Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей организации обучения предметной аппликации детей четвертого года жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы обучения предметной аппликации младших дошкольников.
2. Сформулировать методические рекомендации воспитателям по практике обучения детей четвёртого года жизни предметной аппликации.
Введение……………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы обучения аппликации детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………..6
1.1. Возникновение аппликации……………………………………………………6
1.2. Характеристика предметной аппликации……………………………………12
1.3. Обучение детей предметной аппликации…………………………………..15
1.4. Методические рекомендации воспитателю………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………23
Библиографический список
Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Мозаику можно сделать с просветами или без них.
Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.
Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания (или нашивания) на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.
Аппликация как вид
Так, предметная аппликация отличается
от других видов аппликации стилизованным
образом изображения. Также предметная
аппликация имеет свои средства выразительности
предметов, таких как цвет, форма, симметрия,
величина пропорций, линия разреза или
обрыва, детализация, общая композиция.
1.3. Обучение детей предметной аппликации
Обучение предметной аппликации начинается со второй младшей группы. Учитывая особенности детей данного возраста (недостаточное развитие мелких мышц руки, слабая координация движений, слабый зрительный контроль за своими действиями), специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все формы и силуэты они получают в готовом виде. «Программой воспитания в детском саду» предусмотрено постепенное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладеть в течение года.
В процессе обучения аппликации воспитатель учит детей различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Этому должно предшествовать знакомство с данными геометрическими фигурами в дидактических играх, на занятиях лепкой. Дети узнают, что мяч круглый, снеговик состоит из округлых форм, колеса у тележки тоже круглые. Помимо данных фигур, можно использовать также овал, трапецию, но их названия не даются, они определяются на основе предметно-образных ассоциаций (яичко, крыша, лодка).
Действуя с различными по
В процессе обучения аппликации дети учатся правильно называть, различать и соотносить с предметами цвета (елочка зеленая, флажок красный, цыпленок желтый). Задача ознакомления детей с основными цветами решается в рисовании и в аппликации параллельно.
Выполняя самые разные задания, дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Они должны усвоить пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. Например, платочки висят на веревочке рядом, круглая тарелочка украшена в середине цветочком.
Основные программные задачи
включают обучение приемам
Обучение предметной аппликации во второй младшей группе проводятся 1 раз в две недели. Всего в течение учебного года должно быть около 19 занятий. Первые занятия можно по времени сблизить, чтобы дети не забывали тех знаний, умений и навыков, которые приобрели на предыдущих занятиях.
Знакомство с формами
Для освоения цветов бумаги нужно давать более контрастные: красный — зеленый, желтый — синий. Предлагая детям выполнять элементарные узоры на полосе, квадрате, круге, необходимо вначале использовать одинаковые, а затем разные по цвету, форме и величине фигуры.
Обучение детей составлению предметных изображений следует начинать с простых, состоящих из 2—3 частей, постепенно подводя к более сложным. Выполняя орнаментальные и предметные аппликации, дети должны постепенно усвоить слова, обозначающие те или иные пространственные положения фигур, и использовать эти знания в работе.
Все задания в этой группе должны носить образный характер, темы понятны, доступны и интересны детям. В выборе тематики заданий воспитатель может проявлять самостоятельность, выдумку и индивидуальность, но необходимо четко разграничить предметную и декоративную аппликацию.
Предметная аппликация вначале должна быть проста. Дети учатся наклеивать предметные изображения на основе использования кругов, квадратов: шарики катятся по дорожке, бусы, воздушные шары, разноцветные флажки, платочки на веревочке. Затем темы усложняются: грибок, мяч (из двух половинок), погремушка, цветок, снеговик, светофор, неваляшка, башенка, домик, цыпленок, флажок, конура, тележка, лодка с парусом.
В предметной аппликации дети
овладевают умением вырезать
из бумаги и наклеивать на
фон отдельные предметы
На начальном этапе дети раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т.д.
При определении методов
При подготовке к заданиям важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения. Например, дети узнают, что мяч круглый, гладкий, окрашен в два цвета: одна половина красная, другая — желтая. Выполняя аппликацию «Большой красивый мяч», дети легко составляют его изображение из двух разноцветных половин.
До того, как дети получат задания, можно рассматривать с ними иллюстрации, картинки. Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. При рассматривании иллюстраций внимание детей необходимо направлять на то, что требуется в процессе работы. Например, рассматривая на картинке гриб, нужно уточнить, что у него есть ножка и шляпка, ножка находится внизу, а шляпка — вверху. Особое внимание следует уделить проведению дидактических игр на знакомство с формой, величиной, цветом предметов.
В процессе обучения воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те, или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест.
Развитие двигательных функций
руки у детей четвертого года
жизни еще несовершенно, поэтому
им недоступно пользование
Овладение навыком выполнения
аппликации начинается с
На первых ступенях обучения аппликации основную сложность для малышей представляет процесс наклеивания: надо научиться правильно держать кисть, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом специальной клеенкой, раскладывать формы на место намазанной стороной, прижимать их тряпочкой, не сдвигать, класть кисть только на подставку. На первых порах техника наклеивания полностью поглощает внимание детей.
Дальнейшее усложнение программного материала происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов.
И. Л. Гусарова, исследователь детского изобразительного творчества, рекомендует начинать аппликационные работы в младшей группе именно с выполнения заданий, имеющих определенную изобразительную задачу — создание знакомого предмета. Интерес к теме поможет дошкольнику преодолеть и конструктивные, и технические трудности. Маленькому ребенку понятнее задача сложить из 2—3 частей предмет, чем расположить геометрические формы по принципу чередования и симметрии в узоре. В первом случае он сам заметит допущенные ошибки, так как нарушится логика содержания. Принцип чередования и повторения элементов узора будет освоен успешно при наклеивании флажков или бус на нарисованную нитку.
Таким образом, для детей
1.4. Методические рекомендации
Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы, чем в других видах искусства. Эти формы носят обобщенный характер, не выделяются мелкие детали как по контуру, так и внутри его, что может быть передано в живописи и скульптуре. Ограничено в аппликации и цветовое решение. Не может быть передано все богатство цветов и оттенков, которые мы воспринимаем в окружающем, цвета в аппликации в основном передают локальную окраску предметов без постепенных переходов от одного цвета к другому.
Процесс аппликационных работ
складывается из двух действий:
вырезывание и прикрепление к
фону, формы наклеиваются или
пришиваются. Иногда
Для аппликации нужны
Для вырезывания форм используется более тонкая бумага (глянцевая или матовая). Гладкая глянцевая бумага легко сгибается, имеет яркий цвет, приятна для осязания, но она почти всегда одного какого-либо тона, а блеск порой мешает сделать образ выразительным, выделяя незначительные детали. Поэтому следует использовать различную бумагу, и, если бумаги нужного тона не хватает, ее можно подготовить самим, окрашивая белую бумагу различными способами.
Приготовление клея для
Крахмальный клейстер готовят из картофельного крахмала: одну часть крахмала смешивают с одной частью холодной воды, эту смесь постепенно вливают в кипящую воду и одновременно помешивают, пока не получится клей нужной консистенции.
Клей из пшеничной муки
Информация о работе Обучение предметной аппликации детей четвёртого года жизни