Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:54, курсовая работа
Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственной составляющей личности школьника возрастает по мере изменения со- временной социокультурной ситуации, когда в обществе превалируют потребительские интересы не только в области экономики, но также в духовно-нравственной, культурной сфере и в сфере межличностного общения. Вместе с тем, современное образование в большей степени ориентируется на повышение качества интеллектуальной подготовки школьника, оставляя его духовно-нравственное развитие на втором плане. Но нельзя говорить о качестве подготовки подрастающего человека к жизни в отрыве от сформированности его нравственных, этических, культурных, эстетических и других ориентиров.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование слушательской культуры
учащихся. Педагогические концепции Д. Б. Кабалевского
и А. А. Пиличяускаса………………………………………………..5
Глава 2. Виды работы учителя по подготовке и организации
музыкально-слушательской деятельности учащихся………….13
Заключение…………………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………….23
Институт
филологии и искусств
Факультет
искусств
Бахтина Анастасия Сергеевна
Организация
музыкально – слушательской
деятельности учащихся.
Курсовая
работа
(дисциплина
– методика музыкального
Казань, 2011
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Формирование слушательской культуры
учащихся. Педагогические концепции Д. Б. Кабалевского
и
А. А. Пиличяускаса………………………………………………
Глава 2. Виды работы учителя по подготовке и организации
музыкально-слушательской деятельности учащихся………….13
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение.
Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственной составляющей личности школьника возрастает по мере изменения со- временной социокультурной ситуации, когда в обществе превалируют потребительские интересы не только в области экономики, но также в духовно-нравственной, культурной сфере и в сфере межличностного общения. Вместе с тем, современное образование в большей степени ориентируется на повышение качества интеллектуальной подготовки школьника, оставляя его духовно-нравственное развитие на втором плане. Но нельзя говорить о качестве подготовки подрастающего человека к жизни в отрыве от сформированности его нравственных, этических, культурных, эстетических и других ориентиров.
Музыкальное
искусство в настоящий момент
заняло прочные позиции в области
воспитания и развития духовно-нравственных
и культурных качеств личности. Музыка
(как способ отражения жизни) является
формой освоения действительности, выполняет
задачу художественного познания мира,
познания человеком себя в мире. Поэтому,
в системе общего образования изучение
музыкального искусства становится условием
обретения жизненных ориентиров, воспитания
духовно-нравственных качеств личности,
возможностью формирования культурных
потребностей детей.
Сегодня
огромная масса лёгкой развлекательной
музыки оказывает воздействие на школьника
через средства массовой информации и
индустриально-коммерческую систему распространения
музыкального продукта, что очевидно превышает
в звуковом окружении детей подлинно-смысловые
образцы музыкального искусства. Ребёнок,
как отражение такой искусственной звуковой
ситуации, чаще предпочитает познавать
музыку упрощённым путём, рассчитывая
на общение с музыкальными образцами,
не требующими работы интеллекта и души.
Музыка для современного школьника становится
фоновой, необходимость умения слушать
осознанно и слышать достаточно глубоко
теряет для него актуальность. В сознании
современного школьника часто возникает
противоречие между уроком музыки, построенном
на освоении классики, и повседневной
звуковой средой. Урок ориентирует на
музыку, содержанием которой стали коренные
проблемы человеческого бытия, что требует
от человека огромного напряжения души
и интеллекта. Развлекательное музыкальное
искусство, часто является для детей отражением
современной действительности, «реальным»
портретом современной культуры. Лёгкая
музыка, предлагаемая телевидением и индустрией
развлечений, не требует особых усилий
для её восприятия. Это нередко ведёт к
отторжению ребёнком высоких образцов
музыкального искусства и, несомненно,
оказывает негативное влияние на формирование
его духовно-нравственных ориентиров.
В такой ситуации школьники могут терять
интерес не только к классике, но и к самим
урокам музыки. Глубокое слушание, серьёзный
анализ, сосредоточенность души и интеллекта
перестают быть необходимой потребностью.
Согласно последним наблюдениям, у детей
школьного возраста нередко отсутствует
сформированность музыкально-слушательских
навыков. Поэтому, особое значение в системе
общего образования приобретает проблема
формирования музыкально-слушательской
культуры школьников. Учёные и исследователи
связывают её решение с конкретными задачами,
а именно: с формированием у школьников
слушательских умений, развитием навыков
восприятия музыки, воспитанием потребности
в слушательской деятельности.
Глава 1. Формирование слушательской культуры учащихся. Педагогические концепции Д. Б. Кабалевского и А. А. Пиличяускаса.
Музыкальная деятельность учащихся на занятиях музыки в системе общего музыкального образования представлена тремя основными видами: музыкально-слушательская деятельность, музыкально-исполнительская деятельность в двух разновидностях: вокально-хоровая и игра на музыкальных инструментах, музыкально-композиционное творчество в форме импровизации и сочинения музыки.
Содержание и организацию музыкально-слушательской деятельности определяют таковые педагогические условия: какая музыка (народная, классическая, современная) будет изучаться на уроке; с какой целью вводится тот или иной музыкальный образец (например: знакомство, постижение интонационного строя произведения, жанра, стиля, того или иного средства музыкальной выразительности; изучение творчества того или иного композитора и др.); каков уровень общей и музыкальной (в первую очередь, слушательской) культуры учащихся данного класса; в каком направлении предполагается развитие музыкально-творческих способностей учащихся, расширение их интонационно-слухового опыта и др.; каковы возрастные особенности учащихся, круг их музыкальных интересов и потребностей; в каких условиях будет проводиться урок музыки или музыкальное занятие во внеурочное время.
