Организация музыкально – слушательской деятельности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственной составляющей личности школьника возрастает по мере изменения со- временной социокультурной ситуации, когда в обществе превалируют потребительские интересы не только в области экономики, но также в духовно-нравственной, культурной сфере и в сфере межличностного общения. Вместе с тем, современное образование в большей степени ориентируется на повышение качества интеллектуальной подготовки школьника, оставляя его духовно-нравственное развитие на втором плане. Но нельзя говорить о качестве подготовки подрастающего человека к жизни в отрыве от сформированности его нравственных, этических, культурных, эстетических и других ориентиров.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование слушательской культуры
учащихся. Педагогические концепции Д. Б. Кабалевского
и А. А. Пиличяускаса………………………………………………..5
Глава 2. Виды работы учителя по подготовке и организации
музыкально-слушательской деятельности учащихся………….13
Заключение…………………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Институт  филологии и искусств 

Факультет искусств 
 
 
 
 

Бахтина Анастасия Сергеевна

   
 
 

Организация музыкально – слушательской  деятельности учащихся. 

  Курсовая  работа  

(дисциплина  – методика музыкального образования) 
 

           

                                                      

                                                                  Научный руководитель: 

                                                                             Трофимова И. А., к. п. н., доцент

                                                                              

                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань, 2011

                                                   Содержание.                                         

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Формирование слушательской культуры                  

учащихся. Педагогические концепции  Д. Б. Кабалевского

и А. А. Пиличяускаса………………………………………………..5

Глава 2. Виды работы учителя  по подготовке и организации

музыкально-слушательской деятельности учащихся………….13

Заключение…………………………………………………………...20

Список  литературы………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

     Роль  музыкального искусства в формировании духовно-нравственной составляющей личности школьника возрастает по мере изменения со- временной социокультурной ситуации, когда в обществе превалируют потребительские интересы не только в области экономики, но также в духовно-нравственной, культурной сфере и в сфере межличностного общения. Вместе с тем, современное образование в большей степени ориентируется на повышение качества интеллектуальной подготовки школьника, оставляя его духовно-нравственное развитие на втором плане. Но нельзя говорить о качестве подготовки подрастающего человека к жизни в отрыве от сформированности его нравственных, этических, культурных, эстетических и других ориентиров.

     Музыкальное искусство в настоящий момент заняло прочные позиции в области  воспитания и развития духовно-нравственных и культурных качеств личности. Музыка (как способ отражения жизни) является формой освоения действительности, выполняет задачу художественного познания мира, познания человеком себя в мире. Поэтому, в системе общего образования изучение музыкального искусства становится условием обретения жизненных ориентиров, воспитания духовно-нравственных качеств личности, возможностью формирования культурных потребностей детей.                                                                                                                                                     
          Сегодня огромная масса лёгкой развлекательной музыки оказывает воздействие на школьника через средства массовой информации и индустриально-коммерческую систему распространения музыкального продукта, что очевидно превышает в звуковом окружении детей подлинно-смысловые образцы музыкального искусства. Ребёнок, как отражение такой искусственной звуковой ситуации, чаще предпочитает познавать музыку упрощённым путём, рассчитывая на общение с музыкальными образцами, не требующими работы интеллекта и души. Музыка для современного школьника становится фоновой, необходимость умения слушать осознанно и слышать достаточно глубоко теряет для него актуальность. В сознании современного школьника часто возникает противоречие между уроком музыки, построенном на освоении классики, и повседневной звуковой средой. Урок ориентирует на музыку, содержанием которой стали коренные проблемы человеческого бытия, что требует от человека огромного напряжения души и интеллекта. Развлекательное музыкальное искусство, часто является для детей отражением современной действительности, «реальным» портретом современной культуры. Лёгкая музыка, предлагаемая телевидением и индустрией развлечений, не требует особых усилий для её восприятия. Это нередко ведёт к отторжению ребёнком высоких образцов музыкального искусства и, несомненно, оказывает негативное влияние на формирование его духовно-нравственных ориентиров. В такой ситуации школьники могут терять интерес не только к классике, но и к самим урокам музыки. Глубокое слушание, серьёзный анализ, сосредоточенность души и интеллекта перестают быть необходимой потребностью. Согласно последним наблюдениям, у детей школьного возраста нередко отсутствует сформированность музыкально-слушательских навыков. Поэтому, особое значение в системе общего образования приобретает проблема формирования музыкально-слушательской культуры школьников. Учёные и исследователи связывают её решение с конкретными задачами, а именно: с формированием у школьников слушательских умений, развитием навыков восприятия музыки, воспитанием потребности в слушательской деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Формирование слушательской  культуры учащихся. Педагогические концепции  Д. Б. Кабалевского и  А. А. Пиличяускаса.

