Обучение предметной аппликации детей четвёртого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление особенностей организации обучения предметной аппликации детей четвертого года жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы обучения предметной аппликации младших дошкольников.
2. Сформулировать методические рекомендации воспитателям по практике обучения детей четвёртого года жизни предметной аппликации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы обучения аппликации детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………..6
1.1. Возникновение аппликации……………………………………………………6
1.2. Характеристика предметной аппликации……………………………………12
1.3. Обучение детей предметной аппликации…………………………………..15
1.4. Методические рекомендации воспитателю………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………23
Библиографический список 

Файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 58.27 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО  «АмГПГУ»)

 

 

ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

Кондрашина  Василина Алексеевна

 

 

 

 

ОБУЧЕНИЕ  ПРЕДМЕТНОЙ АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

 

 

Специальность: 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология»

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по педагогике

 

 

 

 

 

 

 

 

Комсомольск-на-Амуре, 2012 

Работа выполнена  на кафедре теории и методики дошкольного  и начального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Амурский гуманитарно-педагогический  государственный университет»

 

 

 

 

 

Научный руководитель: Фалахеева Т. Д., к.пед.н., доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования

 

 

 

 

 

 

Защита  курсовой работы состоится: «  » (месяц) 2012 г. в ч. мин., в аудитории « » Института педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка ___________________     __________________________

                                          (подпись руководителя)

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретические основы обучения аппликации детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………..6

1.1. Возникновение аппликации……………………………………………………6

1.2. Характеристика предметной аппликации……………………………………12

1.3. Обучение детей предметной аппликации…………………………………..15

1.4. Методические рекомендации воспитателю………………………………...19

Заключение………………………………………………………………………23

Библиографический список 

ВВЕДЕНИЕ

 

          В XIX – XX вв. интерес к детскому изобразительному творчеству проявляли многие исследователи.

           В исследовании И. Л. Гусаровой по обучению дошкольников аппликации дана система занятий, приёмы обучения способам вырезания из бумаги различных форм, составления из них сюжетных композиций. Большое значение при этом она уделяет сенсорному воспитанию. На основе этих материалов И. Л. Гусарова опубликовала пособие для дошкольных работников «Аппликация в детском саду» (1968).

          В 60-е годы XX века были выполнены исследования по аппликации в детском саду: З. А. Богатеевой – по формированию декоративно-орнаментальной деятельности на основе наблюдений растительных форм, элементов узора, составления декоративных композиций; Е. С. Рогалевой – по освоению детьми сенсорных основ в аппликации, рисовании на материале орнаментального творчества.

           В 50-60-е годы XX века выходят в свет методические пособия для воспитателей по аппликации (Л. Г. Суховская, В. И. Паллон, 1960; Е. Э. Лоотсар, 1966). В частности, учебное пособие «Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду» (под ред. Н. П. Сакулиной) для учащихся дошкольных педагогических училищ содержало материалы, которые давали возможность получить знания о специфике изобразительной деятельности, разных ее видах, методике проведения занятий с детьми. Основу пособия составили результаты исследований, проводимых в тот период Н. П. Сакулиной и др.

          Первая половина XX в. была прогрессивной в области изучения теории и методики изобразительной деятельности детей.

          Во второй половине XX в. изобразительная деятельность в традиционном понимании – как рисование, лепка, аппликация – приобретает иной характер, возрастает ее качественный уровень, что способствует расширению диапазона творческих возможностей ребенка при выборе материалов для создания декоративных композиций. В этом смысле декоративное рисование, как оно традиционно рассматривалось в программе, ограничивало художественное развитие детей.

         Л. Г. Васильева вводит понятие «орнаментальный образ», под которым понимается отображения отношения народа к окружающему миру, и доказывает возможность его формирования в рисовании и аппликации детей 4-7 лет.

          Е. А. Флерина одной из первых выступила за использование декоративно-прикладного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладеют разнообразными способами изображения.

         Во второй половине XX в. исследователей интересовало больше декоративно-прикладное искусство отдельных народов, так как знание национальной культуры, традиций, обычаев способствует формированию у ребенка социокультурного опыта.

           Исходя из результатов исследований, было установлено, что аппликация развивает сенсорное восприятие ребенка, эстетически воспитывает и обогащает ребенка знаниями о национальной культуре.

          Деятельность педагогов не соответствует  федеральным государственным требованиям. Обучение аппликации предполагает овладение определенными знаниями, умениями и навыками, что в большинстве дошкольных образовательных учреждений отсутствует у преподавательского состава, в частности у воспитателей. Необходимость владеть специальными знаниями объясняется сложностью самого процесса преподавания аппликации детям дошкольного возраста. Несмотря на великое множество наработанного материала по обучению дошкольников аппликации, необходим пересмотр особенностей обучения. В связи с введением в действие федеральных государственных требований к дошкольному образованию занятие как форма обучения дошкольников в детском саду не используется.

         Цель исследования: выявление особенностей организации обучения предметной аппликации детей четвертого года жизни.

         Объект исследования – обучение аппликации.

         Предмет исследования – обучение предметной аппликации детей четвёртого года жизни.

         Гипотеза исследования: если учитывать возрастные особенности и поэтапное формирование навыков детей, то обучение предметной аппликации детей четвертого года жизни будет успешным.

         Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы обучения предметной аппликации младших дошкольников.
  2. Сформулировать методические рекомендации воспитателям по практике обучения детей четвёртого года жизни предметной аппликации.

         Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, теоретический анализ; наблюдение за работой воспитателя; наблюдение за детьми, анализ программы воспитателя.

         Структура работы: курсовая работа  состоит из введения, теоретической  главы, заключения, библиографического  списка из двадцати семи источников.

        

        

    

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Возникновение аппликации

         Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

          Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым до сих пор у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах и шкурах животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначенные для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов.

          Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов (V – III вв. до н. э.). Произведенные раскопки пяти курганов – могил вождей племен – обнаружили колоды с различными предметами. Найдены останки 10 лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах сохранились изделия не только из металла, но и из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вышитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, являются образцами художественного шитья.

          Несмотря на условность и схематичность изображений, в них подмечены особенности изображения людей, птиц, зверей, даны меткие и верные их характеристики. Мастерство в передаче динамики движений и тонкое декоративное чутье свидетельствуют об исключительно высоком уровне художественной культуры племен кочевников.

          Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто-желтой корой караганника, что создает игру светотени и объема. Войлок издавна находил широкое применение у западных тувинцев. Его использовали в украшении головных уборов. Аппликацией из тканей оформляли мешочки для чая, соли, кисеты, шаманские костюмы.

          Киргизы, калмыки, монголы декорировали потники аппликациями. Узорами аппликации в восточных районах Башкирии орнаментировались в прошлом кочевническая одежда и предметы, связанные с традициями кочевого быта. Особенно широко применялось искусство аппликации в орнаментации своеобразной женской обуви – сарык и ката. Основными элементами орнамента аппликации были сердцевидные и рогообразные фигуры, волнообразные и пилообразные линии.

          Нанайцы, ульчи, нивхи, удэге и другие малые народности имеют высокую древнюю художественную культуру, восходящую к эпохе неолита. Основа этой культуры – богатый красочный орнамент, отражающий в образной форме все многообразие природы их родного края. В современном нанайском доме можно встретить коврики, исполненные в технике аппликации, в которых центром композиции является изображение спутников или кремлевских башен.

          В изделиях, создаваемых народными  мастерами, в большинстве случаев  применяется цветной фон, что  усиливает звучание орнамента,  смягчает его, в целом создавая  богатую цветную палитру. Такие  примеры в изобилии представлены  в узорах русских вышивок, узбекских  сюзане, молдавских коврах, татарской  узорной обуви, головных уборах, украинских вырезках из разноцветной  бумаги, киргизских и казахских войлочных изделиях.

          Разновидности аппликаций в народном  декоративном творчестве обусловлены  особенностями использования природного  материала, технике скрепления  частей изображения с поверхностью  украшаемого предмета и приемов  создания элементов узора. Поэтому в развитии искусства разных народов исторически определились направления в использовании аппликаций в художественном оформлении изделий из мягких, твердых материалов и из бумаги.

          Орнаментирование изделий аппликациями из мягких материалов получило большое распространение и высокое художественное развитие у народов, проживающих в приволжских степях (калмыки), Юго-Восточной Сибири (народы Алтая, тувинцы, буряты, монголы), Средней Азии (казахи, киргизы, каракалпаки), Поволжья (татары, удмурты, чуваши), Урала (башкиры), Северного Кавказа (кумыки, аварцы, осетины, ингуши). Основное их занятие – скотоводство – помимо продуктов питания, давало кожу и шерсть. Мастера научились их обрабатывать и создавать предметы домашнего обихода, национальные костюмы и обувь, отображая неповторимые национальные традиции в трактовке форм, композиционном и цветовом строе узоров.

          Изделия из твердых материалов (металла, кости, дерева, бересты) часто украшаются накладными или прорезными узорами, выполненными способами приколачивания, припаивания, серебрения, сквозной резьбы. В технике сквозной резьбы создаются орнаменты из железа и жести, а также из дерева, кости и бересты. В этой технике создавались украшения сундуков, ларцов композициями из полос и завитков, которые прикреплялись на деревянную основу. Красота сочетаний и очертания рисунка подчеркивались цветными подкладками из слюды.

          Увлечение вырезанием узоров из бумаги в народном искусстве связано с особенностями применения этого материала. Бумага удобна в обработке, хорошо складывается, скручивается, легко окрашивается в разные цвета и может иметь разные оттенки. Обладая значительной упругостью, бумага хорошо режется ножницами, детали из нее прочно соединяются при наклеивании. Высокохудожественные образцы аппликации из бумаги создавали русские, украинские, белорусские, литовские и другие мастера.

          Многие столетия аппликация находит широкое применение и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. Особенно славились испанские аппликации – вырезанные узоры из бархата на фоне атласа.

          В период раннего Возрождения вышивка достигает совершенства, чаще применяют аппликации.

          Подлинного расцвета аппликационные работы достигли XVI вв. в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов.

          На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее ранним видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт как вид изобразительного искусства возник в VI в. до н. э. В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор чёрные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силуэта во Франции, здесь же и появилось название «силуэт».

Информация о работе Обучение предметной аппликации детей четвёртого года жизни