Особое внимание к
В
процессе своей многолетней
Формирование музыкальной культуры школьников, согласно концепции Д. Б. Кабалевского, осуществляется сквозь призму следующих основных целевых установок, которые находят своё наиболее яркое выражение именно по отношению к слушательской деятельности и которые необходимо учитывать в процессе педагогического руководства этим видом музыкальной деятельности учащихся: направленность музыкальных занятий на духовное развитие личности учащихся, при которой содержание музыкального образования нацелено главным образом на их нравственное, эстетическое развитие, на формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры; вера в преобразующую силу музыки, в возможность с помощью профессионального педагогического руководства осуществлять благотворное воздействие с помощью искусства прежде всего на эмоционально-ценностную сферу личности учащегося; ярко выраженная воспитательная направленность слушательской деятельности на развитие заинтересованного, эмоционально-ценностного, художественно-эстетического отношения к музыке, музыкального мышления, музыкально-эстетического вкуса, музыкально-творческих способностей, умений и навыков; введение учащихся в мир музыкального искусства – классического, народного, современного, охватывающего многообразие его форм, жанров и стилей; опора на богатейшее мировое музыкальное наследие; тематическое построение программы, предполагающее целенаправленное и последовательное раскрытие жанровых, интонационных, стилевых особенностей музыки, её связи с другими искусствами и жизнью; связь музыки и жизни в процессе музыкального образования, находящая своё выражение прежде всего в раскрытии каждой из изучаемых тем, в отборе музыкального материала и методах его преподнесения; понимание восприятия музыки как основы всех видов музыкальной деятельности и музыкального воспитания в целом; выявление сходства и различия как на всех уровнях организации музыкального материала, так и во всех видах музыкальной деятельности; трактовка музыкальной грамотности в широком смысле этого слова, включающая в содержание этого понятия не только элементарную нотную грамоту, но и, в сущности, всю музыкальную культуру; направленность музыкальных занятий на развитие творческого начала в ребёнке, которое необходимо осуществлять во всех видах музыкальной деятельности.
Музыкально-педагогические воззрения Д. Б. Кабалевского на содержание и организацию слушательской деятельности учащихся наиболее полно и многогранно получили освещение в книге «Как рассказывать детям о музыке?», в которой автор выдвигает, по сути, целостную систему слушания музыки, развития её восприятия. Интересно уже название работы – в нём содержится знак вопроса. Автор не столько отвечает на этот вопрос, сколько стремится привлечь внимание к проблеме. Весьма важен такой принцип, как уважение и доверие к аудитории. «Юные слушатели с удивительной чуткостью угадывают, как относится к ним разговаривающий с ними: если без уважения и доверия – они будут оскорблены, замкнутся, в их сознании проявится своеобразная “защитная” реакция, которая не пропустит, оттолкнёт от себя всё, даже разумное и важное, что, может быть, и будет содержаться в словах учителя. Уважительным должен быть разговор с любой аудиторией, ибо в каждом человеке надо видеть не только то, что он представляет собой сегодня, но и то, каким он будет завтра!»2
Специальное внимание уделяется в книге рассмотрению проблемы доступности для ребёнка даже самой сложной музыки, если он эмоционально подготовлен к её восприятию.
Одним из центральных вопросов, рассматриваемых композитором-педагогом, является вопрос о важности идеи и логики построения занятия. Автор подчёркивает, что школьники «гораздо основательнее усваивают музыку, если все произведения, включены в программу, объединены какой-либо близкой им интересной темой, способной увлечь их. Слушая под углом зрения такой темы всю программу, они обязательно будут сопоставлять одно произведение с другим и все их соразмерять с общей темой»3
Тематика
бесед о музыке для детей и
юношества, отмечает Д. Б. Кабалевский,
не имеет границ, а подбор музыкального
материала – «дело очень
Готовясь к беседе со школьниками, рекомендуется ясно представлять линию развития своего выступления. Для этого необходимо найти «удачное начало, сразу же приковывающее внимание слушателей», продумать «возможно более точное распределение каких-либо особо привлекательных фактов (включая музыкальные примеры и цитаты), чтобы интерес их для слушателей непрерывно возрастал, чтобы каждый раздел имел свою кульминацию, каждая из которых должна быть не только сильней предыдущей, но и более основательно утверждающей основную идею своего выступления», заготовить заранее возможный вариант последней фразы, который потребуется в том случае, если «живое течение беседы само не приведёт к более интересному заключению»5.
Каждый педагог, подчёркивает автор, ищет «свои пути, свои методы и приёмы активизации слушателей. Здесь всё индивидуально: и состав аудитории, и форма общения с ней, и избранная тема, и, конечно, мы сами – каждый со своими убеждениями, со своими задачами, со своим опытом»6.
Привлечь учащихся к слушанию музыки, даже тех, кто, по словам Д. Б. Кабалевского, ещё не полюбил её и не заинтересовался ею, способно слово. От того, каким будет это «слово», во многом будет зависеть и эффективность проводимой учителем работы по формированию слушательской культуры детей.
Д. Б. Кабалевский поднимает важную проблему «истолкования» музыки самим педагогом-музыкантом. При этом он исходит из того, что музыка «всегда что-то выражает, всегда передаёт какие-то человеческие чувства, всегда рисует какой-то характер и напоена каким-то определённым настроением»7. Автор высказывает важную мысль о том, что слушая музыку, «мы всегда слышим (во всяком случае, можем услышать) не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под её влиянием рождается в нашей душе, в нашем сознании, то есть то, что создаёт наше собственное творческое воображение…Субъективное, личное, своё всегда вписывается в рамки, предопределённые композитором. В том и заключается огромная сила музыки, что она способна увлечь, охватить единым чувством любое количество людей, оставляя при этом для каждого свободу своего, личного, субъективного восприятия».8
Информация о работе Организация музыкально – слушательской деятельности учащихся