Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Целю курсовой работы, является определение способов и приемов организации у детей самостоятельности в изобразительной деятельности.
Объект курсовой работы: творческие способности детей.
Предмет курсовой работы: самостоятельность детей в изобразительной деятельности.
Задачи:
Определить необходимые качества личности ребенка и их дальнейшее развитие в изобразительной деятельности
Дать определение самостоятельной познавательной, творческой и других видов детской деятельности, и определить ее значение в воспитании и развитии ребенка
Установить и показать взаимосвязь семьи, домашней среды и педагогических процессов детского сада в целях развития ребенка.

Файлы: 1 файл

Курсовая по ИЗО И, В,.docx

— 58.74 Кб (Скачать)

Основополагающим требованием  общества к современному дошкольному  учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и  защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять  и обновлять свои знания путем  самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области  подчеркивалось, что ребенку важно  дать метод, путеводную нить для организации  приобретения знаний, а это значит - вооружить их умениями и навыками организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать  работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида заданий - самостоятельных работ - приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Важную роль самостоятельной  работе отводили Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Если наши дети, - писал  Н. Г. Чернышевский, - хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они  должны приобретать образование  самостоятельными занятиями».

До определенного момента  все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями `в логике предмета`. Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, - он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат - чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал `в логике цели`.

Целеустремленность у  ребенка проявляется в безудержных  инициативах: стирать белье, как  мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто  переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.

Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон  выходящее, можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу надо поддерживать.

Если помогать ребенку  регулярно, в его действиях скоро  обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам.

Включение в содержание занятий  изобразительным искусством проблемного  изложения, использование проблемных ситуаций, проблемного метода обучения создает очень хорошие условия  для развития творчества. В соответствии с возможными подходами к проблемному  обучению, изложенными в начале этой главы, рекомендуется шире использовать прежде всего такую простейшую форму  решения проблемных задач, как постановка перед дошкольниками вопросов. Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач, развивающую у дошкольников видение  новых функций уже знакомых объектов, например превратить отпечаток ладошки  в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а ее черенком. Другие проблемные задачи могут быть направлены на формирование у детей умения комбинировать  ранее известные способы решения  проблемы и находить свой, новый  способ. Эти задачи могут быть решены, например, в процессе выполнения заданий  по конструированию архитектурных  построек, животных, мобилей, машин  и других объектов на основе цилиндра, конуса, куба из "бросовых" материалов (различных упаковок, банок, крышек, веревок и т.п.). К наиболее сложным  проблемным задачам относятся задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение. На занятиях изобразительным  искусством поиск оригинального  композиционного решения рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке и т.п. всегда выступает для детей проблемной задачей [10].

Еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых  при изобразительной, декоративной, дизайнерской деятельности художественных материалов и техник. Детям для  выполнения заданий предлагают такие  материалы как карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, цветная или тонированная бумага различных размеров и др. В каждом конкретном случае выбор  художественного материала обусловлен конкретной задачей.

На занятиях изобразительного искусства необходимо стремиться к  тому, чтобы дети постепенно и в  системе овладевали различными материалами, рекомендованными программой.

Дети, как правило, предпочитают цветной материал черно-белому, очень  любят фломастеры, работать же красками дети иногда опасаются, поскольку плохо  владеют живописной техникой. Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве дети успешно осваивают  разнообразные графические и  живописные техники, начальные основы конструирования и художественной обработки различных материалов. Очень любят дети рисовать тушью - пером или кистью [11].

Важно помнить и о смене  видов изобразительной деятельности в течение года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.), именно чередование  этих видов позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны и в  то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными  материалами и техниками. Сочетание  на занятиях изобразительного искусства  коллективных и индивидуальных форм работы - важное условие развития творчества. Оно может осуществляться по-разному, в зависимости от темы занятия  и педагогических задач.

 

 

2.2 Современные требования к организации самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников

 

 

Сегодня дети сталкиваются с  качественно новыми условиями бытия, необходимостью постоянно решать жизненные  задачи. Предпосылки, заложенные в период дошкольного детства, задают растущей личности социально ценный вектор развития. Этим объясняется внимание и педагогов, и психологов к феномену детской  личности, ведь дошкольное образование  многие годы было ориентировано на обеспечение лишь познавательного  обучения.

Тенденция современного дошкольного  образования - это переход от ценностей  обучения к ценностям развития. Его  развивающий вектор сориентирован  на то, чтобы создавать каждому  ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать  себя. А ведь именно в изобразительном  творчестве складываются наиболее благоприятные  предпосылки для самовыражения  ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть  в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать  Личностью. В творческой деятельности задача не столько в обучении детей  изобразительным техникам, сколько  в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в  культурном обществе.

Личностно ориентированный  подход в воспитании детей - самое  актуальное направление в педагогических методиках. Воспитатели должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [12].

Попробуем более точно  определить, что же по-существу входит в понятие “самостоятельная деятельность”.

“Самостоятельность” - очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность - как характеристика деятельности дошкольника в конкретной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.

“Самодеятельность” - субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

“Самоактивация” - это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

“Самоорганизация” - свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

“Саморегуляция” - изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.

“Самоконтроль” - необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.

Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная деятельность - это высшая работа познавательной деятельности дошкольника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

Именно поэтому ребенка  необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или  карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает  разнообразие цветовой гаммы. Пусть  каждый выберет технологию, близкую  ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих  работ с работами более способных  детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами - никто  тебя не осудит!

Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, мелкой пластикой, декоративно-прикладным искусством) также оказывает влияние  на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них  проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки.

Воспитатель планирует ознакомление с произведениями искусства перед  занятиями рисованием, в часы самостоятельной  художественной деятельности, проводит с детьми беседы и на занятиях.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и  др. Задача педагога - не нарушая замысла  ребенка, помочь ему, если возникнет  такая необходимость. Воспитатель  развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения  внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и  уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру, иногда около  одного-двух рисующих находятся дети (двое-трое), которые по своему желанию  меняют для них воду, составляют оттенки цветов. Причем это не нарушало общего цветового колорита рисунка. Дети были не только наблюдателями  творческого процесса, но и его  соучастниками. Они всматривались  в рисунок, советовали, каким цветом лучше закрашивать ту или иную его часть. Свободное владение изобразительными материалами помогает детям все  внимание направить на содержание рисунка. Они с интересом составляют палитры  красок.

Информация о работе Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей