Гуманистическая направленность личности учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:47, реферат

Краткое описание

Профессия учителя - древнейшая на Земле. Первые упоминания о школах встречаются в египетских источниках и относятся к 2500 году до нашей эры. Конечно, за такой долгий период времени система образования не могла не измениться. Интересно, что первые учителя – дидаскалы – это рабы, сопровождающие детей в школы, а позднее учителями называли грамматиков, философов и литераторов. Со временем менялись функции педагога, а значит, менялись и требования к нему, к его методам. В средние века, например, учителя требовали строжайшей дисциплины и полного повиновения ученика, а в более позднее время было широко распространено телесное наказание.

Оглавление

Введение
Цель гуманистической деятельности
Личностные качества учителя-гуманиста
В чем же преимущество гуманистического подхода над авторитарным?
Основные рекомендации к педагогическому процессу для придания ему гуманистической направленности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

«Гуманистическая направленность личности учителя».doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ ВПО  «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

кафедра педагогических технологий 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 
 

«Гуманистическая направленность личности учителя» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Выполнила:

                                                   студентка 1 курса

                                                                            факультета иностранных языков

                                                                    Спицына Ксения Владимировна

                                                        Проверила: Аджиева Е. П. 
 
 

Рязань, 2007  

Содержание 
 

  1. Введение
  2. Цель гуманистической деятельности
  3. Личностные качества учителя-гуманиста
  4. В чем же преимущество гуманистического подхода над авторитарным?
  5. Основные рекомендации к педагогическому процессу для придания ему гуманистической направленности
  6. Заключение
  7. Список литературы
 

 

    Введение 
     

    Профессия учителя - древнейшая на Земле. Первые упоминания о школах встречаются в египетских источниках и относятся к 2500 году до нашей эры. Конечно, за такой долгий период времени система образования не могла не измениться. Интересно, что первые учителя – дидаскалы – это рабы, сопровождающие детей в школы, а позднее учителями называли грамматиков, философов и литераторов. Со временем менялись функции педагога, а значит,  менялись и требования к нему, к его методам. В средние века, например, учителя требовали строжайшей дисциплины и полного повиновения ученика, а в более позднее время было широко распространено телесное наказание. А чем же характеризуется деятельность современного педагога? Главным требованием к личности учителя в наши дни является ее гуманистическая направленность.   Она проявляется в отношении к ребенку как к отдельной личности, общении с детьми на базе любви и уважения, заботе о каждом ребенке. Важно правильно развивать личность ученика, его духовно-нравственные качества, ведь как гласит народная пословица, «родители создают тело, учителя создают душу». Вот почему проблема гуманистической направленности личности учителя актуальна сегодня. 
 

                          

Цель  гуманистической  деятельности

 

      Цель  деятельности педагога-гуманиста – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы воспитанников и использовать их для более полного и свободного развития личности. эти целевые ориентации реализуются в педагогике, которая создает условия для творчества и самоактуализации личности, предоставляет воспитаннику право на свободный выбор, право на ошибку, на собственную точку зрения. Обеспечивая воспитательную деятельность учащегося, педагог не запрещает, а направляет действия школьников, не принуждает, а убеждает, не командует, а помогает им организовывать собственную деятельность, соуправляет ею.

      Личные качества учителя-гуманиста

 

    Какими  же личностными качествами должен обладать учитель-гуманист?

    Во-первых, учитель должен любить детей такими, какие они есть. Я согласна с мнением Ш. А. Амонашвили, что «...надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного...»* Действительно, у каждого ребенка свой характер и темперамент, поэтому нужно учитывать эти факторы при проведении педагогической деятельности. Но это не значит, что мы не можем изменить личность ребенка. Напротив, мы должны развивать в нем положительные качества, такие как доброта, взаимовыручка, инициативность, и пытаться оградить его от отрицательных, таких как зависть, жадность, лень. В этом и заключается сущность профессии учителя.

    Во-вторых, необходимо уважать своих учеников, их труд. Ведь только при взаимоуважении и взаимопонимании можно установить контакт с ребенком. Но, как сказал Ш. А. Амонашвили, «понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни»**. Понимание детей, умение поставить себя на их место помогает найти глубокие причины того или иного поступка, что немаловажно для педагога-гуманиста.

    Нельзя  забывать и о самоуважении. Если человек уважает себя, то его уважают и другие.

