Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Целю курсовой работы, является определение способов и приемов организации у детей самостоятельности в изобразительной деятельности.
Объект курсовой работы: творческие способности детей.
Предмет курсовой работы: самостоятельность детей в изобразительной деятельности.
Задачи:
Определить необходимые качества личности ребенка и их дальнейшее развитие в изобразительной деятельности
Дать определение самостоятельной познавательной, творческой и других видов детской деятельности, и определить ее значение в воспитании и развитии ребенка
Установить и показать взаимосвязь семьи, домашней среды и педагогических процессов детского сада в целях развития ребенка.

Файлы: 1 файл

Курсовая по ИЗО И, В,.docx

— 58.74 Кб (Скачать)

- развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

- сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;

- воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

- последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;

- обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

- целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

- отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

- использование на занятиях изобразительным искусством технических средств - обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

- активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;

- введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;

- применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;

- смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;

- введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;

- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета "Изобразительное искусство", между этой и другими дошкольными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе [8].

Важным условием развития художественного творчества дошкольников на занятиях изобразительного искусства  является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных  наглядных пособий. Роль наглядности  в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я.А. Коменским. Позднее идеи ее использования, как важнейшего дидактического средства, были развиты в трудах многих выдающихся педагогов - И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др. [9].

Успешная реализация принципа наглядности в обучении возможна при активной мыслительной деятельности детей, особенно, когда происходит "движение" мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к конкретному.

На все этапы занятия, по возможности, следует вводить  творческие, импровизированные и  проблемные задачи. Одно из главных  требований при этом - предоставление детям возможно большей педагогически  целесообразной самостоятельности, что  не исключает оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи. Так, например, в начальных классах, особенно в  первом, учитель, предлагая тот или  иной сюжет, во многих случаях может  обратить внимание дошкольников на главное, что обязательно и в первую очередь нужно изобразить, может  показать на листе примерное расположение объектов композиции. Эта помощь естественна  и необходима и не приводит к пассивности  малышей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и  сюжета ребенок постепенно подводится к их самостоятельному выбору.

На своеобразие проявления изобразительных способностей у  детей большое влияние оказывает  окружающая среда ребенка, условия  его воспитания и обучения.

Психологами выявлено, что  ребенок чаще изображает в своих  рисунках условия окружающей среды, в которой он растет, то, что он видит вокруг. Например, ребенок, растущий в неблагополучной семье, в рисунках изображает только отца, прогулки с  ним и т.п., т.к. мать уделяла меньше внимания, чем отец или вообще его  не уделяла.

Настроение ребенка очень  легко распознать по используемой им цветовой гамме. На примере, приведенном  выше, чаще используются тусклые, мало разнообразные и даже мрачные  цвета.

Ребенок, воспитывающийся  в счастливой и обеспеченной семье, благодаря семье, влиянию видел  и замечал больше. Следовательно, будет создавать радужные рисунки  и чаще всего с обогащенным  сюжетом.

Одним из основных условий  развития творческой личности дошкольника  является широкий подход к решению  проблем эстетического отношения  к окружающему. Данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка: в отношении к природе, рукотворному миру, в том числе искусству - во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие  возможности.

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка творческим, ставить детей  не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного  творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п. должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие  для развития у детей изобразительных  способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в  ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который  послужит основой для возникновения  замыслов и будет материалом, необходимым  для работы воображения.

Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры) и служит основой реализации творческого  начала в художественной деятельности.

Единая позиция педагогов  в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между  ними - одно из важнейших условий  развития изобразительных способностей.

Среда, в которой ребенок  живет и развивается, оказывает  на ребенка воздействие, которое  по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Оборудование расположили в группе так, что  оно создало зону для изобразительной  деятельности. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения  между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет  принимать эстетическое окружение  как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие.

Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в  шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. Детям  старших групп могут быть предоставлены  все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными  ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала -- казеиновый или канцелярский. Природный и  другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с  отделениями. Всеми этими материалами  дети пользуются в свободное от занятий  время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель  наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

В группе нужно определить место, где во вторую половину дня  дети могли бы порисовать, что-то слепить, вырезать. В их распоряжении должны быть все необходимые материалы  такого же качества, как и те, что  готовятся на занятие. Несмотря на то, что деятельность вне занятия  самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему  для этого понадобится. Часто  бывает, что ребенок принимается  за работу без отчетливого представления  о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова  берется и снова бросает. Это  воспитывает дурную привычку.

Если в процессе изображения  встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается  и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий  время, следует подписывать и  хранить в специальной папке.

В результате всей работы у  детей развиваются способности  к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и  явления действительности, у них  развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать  интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о  том, что в процессе обучения изобразительной  деятельности осуществляюсь их эстетическое воспитание.

Карандаш, краски, бумага становятся спутником ребёнка, его помощником в усвоении окружающего мира. И  нужно создать все условия, благоприятствующие этому. Самое ценное здесь -- реализация детских переживаний и замыслов, нахождение образов для их выражения, закрепление тех или иных творческих или технических достижений. Этот вид детской самостоятельной  деятельности способствует развитию инициативы, воображения, памяти, чувств и воли.

Для развития художественно-творческих способностей необходимо создать условия  и средства:

- окружающая среда;

- обучение, как организованный  взрослыми процесс передачи и  активного усвоения ребенком  изодеятельности в целом;

- организация интересной  содержательной жизни ребенка  в ДОУ, семье;

- комплексное и системное  использование методов и приемов;

- учет индивидуальных  особенностей ребенка.

К средствам относятся:

- слайды;

- мультфильмы;

- иллюстрации;

- литературные произведения;

Содержание самостоятельной  художественной деятельности детей  обогащается при условии оснащения  группы необходимым оборудованием  и пособиями. Это самые разнообразные  материалы (краски, бумага, пастель  и др.), музыкальные инструменты, настольно-печатные игры с увлекательным  содержанием, книги с яркими иллюстрациями. Необходимо также иметь некоторые  технические средства, например проигрыватель, радио и т. п. Это позволит ребятам  самостоятельно прослушивать песни, стихи, рассказы, сказки в исполнении мастеров искусств. Наличие в группе столов различной конструкции, мольбертов, навесных досок не только разнообразит формы организации самостоятельной  изобразительной деятельности, но и  помогает устранить гиподинамию. Дети начинают понимать, что рисунок может  восприниматься как картина, если он на мольберте, доске. Хорошо оборудованная  зела изобразительной деятельности, где ребенок имеет возможность  свободно пользоваться соответствующими материалами, способствует созданию творческого  настроения. Необходимое оборудование должно быть и в зонах музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

 

 

2.1 Понятие самостоятельности в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

 

 

Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое  характеризуется двумя факторами:

1. совокупность средств,  знаний и умений;

2. побуждение к действию.

Если, например, у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельности мотивационной  установкой.

Самостоятельность - не абстракционная характеристика личности вообще, а  характеристика соотношения с личностью. Многие педагоги понимают под самостоятельностью:

- способность устанавливать  основание для тех или иных  поступков, выбор поведения;

- способность обособлять  свои позиции;

- способность к независимой  реализации структурных блоков  деятельности;

- планирование, регулирование  и анализ своей деятельности  без помощи других;

- соотносить свои стремления  и возможности, адекватно оценивать  процесс своей деятельности.

По мнению знаменитого  доктора филологических наук, профессора С.И. Ожегова самостоятельность - это  человек:

- существующий отдельно  от других, независимый;

- решительный, обладающий  собственной инициативой;

- выполняемый действие  без помощи.

Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Потребность  ребенка действовать самостоятельно со средствами и предметами находится  в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребенком.

Резкое возрастание самостоятельности  иногда становится причиной конфликта  взрослого и ребенка. К сожалению, взрослые не всегда учитывает потребность  ребенка освободиться от опеки, и  пересекают каждую кажущуюся им активность.

Поэтому основой и необходимым  условием для формирования самостоятельности  является правильная организация сферы  детского сада; исключительно важна  атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность  и т.д.

Самостоятельная деятельность - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Информация о работе Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей