Общественное мнение как средство воздействия на личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных в советской педагогике. Советской школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. К сожалению, очень часто они бывали порождением той тоталитарной модели общества, которая сложилась в советском союзе, и недостаточно учитывали интересы личности, целиком подчиняя её целям, стоящим перед коллективом.

Оглавление

Введение.
Воздействие коллектива на личность.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 95.00 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ.М.АКМУЛЛЫ 
 
 

Реферат 

   На  тему: Общественное мнение как средство воздействия на личность. 
 
 

   Выполнила:

                                              студентка 3 курса ИП МО 302 группа 

     Идрисова ЛР

                               Проверила: ДПН профессор 

     Кашапова ЛМ 
 
 
 
 

   Уфа 2010

Содержание:

   Введение.

     Воздействие коллектива на личность.

     Заключение.

     Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Проблема  коллективного воспитания была одной  из наиболее проработанных в советской  педагогике. Советской школой был  накоплен солидный багаж теоретических  исследований и практических наработок по данному вопросу. К сожалению, очень часто они бывали порождением той тоталитарной модели общества, которая сложилась в советском союзе, и недостаточно учитывали интересы личности, целиком подчиняя её целям, стоящим перед коллективом. Поэтому крушение тоталитарной системы в СССР логично повлекло за собой разрушение и забвение прежних моделей коллективного воспитания.

    За  последние десять лет на постсоветском  пространстве несколько раз сменилась  парадигма воспитания. Первоначальный подход, возникший на волне отрицания опыта советской школы, провозгласил "Воспитание через обучение". Таким образом, школа добровольно отказалась от своей основной  общественной функции - передачи социального опыта подрастающему поколению. Причины этого пагубного шага, думается, легко определить: с уничтожением коммунистической идеологии у воспитателей возник идеологический вакуум, исчезла база, на которой можно было строить воспитание подрастающего поколения. Однако последствия этого события оказались весьма серьёзными.

    Роль  воспитателя, от которой отказалась школа, тут же перехватили различные  структуры, не всегда безопасные: от общественных организаций до тоталитарных сект, от клубов по интересам до криминальных группировок. Последствия очевидны: утрата общественно-значимых ориентиров, распад культурных и моральных ценностей, дезориентация молодёжи в обществе, алкоголизм и наркомания.

    В этих условиях казахстанская школа  провозгласила новую парадигму: "Образование через воспитание". Десять лет спустя общество независимого Казахстана осознаёт необходимость возврата от бездушного индивидуализма, порождённого капиталистическим обществом к ценностям коллективизма и альтруизма.

    К сожалению, за последнее время оказался забыт теоретический багаж советской  школы, растрачен неоценимый практический опыт педагогов. На сегодня актуальной представляется задача возрождения этого опыта, его критического анализа, отбора из него тех истинных ценностей, которые помогут на современном этапе воспитывать благородную и нравственную личность строителя.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                

                    
 
 
 
 
 

                       Воздействие коллектива на личность.

    При воздействии на личность коллектив  использует общественное мнение.

Общественное  мнение выступает как инструмент формирования личности ребёнка. Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства школьники проникаются сознанием ответственности за коллектив, учатся жить интересами класса, вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны личности учащихся коллективное обсуждение способствует активизации их самовоспитания. Общественное мнение ученического коллектива при этом выступает действенным  стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.

    Общественное  мнение коллектива для подростка является критерием оценки собственных поступков и собственного поведения. П. П. Блонский писал, отмечая влияние коллектива на формирование личности: детский коллектив является огромной воспитывающей силой к отдельным своим членам. Он регулирует не только общественно-моральное поведение своих членов: он доходит иногда до регламентаций мелочей, вплоть до способа до способа выражаться, носить шапку… Регулируя поведение отдельного члена коллектива не только подробно, но и интенсивно. Хороший, товарищ  вызывает уважение и любовь коллектива. Коллектив выделяется отдельными своими членами. Но в случае конфликта с коллективом ребёнок рискует подвергнуться очень сильным мерам воздействия вплоть до насмешек, издевательств, побоев, изгнания.

    Непрерывно воздействуя на личность школьника, выполняя функции нравственного контроля за поведением личности, общественное мнение может предупредить возможные нарушения норм поведения.

    Такие средства воздействия на личность школьника, как деятельность, соревнование, внушение, эффективно влияют на него постольку, поскольку существует определённая ситуация. Что же касается общественного мнения, то оно оказывает воздействие постоянно, независимо от той конкретной ситуации, в которой находится данный школьник.

    Общественное мнение воздействует одновременно и на сознание, и на волю, и на чувства ученика. Под его воздействием общее настроение неизбежно передается человеку, нередко даже помимо его желания, и при этом захватывает всю сферу индивидуальной психики.

    Находясь в атмосфере общественного мнения коллектива, школьник испытывает на себе его влияние и не будучи специально объектом его воздействия. Но это влияние значительно увеличивается, когда оно становится объектом целенаправленного воздействия общественного мнения коллектива выраженного в форме одобрения или осуждения. Общественное одобрение утверждает человека в собственной значимости, приносит ему моральное удовлетворение, вдохновение, стимулирует общий подъём. Общественное мнение может быть выражено в самых разнообразных формах, например: собранием, сборе, линейке, отметить ученика, рекомендовать всему коллективу брать  с него пример, поместить фотографию наиболее отличившихся в книгу почёта.

    Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение личности потому, что человек живёт не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое место занимает чувства душевного подъёма, доставляемого общественным признанием его заслуг перед коллективом. Стремление заслужить общественную похвалу вовсе не следует рассматривать как проявление тщеславия и себялюбие, так как оно питается не эгоизмом, а выражает нравственную зрелость, оно говорит о том, что человек высоко ставит общественное мнение, уважает, ценит его.

