Обучение предметной аппликации детей четвёртого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление особенностей организации обучения предметной аппликации детей четвертого года жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы обучения предметной аппликации младших дошкольников.
2. Сформулировать методические рекомендации воспитателям по практике обучения детей четвёртого года жизни предметной аппликации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы обучения аппликации детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………..6
1.1. Возникновение аппликации……………………………………………………6
1.2. Характеристика предметной аппликации……………………………………12
1.3. Обучение детей предметной аппликации…………………………………..15
1.4. Методические рекомендации воспитателю………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………23
Библиографический список 

Файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 58.27 Кб (Скачать)

          Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Мозаику можно сделать с просветами или без них.

          Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.

          Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания (или нашивания) на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

          Аппликация как вид изобразительной  деятельности детей, направлена  на формирование у них определенных  знаний, развитие умений, обработку  навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям  возможность активнее усваивать  знание о цвете, строении предметов,  их величине, плоскостной форме  и композиции. В аппликации есть  возможность передвигать вырезанные  предметы, сравнивать, накладывая одни  на другие. Это позволяет быстрее  усваивать композиционные знания  и умения, что важно и для  рисования.

          Так, предметная аппликация отличается от других видов аппликации стилизованным образом изображения. Также предметная аппликация имеет свои средства выразительности предметов, таких как цвет, форма, симметрия, величина пропорций, линия разреза или обрыва, детализация, общая композиция. 

1.3. Обучение детей предметной  аппликации

 

          Обучение предметной аппликации начинается со второй младшей группы. Учитывая особенности детей данного возраста (недостаточное развитие мелких мышц руки, слабая координация движений, слабый зрительный контроль за своими действиями), специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все формы и силуэты они получают в готовом виде. «Программой воспитания в детском саду» предусмотрено постепенное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладеть в течение года.

          В процессе обучения аппликации воспитатель учит детей различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Этому должно предшествовать знакомство с данными геометрическими фигурами в дидактических играх, на занятиях лепкой. Дети узнают, что мяч круглый, снеговик состоит из округлых форм, колеса у тележки тоже круглые. Помимо данных фигур, можно использовать также овал, трапецию, но их названия не даются, они определяются на основе предметно-образных ассоциаций (яичко, крыша, лодка).

          Действуя с различными по величине  фигурами, дети учатся находить  большие и маленькие части,  одинаковые. Например, у неваляшки  туловище круглое, большое, голова  тоже круглая, но меньше, а руки  маленькие, круглые, одинаковые.

          В процессе обучения аппликации дети учатся правильно называть, различать и соотносить с предметами цвета (елочка зеленая, флажок красный, цыпленок желтый). Задача ознакомления детей с основными цветами решается в рисовании и в аппликации параллельно.

Выполняя  самые разные задания, дети обучаются  простейшим ориентировкам на плоскости  листа бумаги. Они должны усвоить пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. Например, платочки висят на веревочке рядом, круглая тарелочка украшена в середине цветочком.

          Основные программные задачи  включают обучение приемам выкладывания  и наклеивания форм на бумагу. Наиболее трудным для детей  является овладение приемами  наклеивания.

          Обучение предметной аппликации во второй младшей группе проводятся 1 раз в две недели. Всего в течение учебного года должно быть около 19 занятий. Первые занятия можно по времени сблизить, чтобы дети не забывали тех знаний, умений и навыков, которые приобрели на предыдущих занятиях.

          Знакомство с формами рекомендуется  начинать с круга и квадрата, так как они, особенно круг, не требуют от детей сложной  пространственной ориентировки  на листе бумаги: как не клади  круг, он все равно ляжет правильно.

          Для освоения цветов бумаги нужно давать более контрастные: красный — зеленый, желтый — синий. Предлагая детям выполнять элементарные узоры на полосе, квадрате, круге, необходимо вначале использовать одинаковые, а затем разные по цвету, форме и величине фигуры.

          Обучение детей составлению предметных изображений следует начинать с простых, состоящих из 2—3 частей, постепенно подводя к более сложным. Выполняя орнаментальные и предметные аппликации, дети должны постепенно усвоить слова, обозначающие те или иные пространственные положения фигур, и использовать эти знания в работе.

          Все задания в этой группе должны носить образный характер, темы понятны, доступны и интересны детям. В выборе тематики заданий воспитатель может проявлять самостоятельность, выдумку и индивидуальность, но необходимо четко разграничить предметную и декоративную аппликацию.

          Предметная аппликация вначале должна быть проста. Дети учатся наклеивать предметные изображения на основе использования кругов, квадратов: шарики катятся по дорожке, бусы, воздушные шары, разноцветные флажки, платочки на веревочке. Затем темы усложняются: грибок, мяч (из двух половинок), погремушка, цветок, снеговик, светофор, неваляшка, башенка, домик, цыпленок, флажок, конура, тележка, лодка с парусом.

          В предметной аппликации дети  овладевают умением вырезать  из бумаги и наклеивать на  фон отдельные предметы изображения,  которые в силу специфики деятельности  передают несколько обобщенный, условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

          На начальном этапе дети раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т.д.

          При определении методов обучения  следует выделить два основных  направления работы воспитателя: подготовку к предстоящим заданиям и обучение. В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении форм, цветов предметов.

          При подготовке к заданиям важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения. Например, дети узнают, что мяч круглый, гладкий, окрашен в два цвета: одна половина красная, другая — желтая. Выполняя аппликацию «Большой красивый мяч», дети легко составляют его изображение из двух разноцветных половин.

