Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:54, курсовая работа
Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственной составляющей личности школьника возрастает по мере изменения со- временной социокультурной ситуации, когда в обществе превалируют потребительские интересы не только в области экономики, но также в духовно-нравственной, культурной сфере и в сфере межличностного общения. Вместе с тем, современное образование в большей степени ориентируется на повышение качества интеллектуальной подготовки школьника, оставляя его духовно-нравственное развитие на втором плане. Но нельзя говорить о качестве подготовки подрастающего человека к жизни в отрыве от сформированности его нравственных, этических, культурных, эстетических и других ориентиров.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование слушательской культуры
учащихся. Педагогические концепции Д. Б. Кабалевского
и А. А. Пиличяускаса………………………………………………..5
Глава 2. Виды работы учителя по подготовке и организации
музыкально-слушательской деятельности учащихся………….13
Заключение…………………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………….23
Нередко учителя музыки проводят повторное слушание того или иного пройденного ранее произведения по заявкам школьников. Эта форма даёт возможность узнать отношение учащихся к пройденным музыкальным произведениям, обозначить круг их музыкальных интересов, внести в музыкальные занятия чувство радостного ожидания детьми повторной «встречи» с любимым произведением, создания доверительных отношений между учителем и учащимися.
В
младшем школьном возрасте (6 – 10 лет)
преобладает сенсомоторный
В подростковом возрасте (11 – 15 лет) всё больше сказывается предшествующий музыкальный опыт – художественная апперцепция (в значительной степени он зависит уже от качества музыкального воспитания. Заметно возрастает роль знаний в музыкальном восприятии, усиливается тенденция к предметно – образному толкованию произведений, осмыслению значительно более многообразных средств музыкальной выразительности и осознанию их связей с содержанием музыки. Развивающееся в этом возрасте умение удерживать внимание на отвлечённом, логически организованном материале служит предпосылкой устойчивости музыкального восприятия, благодаря чему становятся доступными относительно сложные произведения.
Углублённая эмоциональная отзывчивость на музыку у большинства школьников устанавливается чуть позже (хотя очень индивидуально) и является характерной особенностью уже юношеского возраста, когда достигается определённая гармоничность восприятия и осмысления и появляется стремление к достаточно разумным и самостоятельным оценочным суждениям.
С
возрастом всё больше проявляется
различие в музыкальном восприятии
детей в условиях систематического
и целенаправленного
Заключение.
Живопись обладает
Музыка не в состоянии изобразить предмет или событие, как это могут литература или живопись. Но от музыки этого и не требуется. Если бы музыка, отражая жизнь своими средствами, не могла ничем дополнить то, что мы узнаём из литературы и живописи, - она была бы не нужна. Музыка существует как особый вид искусства в силу того, что и у неё есть свои «преимущества».
Неисчерпаемый мир человеческих переживаний, эмоциональная сфера человеческой жизни, тончайшие оттенки настроений, столкновение и борьба противоречивых чувств могут быть в музыке выражены более непосредственно, чем, например, в литературной прозе. С точки зрения непосредственности передачи чувств ближе всего к музыке стоит поэзия. Но содержание стихотворения мы постигаем в значительной мере благодаря применяемым в поэзии приёмам сравнений, иносказаний и т. п. При восприятии музыки нет необходимости опираться на словесно выраженные понятия и представления.
Когда речь идёт о восприятии, мы имеем в виду не только эмоциональное, но и сознательное восприятие. Джордж Балан, автор статьи «К вопросу о философском содержании музыки» задаёт вопрос: «Откуда появляется боязнь, что интеллект якобы несовместим с эмоцией, а вмешательство его мешает непосредственности эмоционального восприятия? Она обоснована очень распространённой в своё время теорией старой психологии, которая искусственно разделила на отдельные части единую и неразделимую духовную жизнь человека и поставила непроходимую стену между аффективной и интеллектуальной деятельностью, якобы взаимно исключающими друг друга. Действительно, аффект и интеллект являются противоположными категориями, но отношения между ними складываются не на основе взаимоисключения, а на основе диалектического единства: они влияют друг на друга и часто один переходит в другой, в свою противоположность. Музыкальное восприятие, которое смогло бы активизировать все наши интеллектуальные способности – вот единственная лестница, по которой слушатель может подняться до глубокого понимания философской сущности музыки»14.
Ещё К. Д. Ушинский писал о том, что две задачи: первая, чтобы дети поняли произведение, и вторая, чтобы дети его почувствовали,- на практике часто противоречат друг другу. Разбор произведения под руководством учителя необходим. Нужно помочь слушателю, ребёнку и подростку, который сам ещё не может проникнуть в содержание музыки, не может воспринять её.
Эстетическое восприятие – основа любой творческой деятельности в искусстве. Музыкальное восприятие лежит в основе всех видов музыкальной деятельности, будь то слушание, исполнение или сочинение. Способность воспринимать музыку вырабатывается успешнее всего при целенаправленном музыкальном воспитании с возможно более раннего возраста. Уже в раннем возрасте начинает зарождаться художественное восприятие музыки, хотя складывается оно позже – в годы учёбы. Школьный возраст – самый плодотворный для приобщения детей к культуре эстетического восприятия, а условия учебно–воспитательного процесса наиболее благоприятны для достижения целей музыкального воспитания и образования. Известный венгерский композитор и музыкальный учёный, создатель одной из современных систем музыкального воспитания детей З. Кодай писал: «Если в наиболее восприимчивом возрасте, от 6 до 16 лет, ни разу не пронзит ребёнка ток великой музыки, то позднее она вряд ли уже подействует на него. Часто одно – единственное и глубокое переживание на всю жизнь открывает молодую душу музыке. Нельзя предоставить случаю это переживание; задача школы – обеспечить его наверняка»15.
Восприятие – это психический процесс отражения в органах чувств воздействующих на них предметов и явлений. Его физическую основу составляют сложные рефлекторные связи. Восприятие – активная познавательная деятельность, в которую включается и прошлый опыт в виде знаний, представлений. Особенности восприятия у детей объясняются не возрастом как таковым, а ограниченностью детского опыта, недостаточностью временных связей в жизненном опыте ребёнка, а отсюда затруднённостью в обобщениях, преобладанием нерасчленённого восприятия.
Результатом
целенаправленного музыкального воспитания
должно явиться такое умение слушать и
слышать музыку, когда её содержательность
воспринимается эмоционально и осмысленно
с различием в музыкальном процессе отдельных
выразительных деталей.
Список использованной литературы.
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования. М., 2006.
2. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку. М., 1969.
3. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977. Чернов А. А. Как слушать музыку. М., 1965.
4. Каратыгин В. О. О слушании музыки.- В кн.: Из истории советского музыкального образования. Л., 1969
5. Лагутин А. И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., 1982.
6.
Назайкинский Н. О психологии музыкального
восприятия. М., 1972.
8. Эстетические очерки, сборник. М., 1963
Информация о работе Организация музыкально – слушательской деятельности учащихся