    В-третьих, настоящий учитель-гуманист должен быть тонким психологом, чтобы вовремя заметить изменения в личности ребенка и суметь помочь ему разобраться со своими проблемами, которые могут непосредственно влиять на ход учебного процесса.

 
 

*Ш. А. Амонашвили. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986, с. 40

**Ш. А. Амонашвили. Здравствуйте дети. М.: Просвещение, 1983, с. 151-152

    В-четвертых, педагога-гуманиста отличает также вера в то, что все дети талантливы и каждый по-своему одарен теми или иными способностями, которые и следует развивать в процессе обучения в школе.

    В-пятых, педагогу необходимо иметь высокую нравственную культуру, так как только действительно интеллигентный человек может обучать культуре поведения других.

 
 

                                                       ***

    Стремится быть гуманным учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в «чистом» виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.

      В школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    В чем же преимущество гуманистического подхода  над авторитарным?

    Амонашвили  в своих трудах размышляет над вопросом «Что такое детство» и приходит к выводу, что нельзя ограничиться обыденным пониманием слова «детство». Обычно это период связывают с беспечной жизнью маленького человека, когда ребенку ничего не хочется, кроме игр, взрослых, много проблем – сложных, трудноразрешимых, и они заставляют детей страдать, переживать, бороться, развиваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребенка вовсе не мелочь, а скорее, смысл жизни. Настоящее детство – это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления. Задача воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшее продвижение на этом пути. Поступая в школу, ребенок хочет учиться, хочет стать взрослым. Однако это не означает, что ему безразлично, какими способами, в каком педагогическом процессе мы будем его воспитывать, развивать и обучать.

    Педагогический  процесс в основном направлен  на выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний взрослых. В этих условиях школьники, слепо подчиняясь инструкциям, находятся в постоянном состоянии напряжения, боязни ошибиться, недоверия к собственным мыслям. Каждый учитель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого ребенка.* Тогда ребенок вырастет сильной независимой личностью, способной

 

Ш. А. Амонашвили. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986, с 172

Основные  рекомендации к педагогическому процессу для придания ему гуманистической направленности

 
  • организация учения школьников на уроке, без перекладывания груза ответственности на домашнюю работу учащихся.
  • ориентировка на учебу без принуждения
  • обеспечение психологической комфортности учебной ситуации
  • гласность успехов обучающихся
  • открытость перспективы для роста каждого школьника*
 
 

   Таким образом, мы видим, что педагогическая деятельность, носящая гуманистический характер, в первую очередь рассчитана на учеников с внутренней мотивацией, следовательно, педагог-гуманист должен побудить в ребенке интерес к учебе и донести до него необходимость получения новых знаний.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   *Ксенозова  Г. Ю. психолого-педагогические  основы воспитательной деятельности  классного руководителя и учителя. М. :Центр « Педагогический поиск», 2004., с183

 

   Заключение

 
 

Таким образом, мы выяснили:

  • основа гуманистической направленности педагогики - любовь к детям
  • какие качества необходимы учителю-гуманисту
  • цель гуманистической деятельности
  • преимущество гуманистического подхода над авторитарным
  • как организовать учебный процесс так, чтобы он носил гуманистический характер
 

       Я считаю, что необходимость гуманистической направленности педагогической деятельности очевидна. Она способствует самореализации личности, что является чуть ли не главным показателем уровня удовлетворенности человека своей жизнью. К тому же при таком «мягком» подходе проще проявить себя в чем-то,  развить свои творческие способности, реализовать себя в любимом деле...  Впоследствии это помогает организовать свою деятельность,  отстоять свою точку зрения, быть конкурентоспособным на рынке труда.  К тому же с психологической точки зрения человек чувствует себя индивидуальностью, уникальной личностью, достойной уважения, что способствует внутренней гармонии человека.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Хочется закончить работу фразой Ш. Амонашвили, которая, на мой взгляд, наиболее полно отражает сущность гуманистической направленности педагогической профессии:

 
 

         «Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь».

 
Список  литературы

 

1. Амонашвили  Ш. А. В школу – с шести  лет. М.: Педагогика, 1986

2. Амонашвили  Ш. А. Здравствуйте дети. М.: Просвещение, 1983

3. Ксенозова Г. Ю. психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя.М.:Центр « Педагогический поиск», 2004. -224 с.

Информация о работе Гуманистическая направленность личности учителя