     Музыкальная деятельность учащихся на занятиях музыки в системе общего музыкального образования представлена тремя основными видами: музыкально-слушательская деятельность, музыкально-исполнительская деятельность в двух разновидностях: вокально-хоровая и игра на музыкальных инструментах, музыкально-композиционное творчество в форме импровизации и сочинения музыки.

        Содержание и организацию музыкально-слушательской деятельности определяют таковые педагогические условия: какая музыка (народная, классическая, современная) будет изучаться на уроке; с какой целью вводится тот или иной музыкальный образец (например: знакомство, постижение интонационного строя произведения, жанра, стиля, того или иного средства музыкальной выразительности; изучение творчества того или иного композитора и др.); каков уровень общей и музыкальной (в первую  очередь, слушательской) культуры учащихся данного класса; в каком направлении предполагается развитие музыкально-творческих способностей учащихся, расширение их интонационно-слухового опыта и др.; каковы возрастные особенности учащихся, круг их музыкальных интересов и потребностей; в каких условиях будет проводиться урок музыки или музыкальное занятие во внеурочное время.

       Особое внимание к рассмотрению  проблемы формирования слушательской  культуры учащихся, в том числе  в методическом аспекте, уделяется в музыкально-педагогическом наследии Д. Б. Кабалевского. Слушать, причём как можно больше, - это тот путь, по которому предлагает идти педагог-композитор всем, кто ставит перед собой задачу приобщения подрастающих поколений к музыке, формирования музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.  «Увлекательная  беседа, живое слово о музыке, способное определённым образом настроить сознание юных слушателей, составляет одну из важнейших частей всей музыкально-воспитательной работы», - пишет Кабалевский. «При каких бы обстоятельствах мы ни беседовали с детьми о музыке, мы ни на секунду не должны забывать о главной задаче – заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их и ’’заразить’’ их своей любовью к музыке. Если хотите, это даже не задача, а, как говорил К. С. Станиславский, сверхзадача всей музыкально-воспитательной работы с детьми, которой должны быть подчинены все остальные задачи».1

     В процессе своей многолетней педагогической деятельности композитор выстраивает целостную систему становления и развития музыкальной культуры учащихся на основе всё более полного раскрытия ими таких сущностных свойств музыкального искусства, как интонация, жанр, стиль, музыкальный образ и музыкальная драматургия в их связи с жизнью, с другими искусствами, с историей. При этом процесс познания музыкального искусства он предлагает начинать в опоре на три жанра: песню, танец и марш, поскольку уже имеющийся ранее опыт общения с этими жанрами позволяет ученикам приходить к обобщениям, способствующим формированию умений осознанно слышать, исполнять, сочинять музыку и размышлять о ней.

     Формирование  музыкальной культуры школьников, согласно концепции Д. Б. Кабалевского, осуществляется сквозь призму следующих основных целевых установок, которые находят своё наиболее яркое выражение именно по отношению к слушательской деятельности и которые необходимо учитывать в процессе педагогического руководства этим видом музыкальной деятельности учащихся: направленность музыкальных занятий на духовное развитие личности учащихся, при которой содержание музыкального образования нацелено главным образом на их нравственное, эстетическое развитие, на формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры; вера в преобразующую силу музыки, в возможность с помощью профессионального педагогического руководства осуществлять благотворное воздействие с помощью искусства прежде всего на эмоционально-ценностную сферу личности учащегося; ярко выраженная воспитательная направленность слушательской деятельности на развитие заинтересованного, эмоционально-ценностного, художественно-эстетического отношения к музыке, музыкального мышления, музыкально-эстетического вкуса, музыкально-творческих способностей, умений и навыков; введение учащихся в мир музыкального искусства – классического, народного, современного, охватывающего многообразие его форм, жанров и стилей; опора на богатейшее мировое музыкальное наследие; тематическое построение программы, предполагающее целенаправленное и  последовательное раскрытие жанровых, интонационных, стилевых особенностей музыки, её связи с другими искусствами и жизнью; связь музыки и жизни в процессе музыкального образования, находящая своё выражение прежде всего в раскрытии каждой из изучаемых тем, в отборе музыкального материала и методах его преподнесения; понимание восприятия музыки как основы всех видов музыкальной деятельности и музыкального воспитания в целом; выявление сходства и различия как на всех уровнях организации музыкального материала, так и во всех видах музыкальной деятельности; трактовка музыкальной грамотности в широком смысле этого слова, включающая в содержание этого понятия не только элементарную нотную грамоту, но и, в сущности, всю музыкальную культуру; направленность музыкальных занятий на развитие творческого начала в ребёнке, которое необходимо осуществлять во всех видах музыкальной деятельности.

