2. Типологические
деформации вызваны слиянием
личностных особенностей с соответствующими
структурами функционального строения
педагогической деятельности в
целостные поведенческие комплексы.
Как было показано выше, в педагогической
профессии существуют четыре таких типологических
комплекса: коммуникатор, организатор,
интеллигент(просветитель) и предметник.
Особенности каждого из них могут со временем
проявиться в структуре личности, которая
претерпевает изменения, аналогичные
происходящим при акцентуациях. Так, для
учителя-"коммуникатора" характерна
излишняя общительность, говорливость,
сокращение дистанции с партнером, обращение
к нему как существу молодому, неопытному
("сюсюканье"), стремление затронуть
интимные темы и проч. Учитель-"организатор"
может стать слишком активным, вмешиваясь
в личную жизнь других людей, стремясь
научить их как "жить правильно".
Он нередко пытается подчинить себе окружающих,
стремится командовать, организовывать
их деятельность, независимо от содержания.
Нередко учителя-"организаторы" реализуют
свои потребности в каких-нибудь общественных
организациях, где их активность выглядит
вполне уместной. Учитель-"интеллигент"
("просветитель"), много лет отдавший
профессии, может сформировать у себя
склонность к философствованию, мудрствованию
и, в зависимости от условий, может стать
как "морализатором", видящим вокруг
себя только плохое, восхваляя старые
времена и ругая молодежь за безнравственность,
так и в силу склонности к самоанализу
уйти в себя, в созерцание окружающего
мира и размышления о его несовершенстве.
Изменения личности учителя-"предметника"
оказываются связанными со знаниями той
дисциплины, которую он преподает. Учителя
этого типа пытаются внести элемент "научности"
в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно
используя наукообразные способы поведения
и оценивая других людей через призму
их знаний предмета. В силу своих особенностей
и многочисленности данный тип профессиональных
отклонений представляет собой особый
уровень - специфический.
3. Специфические,
или предметные, деформации обусловлены
спецификой преподаваемого предмета.
Даже по внешним признакам
легко определить, какой предмет
преподает данный учитель: рисование
или физкультуру, математику или
русский язык. Учителя - герои юмористических
рассказов - чаще всего имеют именно этот
вид деформации.
4. Индивидуальные
деформации определяются изменениями,
которые происходят со структурами
личности и внешне не связаны
с процессом педагогической деятельности,
когда параллельно становлению профессионально
важных для учителя качеств происходит
развитие качеств, не имеющих, на первый
взгляд, отношения к педагогической профессии.
Подобный феномен может быть объяснен
тем, что личностное развитие прежде всего
обусловлено его личностной направленностью,
а не только под влиянием тех действий,
приемов, операций, которые выполняет
учитель.
Предупреждение
и преодоление возможных деформаций
личности педагога является одной из
важнейших задач школьного психолога,
так как от этого во многом зависит
и психологический климат педагогического
коллектива и психическое здоровье детей.
Очевидно, что
учителя в силу своих личностных
особенностей в большей степени
приспособлены для реализации одних
профессиональных функций, в то время
как другие функции оказываются им
просто недоступны. Так, "интеллигент"
без особого труда способен обеспечить
выполнение в своей профессиональной
деятельности гностической, воспитательной,
информационной, пропагандистской, развивающей,
исследовательской функций, а также функции
самосовершенствования. "Предметник"
лучше реализует конструктивную, методическую,
обучающую, ориентировочную функции; "организатор"
- исполнительную, мобилизационную, организаторскую;
"коммуникатор" - лишь коммуникативную
функцию. Отметим, что речь идет не об абсолютном,
а только об относительном преимуществе,
т.е. и "коммуникатор" может выполнить
организаторскую работу, но у него это
отнимет больше сил и времени, чем у "организатора".