Оценка профессиональных рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Развитие международной практики в области охраны туда идет по пути предупредительных мер в этой сфере, оценки профессиональных рисков и создания эффективной системы управления ими.
Целью данной работы является раскрытие понятия «профессиональный риск», его оценка и разработка мероприятий, снижающих воздействия вредных факторов на здоровье работников.

Оглавление

Введение 3
1. Определение понятия «риск», «оценка риска» 4
2. Система управления профессиональными рисками 7
3. Шаги (этапы) оценки риска 9
Заключение 20
Пример создания в организации Классификатора рисков
Приложение 1 21
Пример создания в организации Карты оценки рисков
Приложение 2 26
Пример создания в организации Алгоритма оценки риска
Приложение 3 28
Пример создания в организации Шкалы оценки риска
Приложение 4 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая Шеврикуко.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

МИИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ИНЖЭКИ

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

Курсовая работа по дисциплине

Оценка и анализ рисков

«Оценка профессиональных рисков»

 

 

 

Выполнил

Студент группы БУ-10-1       Шеврикуко Ю.А.

Проверил       Жигунова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2014

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Основной задачей модернизации системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи постфактум к управлению рисками повреждения здоровья работников – от существующей «компенсационной» системы, при которой работодатель компенсирует работнику тем или иным способом (в виде денежных или натуральных выплат) вредные условия труда, к системе максимального устранения таких условий, снижению воздействия вредных факторов на здоровье работника, к профилактическим мерам.

Как показывает международная и отечественная практика, уровень опасности в производственной среде не только не уменьшается, но из года в год растет. Разрыв в несоблюдении требований безопасности на рабочих местах остается значительным, и это явно отражается в производственных травмах, смертельных несчастных случаях на производстве, профзаболеваниях, обусловленных неудовлетворительными условиями труда.

Развитие международной практики в области охраны туда идет по пути предупредительных мер в этой сфере, оценки профессиональных рисков и создания эффективной системы управления ими.

Целью данной работы является раскрытие  понятия «профессиональный риск», его оценка и разработка мероприятий, снижающих воздействия вредных факторов на здоровье работников.

 

  1. Определение понятия «риск», «оценка риска»

 

 

Согласно ГОСТ Р 12.0.010 – 2009 «Риск – сочетание (произведение) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и тяжести этого ущерба».

Определения риска, данные в различных нормативных (как отечественных, так и зарубежных) документах, можно привести к единому знаменателю: риск - это сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба. Что же такого инновационного в переходе к управлению рисками? Внедрение оценки и управления профессиональными рисками направлено на  необходимость изменения психологии, как работодателя, так и работника. Прежде всего, это признание того, что и работодатель, и работник должны быть одинаково заинтересованы и нести солидарную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда. А также того, что оценка рисков и управления ими - процесс постоянный, а не единовременная акция вроде аттестации рабочих мест.

Оценка рисков является важным шагом, направленным на защиту работников и бизнеса работодателей, а также на соответствие требованиям законодательства. Она помогает работодателю и работникам сосредоточить свое внимание на тех рисках, которые действительно могут возникнуть на рабочем месте - на тех, которые потенциально могут причинить реальный вред. Большинство примеров показывают, что при помощи непосредственных мер можно полностью контролировать риски. Например, своевременно вытирать пролитое масло, чтобы никто не поскользнулся или задвигать ящик стенного шкафа, чтобы никто не споткнулся. В большинстве своем это простые, дешевые и эффективные меры, обеспечивающие защиту наиболее ценного актива - рабочей силы.

Как уже было сказано выше, оценка рисков - это простое, но тщательное исследование того, что может нанести вред людям в рабочей среде, проводимое таким образом, чтобы работодатель мог взвесить, достаточно ли мер предосторожности уже предпринято, и что именно должно быть сделано с тем, чтобы предотвратить возможные вредные последствия. Работники и другие лица имеют право на защиту от вреда, нанесенного в результате несчастного случая, право на принятие разумных мер контроля.

Несчастные случаи и нарушения здоровья работников могут привести к их гибели и оказать негативное влияние на бизнес в случае сокращения выпуска, повреждения оборудования, роста страховых расходов, привлечения работодателя к суду. Работодателю необходимо проводить оценку рисков на рабочем месте с тем, чтобы он смог на месте применить план контроля над рисками и, таким образом, улучшить условия в сфере здоров9ья и безопасности работников. 

На уровне отраслей экономики:

  1. для установления класса профессионального риска для отрасли (экономической деятельности) и назначение соответствующего страхового тарифа;
  2. для разработки приоритетных государственных программ по снижению уровня производственного травматизма и профзаболеваний.

На уровне организаций:

  1. для выявления приоритетных направлений улучшения условий труда, обеспечивающих наивысшую результативность при наименьших затратах;
  2. для обоснования компенсаций за потенциальный вред здоровью работников, занятых во вредных условиях труда, если устранение вредных производственных факторов невыполнимо при организации условий труда на современном уровне;

На уровне отдельного рабочего места:

  1. для выявления наиболее существенных рисков и планирование по их устранению;
  2. для снижения остаточных рисков и обеспечения непрерывного совершенствования в области производственной безопасности и здоровья;
  3. для снижения всех видов ущербов от несчастных случаев и профзаболеваний на данном рабочем месте для работников данной профессии;

На уровне организации – работодатель, руководитель организации может задать вопрос «А зачем мне это надо?», если у коммерческих организаций основная цель – извлечение выгоды. Ответ у каждого свой, но при анализе ответов вырисовывается следующая картина, изображенная на рис.1, где напрямую прослеживается  получение выгоды из организации работ по охране труда, в том числе из оценки профессиональных рисков. Так или иначе, оценка риска проводится в целях минимизации юридических, финансовых, материальных потерь.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1

Мезеин С.А. «Оценка профессиональных рисков (задачи, этапы, подходы, возможные решения»

Согласно ст. 212  Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить информирование об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья работников.

Согласно ст. 229.2 Трудового Кодекса Российской Федерации при расследовании несчастного случая комиссия вправе потребовать от работодателя обеспечение выполнения технических расчетов, проведение лабораторных исследований, других работ.

 

 

  1. Система управления профессиональными рисками

 

 

Система управления профессиональными рисками позволяет заблаговременно провести оценку риска, опережая, минимизируя или устраняя развитие негативных ситуаций, а также обеспечить информирование об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья работников.

Следует учитывать, что чем более тяжелый несчастный случай, тем больше разница между числом незначительных инцидентов и смертельного травматизма, т.е. вырисовывается пирамида, изображенная на  рис 2

 

Рис.2

Система управления профессиональными рисками

 

Система управления профессиональными рисками позволит работодателю обеспечивать наивысшую результативность при наименьших затратах.

Система управления профессиональными рисками включает:

  • планирование работ по идентификации опасностей и оценке рисков;
  • оценку условий труда на каждом рабочем месте;
  • оценку состояния здоровья работников;
  • мероприятия по снижению риска;
  • контроль выполнения мероприятий по снижению риска.

Управление рисками - процесс постоянный, предполагающий непрерывное совершенствование в области безопасности труда,  профессионального здоровья и окружающей среды (экологические риски).

Управляя числом/частотой опасных состояний, инцидентов мы управляем числом/частотой нежелательных событий, каким бы образом мы их не учитывали. Число «опасных состояний», связанных с человеком, по результатам расследования несчастных случаев, колеблется от 60% до 90% (по данным различных источников).

Целью данного документа является попытка проанализировать имеющийся опыт в Российской Федерации по управлению рисками травмирования работников в процессе трудовой деятельности в организациях и выработки плана действий работодателя (руководителя работ по оценке рисков) по выявлению рисков травмирования и составления плана мероприятий по снижению или устранению данного риска.

На основе определения степени серьезности рисков можно расставить приоритеты для устранения и/или снижения уровня рисков на рабочем месте.

В первую очередь необходимо определиться с критериями вероятности рисков, возможной степенью тяжести вреда.

Во многих организациях риски хорошо известны, и необходимые меры контроля легко применимы. Работодатель, вероятно, уже знает, например, о том, что его работники переносят тяжелые грузы, что может причинить вред их спине, или информированы о том, где люди могут наиболее вероятно поскользнуться или споткнуться и упасть. Если это так, то работодатель может проверить, достаточно ли разумных мер предосторожности он предпринял с тем, чтобы избежать травм. В малой организации, если работодатель уверен в том, что он понимает, о чем идет речь, он может проводить оценку рисков сам. Он не обязан быть специалистом по вопросам здоровья и безопасности. Если у него более крупная организация, то он может попросить специалиста по вопросам здоровья и безопасности помочь ему (нанять специалиста). И если он не уверен, он может получать поддержку от тех, кто компетентен в данных вопросах (нанять аудитора). В любом случае он должен убедиться, что он задействовал свой персонал или его представителей в этом процессе. Представители персонала обладают полезной информацией о том, как выполняется работа, что сделает оценку рисков более основательной и эффективной. Однако необходимо помнить, что работодатель отвечает за то, чтобы оценка рисков проводилась надлежащим образом.

 

 

  1. Шаги (этапы) оценки риска

 

 

Оценка рисков обычно производится посредством пяти шагов.  
Шаг 1. Выявление опасностей:

Сначала необходимо выяснить то, как именно могут пострадать люди.

Существуют несколько источников получения информации о возможных рисках:

  • нормативные правовые акты, справочная литература, отраслевые и межотраслевые правила и др;
  • результаты проверок органов надзора;
  • результаты производственного контроля;
  • результаты аттестация рабочих мест;
  • ведение реестра химических веществ, используемых на производстве;
  • определение свойств, которыми должны обладать СИЗ;
  • наличие инструкции на каждое рабочее место;
  • наличие руководства по эксплуатации оборудования;
  • наблюдение за рабочей средой;
  • анкетирование (использование опросных листов);
  • опыт практической деятельности руководителя работ по оценке рисков.

Работая на определенном рабочем месте каждый день, легко предвидеть некоторые опасности. Поэтому ниже приведен ряд советов работодателю с тем, чтобы помочь ему определить те опасности, которые являются существенными:

- Совершите обход рабочего места  и посмотрите, от чего может  исходить вероятная опасность, способная причинить вред.

- Спросите у работников или  их представителей о том, что  они думают. Они могут заметить  те вещи, которые могут не сразу  привлечь ваше внимание.  
- Составьте список опасностей, существующих на предприятии.

Не всегда требуется измерять уровень шума или степень подверженности работников воздействию вредных веществ. Разговаривая с кем-либо на расстоянии одного метра и повышая при этом голос, можно легко предположить, что уровень шума превышает 80 dB(A), а посему является вредным фактором. Если ощутим запах гари в сварочном цехе, то вероятнее всего разрешенный порог допустимой величины загазованности при сварочных работах превышен.

 

Шаг 2. Определение того, кто может пострадать и как:

Для каждого вредного фактора необходимо выяснить, кому именно может быть причинен вред. Это поможет определить наилучший способ управления риском. Это не означает составление списка конкретных людей с указанием фамилий, здесь речь идет скорее о группах людей (например, «работники склада» или «операторы»).

В каждом случае необходимо определить, какой именно вред может быть нанесен людям, т.е. какая травма или какое нарушение здоровья может быть получено. Например, «укладчики на складе могут получить травму спины от частого поднятия коробок».

Информация о работе Оценка профессиональных рисков