     Музыкально-педагогические воззрения Д. Б. Кабалевского на содержание и организацию слушательской  деятельности учащихся наиболее полно и многогранно получили освещение в книге «Как рассказывать детям о музыке?», в которой автор выдвигает, по сути, целостную систему слушания музыки, развития её восприятия. Интересно уже название работы – в нём содержится знак вопроса. Автор не столько отвечает на этот вопрос, сколько стремится привлечь внимание к проблеме. Весьма важен такой принцип, как уважение и доверие к аудитории. «Юные слушатели с удивительной чуткостью угадывают, как относится к ним разговаривающий с ними: если без уважения  и доверия – они будут оскорблены, замкнутся, в их сознании проявится своеобразная “защитная” реакция, которая не пропустит, оттолкнёт от себя всё, даже разумное и важное, что, может быть, и будет содержаться в словах учителя. Уважительным должен быть разговор с любой аудиторией, ибо в каждом человеке надо видеть не только то, что он представляет собой сегодня, но и то, каким он будет завтра!»2

     Специальное внимание уделяется в книге рассмотрению проблемы доступности для ребёнка  даже самой сложной музыки, если он эмоционально подготовлен к её восприятию.

     Одним из центральных вопросов, рассматриваемых  композитором-педагогом, является вопрос о важности идеи и логики построения занятия. Автор подчёркивает, что  школьники «гораздо основательнее  усваивают музыку, если все произведения, включены в программу, объединены какой-либо близкой им интересной темой, способной увлечь их. Слушая под углом зрения такой темы всю программу, они обязательно будут сопоставлять одно произведение с другим и все их соразмерять с общей темой»3

     Тематика  бесед о музыке для детей и  юношества, отмечает Д. Б. Кабалевский, не имеет границ, а подбор музыкального материала – «дело очень непростое, требующее большого мастерства, чуткости и опыта. Какой бы принцип ни лежал  в основе программы – принцип сходства или принцип контраста, - она должна быть цельной и единой»4

     Готовясь  к беседе со школьниками, рекомендуется  ясно представлять линию развития своего выступления. Для этого необходимо найти «удачное начало, сразу же приковывающее внимание слушателей», продумать «возможно более точное распределение каких-либо особо привлекательных фактов (включая музыкальные примеры и цитаты), чтобы интерес их для слушателей непрерывно возрастал, чтобы каждый раздел имел свою кульминацию, каждая из которых должна быть не только сильней предыдущей, но и более основательно утверждающей основную идею своего выступления», заготовить заранее возможный вариант последней фразы, который потребуется в том случае, если «живое течение беседы само не приведёт к более интересному заключению»5.

     Каждый  педагог, подчёркивает автор, ищет «свои  пути, свои методы и приёмы активизации  слушателей. Здесь всё индивидуально: и состав аудитории, и форма общения с ней, и избранная тема, и, конечно, мы сами – каждый со своими убеждениями, со своими задачами, со своим опытом»6.

     Привлечь  учащихся к слушанию музыки, даже тех, кто, по словам Д. Б. Кабалевского, ещё  не полюбил её и не заинтересовался  ею, способно слово. От того, каким будет  это «слово», во многом будет зависеть и эффективность проводимой учителем работы по формированию слушательской культуры детей.

     Д. Б. Кабалевский поднимает важную проблему «истолкования» музыки самим  педагогом-музыкантом. При этом он исходит  из того, что музыка «всегда что-то выражает, всегда передаёт какие-то человеческие чувства, всегда рисует какой-то характер и напоена каким-то определённым настроением»7. Автор высказывает важную мысль о том, что слушая музыку, «мы всегда слышим (во всяком случае,  можем услышать) не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под её влиянием рождается в нашей душе, в нашем сознании, то есть то, что создаёт наше собственное творческое воображение…Субъективное, личное, своё всегда вписывается в рамки, предопределённые композитором. В том и заключается огромная сила музыки, что она способна увлечь, охватить единым чувством любое количество людей, оставляя при этом для каждого свободу своего, личного, субъективного восприятия».8

Информация о работе Организация музыкально – слушательской деятельности учащихся