование и анализ своей деятельности без помощи других;
- соотносить свои стремления
и возможности, адекватно
По мнению знаменитого доктора филологических наук, профессора С.И. Ожегова самостоятельность - это человек:
- существующий отдельно от других, независимый;
- решительный, обладающий собственной инициативой;
- выполняемый действие без помощи.
Общение взрослого с ребенком
дает ему возможность начать осознавать
себя как отдельного человека. Потребность
ребенка действовать
Резкое возрастание
Поэтому основой и необходимым условием для формирования самостоятельности является правильная организация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т.д.
Самостоятельная деятельность - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Информация о работе Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей