Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 20:27, курсовая работа
Развитие международной практики в области охраны туда идет по пути предупредительных мер в этой сфере, оценки профессиональных рисков и создания эффективной системы управления ими.
Целью данной работы является раскрытие понятия «профессиональный риск», его оценка и разработка мероприятий, снижающих воздействия вредных факторов на здоровье работников.
Введение 3
1. Определение понятия «риск», «оценка риска» 4
2. Система управления профессиональными рисками 7
3. Шаги (этапы) оценки риска 9
Заключение 20
Пример создания в организации Классификатора рисков
Приложение 1 21
Пример создания в организации Карты оценки рисков
Приложение 2 26
Пример создания в организации Алгоритма оценки риска
Приложение 3 28
Пример создания в организации Шкалы оценки риска
Приложение 4 29
Список использованной литературы 30
Необходимо помнить, что труд некоторых категорий работников связан с повышенными требованиями. Это касается, например, новичков и молодых работников, беременных женщин и кормящих матерей, людей с инвалидностью, т.е. категорий, которые могут быть особенно подвержены рискам.
Некоторым лицам необходимо уделить
особое внимание:
- уборщикам, подрядчикам, специалистам
по обслуживанию, которые не всегда находятся
на определенном рабочем месте;
- посторонним посетителям, которым может быть нанесен вред в результате выполняемой работы;
- в случае, когда данное место работы делится с другой компанией, работодателю необходимо подумать о том, как работа его персонала влияет на работников другой организации, а также о том, как работа других влияет на его персонал;
- поговорить с работниками и поинтересоваться у них, нет ли среди них того, кто мог бы допустить сбой в работе.
Шаг 3. Оценка рисков и определение мер предосторожности:
Отметив опасности, необходимо решить, что с ними делать. Работодатель должен делать все «разумно осуществимое» с тем, чтобы защитить людей от вреда. Работодатель может разработать необходимые меры сам, но самый легкий способ - это сравнить то, чем он занимается, с передовым опытом в данной области.
Итак, во-первых, он проверит, что он уже делает, подумает над тем, какие меры контроля у него применяются, и как организована работа. Затем он сопоставит ситуацию в своей компании с передовым опытом и увидит, не следует ли сделать больше для того, чтобы соответствовать требованиям отобранных добровольных стандартов передового опыта. Задаваясь этим вопросом, он должен подумать о том, сможет ли он избавиться от вредного фактора вообще и, если нет, как контролировать риски таким образом, чтобы снизить вероятность проявления вреда?
При осуществлении контроля над рисками необходимо применять приведенные ниже принципы по возможности в следующем порядке:
- стараться применять менее рискованный вариант (например, переключаться на применение менее опасных химических веществ);
- предотвращать доступ к
- организовать работу таким образом, чтобы
снизить степень подверженности воздействию
вредного фактора (например, путем установления
барьеров между пешеходными дорожками
и движением транспорта);
- применять средства
- обеспечить наличие бытовых объектов (например, пунктов первой помощи, душевых, моек для удаления загрязнений).
Улучшение ситуации в сфере здоровья и безопасности не требует больших затрат. Например, размещение зеркала на опасном слепом углу здания с тем, чтобы предотвратить дорожно-транспортный травматизм - это низко-затратная мера предосторожности, позволяющая снизить риск. Невыполнение таких элементарных мер предосторожности может стоить гораздо дороже, если произойдет несчастный случай.
Привлекая персонал, работодатель может убедиться в том, что то, что он предлагает сделать, будет работать на практике и не приведет к каким-либо новым угрозам.
Не всегда возможно сопоставить вредные факторы с существующим передовым опытом. В этом случае необходимо оценить вероятность или возможность нанесения вреда и степень тяжести его последствий. Ряд методов был разработан в этих целях.
Например, проводить оценку профессиональных рисков посредством пятиступенчатой шкалы оценки, приведенной в Таблице 1:
Таблица 1
Вероятность |
Степень тяжести вреда | ||
Умеренная |
Средняя |
Крайняя | |
Крайне невероятен |
Очень легкий 1 |
Небольшой 2 |
Средний 3 |
Вероятен |
Небольшой 2 |
Средний 3 |
Высокий 4 |
Высоко вероятен |
Средний 3 |
Высокий 4 |
Крайне высокий 5 |
Применяемый в этом методе подход основан на комбинации степени подверженности работника воздействию вредного фактора на рабочем месте, вероятности возникновения угрозы на рабочем месте и последствий для здоровья и/или безопасности работников в том случае, если угроза осуществится.
Этот метод выражается формулой:
R = Подверженность x Вероятность x Последствия
Проведение анализа рисков таким способом должно вести к классификации рисков в сфере здоровья и/или безопасности работников по степени серьезности, например:
R = 0 - 20 небольшой риск, возможно приемлемый;
R = > 400 очень высокий риск, немедленное
прекращение деятельности;
На основе определения степени серьезности рисков можно расставить приоритеты для устранения и/или снижения уровня рисков на рабочем месте.
На основе анализа источников информации формируют исходную базу возможных рисков. Проведение первичного анализа профессиональных рисков предполагает определение наиболее значимых профессиональных рисков и оценка рискообразующих факторов. Наиболее значимые профессиональные риски – это те риски, которые наиболее часто и в большем количестве имеются на предприятии, они обусловлены особенностями технического и технологического оснащения производства. Также к таким рискам относятся те, которые влекут за собой наиболее тяжелые последствия (развитие профессионального заболевания, тяжелые травмы, травмы, сопряженные с инвалидностью и т. д.). Оценка рискообразующих факторов заключается в определении факторов, влияющих на частоту и тяжесть профессиональных рисков, их градации по степени влияния. Пространство возникновения профессиональных рисков – это условия труда. Поэтому необходимо учитывать те факторы, которые в большей степени влияют на безопасность или опасность условий труда.
Шаг 4. Фиксирование результатов оценки рисков, выполнение запланированного мероприятия:
Запись результатов оценки рисков и информирование о них персонала способствует применению работодателем результатов оценки в целях улучшения условий труда. При практическом применении результатов оценки рисков необходимо разделять заботу о людях и заботу о бизнесе. С другой стороны, существует правовое обязательство излагать результаты оценки рисков в письменном виде. При фиксировании результатов делайте как можно более простые записи, например: «Спотыкание о мусор: установлены мусорные бачки, персонал проинструктирован, еженедельные проверки организации работы» или «Вредные газы от сварки: используется местная вытяжная вентиляция, которая регулярно проверяется».
Никто не ожидает от работодателя, чтобы оценка рисков была совершенной, однако она должна быть надлежащей, достаточной и отвечающей правовым обязательствам.
Работодатель должен быть в состоянии показать:
- что надлежащая проверка была проведена;
- кто может подвергнуться опасному влиянию;
- что всеми значимыми вредными факторами занимаются, принимая во внимание количество людей, которое может быть вовлечено;
- что предпринятые меры
- что персонал предприятия или его представители
были вовлечены в процесс и
- что проведение оценки рисков проверялось
службой по здоровью и безопасности работников.
При наличии большого количества рисков возможно создание в организации Классификатора рисков. Пример создания в организации классификатора рисков размещен в Приложении 1, где дается градация риска по следующим критериям:
01, 02, 03 и т.д. – общее наименование риска;
0101, 0102, и т.д. – конкретный вид риска;
11.01.01. – разновидность конкретного вида риска;
11.01.01.01 – степень риска: - умеренная
11.01.01.02. – степень риска: - средняя
11.01.01.03. – степень риска: - высокая.
На каждое рабочее место может разрабатываться Карта оценки рисков (далее - КОР) - Приложение 2, Таблицы 2.1., 2.2.
По мере заполнения КОР выявляем степень тяжести риска, где:
По мере заполнения КОР выявляем степень вероятности риска, где:
По мере составления КОР на каждое рабочее место (согласно штатному расписанию, с учетом используемого оборудования и инструментов) составляется подробный план мероприятий по снижению рисков, с указанием, в том числе, ответственного лица за каждый конкретный пункт плана, сроки выполнения конкретного пункта плана, при необходимости – источники финансирования.
Цель плана мероприятий по снижению рисков – уменьшение случаев отклонения от правил и инструкций по охране труда, соответственно – снижение рисков травмирования и профзаболеваний, а значит и рост производительности труда, улучшение имиджа организации; уменьшение или устранение нежелательных побочных эффектов, вызванных нарушениями трудовой дисциплины и применением наказаний; усиление чувства удовлетворения среди персонала от проделанной работы; улучшение качества взаимоотношений между руководителями среднего звена и рабочими и служащими. Нельзя забывать истину «Сбережения всегда превышают расходы».
Хороший план мероприятий по снижению рисков часто включает комбинацию различных мер и действий, например:
- правовые обязательства, которым
необходимо соответствовать
- ряд наиболее дешевых или легко осуществимых
усовершенствований могут быть выполнены
быстро, возможно как временные решения до принятия более надежных мер контроля;
- долгосрочные решения
- долгосрочные решения относительно рисков
с потенциально наименее благоприятными последствиями;
- организация обучения
- регулярные проверки с тем,
чтобы убедиться, что меры контроля
принимаются и
- четкая ответственность - ясное понимание того, что принимаемые меры исполнены
в полной мере и в срок.
Наиболее важным проблемам следует отдавать приоритет и заниматься их решением в первую очередь. В случае, если мероприятие завершено, отметьте его выполнение в плане действий.
Шаг 5. Пересмотр оценки рисков и ее усовершенствование при необходимости:
Лишь немногие рабочие места остаются неизменными. Рано или поздно применение нового оборудования, новых химических веществ и процедур может привести к возникновению новых угроз. Поэтому имеет смысл проводить пересмотр того, что делается на текущей основе. Работодатель по мере необходимости должен проводить анализ ситуации, с тем, чтобы убедиться, что он все еще проводит усовершенствования или по крайней мере не откатывается назад.