          До того, как дети получат задания, можно рассматривать с ними иллюстрации, картинки. Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. При рассматривании иллюстраций внимание детей необходимо направлять на то, что требуется в процессе работы. Например, рассматривая на картинке гриб, нужно уточнить, что у него есть ножка и шляпка, ножка находится внизу, а шляпка — вверху. Особое внимание следует уделить проведению дидактических игр на знакомство с формой, величиной, цветом предметов.

          В процессе обучения воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те, или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест.

          Развитие двигательных функций  руки у детей четвертого года  жизни еще несовершенно, поэтому  им недоступно пользование ножницами.  Правда, ребенка можно обучать  этому навыку в условиях семьи.  В связи с этим решение поставленных  программой задач проходит на  занятиях с готовыми формами.

          Овладение навыком выполнения  аппликации начинается с наклеивания  нескольких фигур в один ряд  на полосе бумаги. Даже это  несложное задание требует знания  особенностей новой изобразительной  формы, ее названия и цвета,  умения располагать формы в  горизонтальном ряду, навыка правильно  намазывать клеем и приклеивать  формы на нужном месте. Чтобы ребенок мог справиться с этим заданием, для наклеивания дают форму круга, которая одинаково симметрична по всему контуру, не имеет верха и низа и не меняется в зависимости от расположения; для размещения элементов предлагают узкую полосу бумаги, на которой иначе чем в ряд круги расположить нельзя; все формы имеют один цвет. Таким образом, выполнение задания облегчается: дети должны запомнить название формы, ее цвет и освоить технику наклеивания.

          На первых ступенях обучения  аппликации основную сложность для малышей представляет процесс наклеивания: надо научиться правильно держать кисть, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом специальной клеенкой, раскладывать формы на место намазанной стороной, прижимать их тряпочкой, не сдвигать, класть кисть только на подставку. На первых порах техника наклеивания полностью поглощает внимание детей.

          Дальнейшее усложнение программного материала происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов.

          И. Л. Гусарова, исследователь детского изобразительного творчества, рекомендует начинать аппликационные работы в младшей группе именно с выполнения заданий, имеющих определенную изобразительную задачу — создание знакомого предмета. Интерес к теме поможет дошкольнику преодолеть и конструктивные, и технические трудности. Маленькому ребенку понятнее задача сложить из 2—3 частей предмет, чем расположить геометрические формы по принципу чередования и симметрии в узоре. В первом случае он сам заметит допущенные ошибки, так как нарушится логика содержания. Принцип чередования и повторения элементов узора будет освоен успешно при наклеивании флажков или бус на нарисованную нитку.

          Таким образом, для детей данного  возраста каждое задание по  аппликации, так же как и по  рисованию, лепке, должно быть связано с конкретным образом. Задача воспитателя — ко всем заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия — «украсить платочек» (квадрат), «расписать тарелку» (круг) и др.

 

1.4. Методические рекомендации воспитателю

 

         Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы, чем в других видах искусства. Эти формы носят обобщенный характер, не выделяются мелкие детали как по контуру, так и внутри его, что может быть передано в живописи и скульптуре. Ограничено в аппликации и цветовое решение. Не может быть передано все богатство цветов и оттенков, которые мы воспринимаем в окружающем, цвета в аппликации в основном передают локальную окраску предметов без постепенных переходов от одного цвета к другому.

         Процесс аппликационных работ  складывается из двух действий: вырезывание и прикрепление к  фону, формы наклеиваются или  пришиваются. Иногда вырезывание  имеет самостоятельное значение ,когда используется как праздничное оформление.

          Для аппликации нужны определенные  материалы. Бумага должна быть  различного качества и цвета  для фона и вырезываемых форм. В качестве фона лучше использовать  настольную цветную бумагу, плотную  белую или картон. Цвет фона  должен быть несколько приглушенным, чтобы наклеенные формы хорошо  выделялись. Лучше всего использовать  нейтральные тона: серый, серовато-голубой,  серовато-зеленый, коричневый, чёрный  и др. Естественно, что при этом  надо учитывать замысел исследовать  согласно задуманному содержанию.

          Для вырезывания форм используется более тонкая бумага (глянцевая или матовая). Гладкая глянцевая бумага легко сгибается, имеет яркий цвет, приятна для осязания, но она почти всегда одного какого-либо тона, а блеск порой мешает сделать образ выразительным, выделяя незначительные детали. Поэтому следует использовать различную бумагу, и, если бумаги нужного тона не хватает, ее можно подготовить самим, окрашивая белую бумагу различными способами.

          Приготовление клея для окраски  и аппликационных работ. Для  окраски можно потреблять клей, приготовленный из крахмала и  обычной пшеничной муки. Для наклеивания  лучше использовать клей из  крахмала, он не оставляет на  бумаге следов. Казеиновый и другие готовые сорта клея также применяются в аппликации, но пользоваться ими надо аккуратно, так как они легко пачкают работу.

          Крахмальный клейстер готовят  из картофельного крахмала: одну  часть крахмала смешивают с  одной частью холодной воды, эту  смесь постепенно вливают в  кипящую воду и одновременно  помешивают, пока не получится клей нужной консистенции.

          Клей из пшеничной муки употребляется  при наклеивании более плотной  бумаги или картона. Способ  приготовления такой же, как и  из картофельной муки, но после  вливания смеси в кипящую воду, надо содержимое немного проварить.

Информация о работе Обучение предметной аппликации детей четвёртого года жизни