Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей организации обучения предметной аппликации детей четвертого года жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы обучения предметной аппликации младших дошкольников.
2. Сформулировать методические рекомендации воспитателям по практике обучения детей четвёртого года жизни предметной аппликации.
Введение……………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы обучения аппликации детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………..6
1.1. Возникновение аппликации……………………………………………………6
1.2. Характеристика предметной аппликации……………………………………12
1.3. Обучение детей предметной аппликации…………………………………..15
1.4. Методические рекомендации воспитателю………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………23
Библиографический список
В России конца XVIII – начала XIX в. Силуэты были также популярны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. В это время в России работали два силуэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Сидо и Ф. Антинг.
В книге 1799 года «Екатерина II и ее ближайшее окружение» 180 силуэтов, выполненных Ф. Сидо. Это портреты вельмож, великосветской знати.
Ф. Антинг – адъютант и первый биограф А. В. Суворова – оставил серию силуэтных портретов выдающихся людей своего времени: деятелей русской культуры, ученых, дипломатов.
Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян. Широко использовали профильный портрет и жанровые сценки. Техника изображения была различной: рисунок тушью, вырезка из однотонной бумаги.
В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. П. Толстой (1783–1873). Он сделал свыше 2000 разнообразных работ: он модельер, скульптор, рисовальщик, живописец, гравер. Толстой вырезал из бумаги для забавы детям животных, занятные сценки. Увлечение Ф. П. Толстого силуэтными вырезками, начавшееся в детстве, осталось у него на всю жизнь. Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев, простота сюжетов, образов людей из народа.
Искусством аппликации увлекался народный умелец Капитон-Акакий (по приемному отцу Воробьев) не был профессиональным художником. Родился в
60-х годах XIX в. в деревне Тепляково. С десяти лет Капитон-Акакий стал вырезать из бумаги церкви и колокольни. До конца жизни отдавал он все свободное время любимому занятию. Содержание его работ разнообразно: строения, деревья, птицы, люди, домашние предметы, орнаменты всех стилей, веков и народов.
На рубеже XIX и XX веков искусство силуэта нашло отражение в творчестве таких художников, как М. Добужинский, Д. Митрохин и др. Особенно большой популярностью пользовались вырезки К. Кругликовой. Она создавала картины со сложной композицией, с большим количеством фигур и деталей, например «Париж накануне войны».
И. Е. Репин в своих воспоминаниях «Далекое близкое» писал, что он приобщился к искусству, вырезая из бумаги. Вместе с сестрой Устей они вырезали из бумаги животных, людей, птиц и наклеивали их на окнах чугуевского дома.
Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница
Е. Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, когда училась в гимназии. В орнаментах, аппликациях Е. Е. Лебедевой – мотивы природы средней полосы, где она родилась. На ее аппликациях ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, сирени, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.
Аппликации уделяли внимание и зарубежные художники. Интересные и своеобразные аппликации французского живописца Анри Матисса (1869–1954). Его творчество разнообразно: рисунки пером, карандашом, углем, кистью; офорты, литографии, гравюры на линолеуме, монотипии; оформление книг. Одни из самых своеобразных произведений Анри Матисса – это его вырезки из бумаги, аппликации или декупажи (в русском языке нет эквивалента французского слова decoupages). Матисс окрашивал белые листы бумаги яркой гуашью, а затем вырезал из нее без предварительного рисунка силуэты. В его вырезках нет деталей. Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей. Цвета могут действовать на чувства тем сильнее, чем они проще. В каждой аппликации он брал 4–5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такого. Вырезанные из бумаги цветные полоски он перемещал в поисках лучшей композиции на бумаге и укреплял вначале булавками, а затем клеем. Вырезая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и фоны, Матисс создал ряд декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» – Волк, символический образ «Судьба», воспоминания об острове Таити. Он создал более 200 работ, в том числе несколько монументально-декоративных вырезок.
На протяжении многих веков развивалось декоративное искусство вырезания выцинянок. Без эскизов и набросков вырезали орнаменты, узоры, которые не повторялись. Декоративные узоры, вырезанные ножницами из бумаги, наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб: в Белостоцкой области – одноцветные орнаменты; изысканные и тонкие – в Курпе; яркие и сложные по композиции – в Ловиче. Для ловицкого искусства характерно многоцветье, буйство красок и ни один цвет в этой гамме красок не выделяется и не исчезает.