    Однако  подросткам не всегда присущи положительные  эмоции, вызываемые поощрением похвалой их товарищей. Реакцией могут быть и  зависть, и недоброжелательность.

    При рассмотрении данной темы нельзя не увидеть, что общественная похвала оказывается  в некоторых случаях значительно весомее личного поощрения педагога.

    Обычно  использование общественного мнения связывают с борьбой против отрицательных  поступков и недисциплинированностью  школьников. О нём вспоминают тогда, когда происходит Ч.П. или когда  учитель оказывается бессильным в своих попытках повлиять на ученика.

    Одним из эффективных методов в педагогике можно назвать метод одобрения, но при применении этого метода без  участия коллектива, появляется множество  ненужных слухов и кривотолков в  среде школьников. Награждение сверху без учёта мнений снизу снижает эффективность самого метода.

    Общественное  мнение, выражая одобрение деятельности поступка данной конкретной личности, тем самым преследует цель повлиять на её дальнейшее поведение, содействовать  её самоутверждению.

    А.С.Макаренко  придерживался, как и многие современные  педагоги того, что, общественное мнение одно из наиболее, и даже наиболее эффективное  средство в воспитании личности. Он считал, что в каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть воздействием на коллектив.  И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будит и воспитанием каждой личности входящей в коллектив.

    Однако  общественное одобрение не должно превратиться в некоторое возвеличивание мнимых заслуг школьников, что может привести к появлению зазнайства и других отрицательных черт личности.

    Метод общественного обсуждения, выраженного  в форме порицания, гнева, негодования  и других  искореняет плохие черты  подростков, помогает им в формировании правильного поведения в коллективе, защищает коллектив от произвола своевластия, от капризов  отдельных личностей.

    Публичное осуждение вызывает чувство стыда, неловкости, неприятных переживаний  перед своими товарищами. Оно способно вызвать у подростка быструю перестройку его желаний, чувств, стремлений и воплотиться в позитивные  для педагога действия. В данном случае особо интересным представляется мнение А.С.Макаренко,  который, рассматривая данную ситуацию, замечал, что потрясенные в самой сущности своих отношений к коллективу и поставленные перед необходимостью принять решение, подчиняясь эмоциональному влиянию коллектива ученики  «взрывают» в себе очень многие прежние представления.

    Но  здесь нужно заметить и то, что  наблюдения показывают: не все случаи публичного обсуждения приводят к вышеупомянутому взрыву. Иногда наоборот такое осуждение вызывает обиду, озлобление, возмущение. Дейл Карнеги  в своей книге «девять способов воздействия на людей, не оскорбляя их   и не вызывая чувства обиды» 1 писал, что открытая прямая критика может вызвать совершенно обратный ожидаемому результат. Такую критику, тем более, усиленную поддержкой всего или части коллектива, личность может принять за оскорбление.  Она может решить, что критика направлена не на непосредственные его ошибочные действия, а на неё саму, в результате чего она может противопоставить себя коллективу проигнорировав его требования.

    Поэтому было бы разумным считать что при  применении того или иного метода необходимо учитывать то к кому применяется этот метод. Тот же метод публичного обсуждения у определённой личности может вызвать душевную боль, которая она пронесёт через всю жизнь. После применения этого метода чувствительный к замечаниям человек будит в последствии испытывать дискомфорт при нахождении в данном коллективе или даже в каком либо ином. Личность может замкнуться в самой себе, что создаст её жизни много различного рода проблем. Но, не смотря на все сложности применения данного метода, нельзя закрывать глаза на его результативность и потенциал. Необходимо его углублять и развивать с учётом современных достижений.

    Разрабатывая  проблему «взрыва» А.С.Макаренко раскрыл  соотношение медленных изменений  и скачка в развитии личности подчеркивал, что медленные изменения являются необходимой стороной, что они, подготавливают какие то предрасположения в духовной структуре, которые ведут к коренным качественным изменениям. Чтобы в сознании ученика произошёл перелом, общественное  воздействие на личность должно удовлетворять следующим требованиям:

    1 выражать непримиримую волю всего  коллектива

    2 быть выразительным, эмоционально  насыщенным.

    3 отражать истину, быть объективным  и справедливым.

    Особенно  важно последнее требование, так  как отсутствие его приведёт к  тяжёлому нравственному травмированию  личности.

    При применении общественного мнения коллектива для осуждения того или иного  поступка совершённого личностью необходимо учитывать:  характер проступка, индивидуальные особенности личности и её душевное состояние, отношения коллектива к  личности и личности к коллективу, а также другие факторы.

    Коллектив, единодушно осуждающий какой-либо проступок  товарища, убеждается в своей силе, что очень важно для всей его  деятельности. Но при использовании общественного мнения больше всего следует опасаться формального осуждения, когда большинство присутствующих равнодушно, молча сочувствуют провинившемуся, или, что ещё хуже, поддерживают его. Поэтому, собираясь подвергнуть какой – либо проступок ученика общественному воздействию необходимо тщательно продумать, готов ли коллектив, способен ли он к искреннему осуждению этого поступка. Это необходимо сделать так как, если он будет не готов то «проработка» поведения учащихся ничего дать не может или приведёт только к озлоблению ученика, против такого использования общественного мнения выступал В.А Сухомлинский. Считая общественное мнение сильным инструментом воздействия на личность, он указывал на большую опасность «подвергнуть перегибу палки», превратив его в средство расправы над школьниками, он рекомендовал прибегать к коллективному осуждению в крайних случаях.

Информация о работе Общественное мнение как средство воздействия на личность