У выцинянок есть разновидности – выклеянки. Они ярких расцветок. Основную форму дополняют деталями, создающими многоцветный декор. Часто встречаются выклеянки симметричной формы: фигурки кукол (ляльки), деревца с чечевидными листьями, цацки (игрушки), квятек (цветок). К древнейшим мотивам аппликации относятся деревца (узоры, очертания которых напоминают разветвленное дерево), человеческие фигурки, петухи, ажурные салфетки с бахромой или окаймленные надрезами, напоминающие острие стрел. В тематических вырезках преобладали узоры, изображающие деревенские свадьбы, праздники, посиделки, работу в поле. В выцинянках и выклеянках появились новые мотивы: голубь – символ мира, силуэты дворца культуры в Варшаве, тракторы, автомобили. Все это органично вошло в содержание народного искусства.
Издавна славились на Украине, в Белоруссии бумажные узорчатые вырезки – витенянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто графические формы. Наиболее простой способ вырезания – складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, – хороводы. Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка. Из бумаги создавались картины с простыми сюжетами, где изображались птицы, рыбы, звери, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.
В СССР в 60-е XX века годы родился новый жанр искусства – флоризм. Художники-флористы используют необычный для аппликации материал – засушенные растения, солому, тополиный пух, мох, оболочки от чеснока, лука и прочее. Интересные пейзажи, натюрморты, портреты создают без кисти и красок художники-флористы и в новом виде продолжают вторую жизнь цветов.
Основателем этого нового вида искусства является З. А. Мамонтова. Она разработала технологию засушивания растений с сохранением их естественной окраски и формы.
В 1961 году при Московском городском обществе охраны природы была организована секция художников-флористов. Много декоративных панно, превосходны по своему живописному решению, изяществу, богатству красок, создано художниками-флористами З. А. Мамонтовой, З. И. Черномордик, Е. И. Березиной, Ю. М. Улановым, Н. Алексеевским и др. З. И. Черномордик первая начала работать с тополиным пухом и растениями-пухоносами.
Аппликация возникла в древние времена у разных народов и использовалась для украшения одежды и предметов обихода, а как вид изобразительного искусства и объектом исследования аппликация стала в 19 веке и исследуется до сих пор.
Таким образом, аппликация –
это вид изобразительной
1.2. Характеристика предметной
Аппликация – древнейший
Аппликация – наиболее простой
и доступный способ создания
художественных работ, при
Основными признаками
Основными видами аппликации являются сюжетная, отображающая совокупность действий, событий; декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы; предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок птица и т. д.).
Различные виды аппликации из
бумаги можно представить
Предметная аппликация
Декоративная аппликация – создание оригинальных узоров, орнаментов для украшения предметов.
Сюжетная аппликация – изображение совокупности действий, событий. Этот вид аппликации требует подготовки и соблюдение определённых правил. Во-первых, подобрать природные материалы, которые будут сочетаться между собой по цвету и фактуре. Во-вторых, необходимо сделать акцент на основных действующих лицах сюжета. В-третьих, строится с учетом перспективы. В-четвертых, использование цвета материалов и его сочетания с основным фоном.
Силуэтная аппликация – изображения предметов, наклеенные на фон, вырезанные из бумаги беспрерывным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Такое изображение одноцветно, помещается на контрастный фон и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (птицы, растения, животные и т. д.).
Цветная аппликация – изображения предметов, наклеенные на фон, состоящие из деталей, различных по цвету и форме.
Симметричная аппликация – изображения предметов, наклеенные на фон имеющие симметричное строение. Для изображения можно использовать приём складывания бумаги пополам или в несколько раз с целью передачи повторяющихся частей. Различают: зеркальную (боковую) симметричную аппликацию, передающую изображения предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т.д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности.
Асимметричная аппликация – изображения предметов, наклеенные на фон несимметричные по форме.
Геометрическая аппликация – изображения предметов, наклеенные на фон составленные полностью или частично из деталей геометрической формы.
Негеометрическая аппликация – изображение предметов из деталей негеометрической формы. Подвидами негеометрической аппликации являются
резаная аппликация выполняется из бумаги способом вырезания. Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.
Плоская аппликация – изображение предметов, которое крепится на плоскость всего фона.
Объемная аппликация – изображение предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми, поскольку выполнены из гофрированной или тисненой бумаги.
Аппликация целыми силуэтами представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов.
Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов.
Информация о работе Обучение предметной аппликации детей четвёртого года жизни