Образование как система и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:08, реферат

Краткое описание

Содержательно понятие «школа» сегодня, как правило, обозначает тип образовательной системы или здание, в котором размещается учебное заведение. Однако на протядении длительной истории развития общества этот термин имел и поныне имеет много значений. На латинском языке «школа» (schola) означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Имея религиозно-духовное происхождение, это понятие первоначально отражало объединение людей (учителей и учащихся), включенных в процесс восхождения души и духовности человека. В переводе с греческого «школа» (schole) трактуется как дом радости в процессе познания мира.

Файлы: 1 файл

Образование как система и процесс.docx

— 47.32 Кб (Скачать)

 

Качество образования  определяется:

 

 

 

• степенью соответствия целей  и результатов образования на уровне конкретной системы образования  и на уровне отдельного образовательного учреждения;

 

• соответствием между  различными параметрами в оценке результата образования конкретного  человека (качеством знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностных ориентаций);

 

• степенью соответствия теоретических  знаний и умений их практическому  использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии потребности  человека в постоянном обновлении своих  знаний и умений и непрерывном  их совершенствовании.

 

Качество образования  зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности того образовательного учреждения, в  котором человек получает образование, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно-управленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения. Качество высшего образования определяется, наряду с перечисленными, еще одним важным фактором — научной школой, через которую прошел студент в годы обучения в вузе.

 

Так как содержательно  цели конкретизированы в образовательном  стандарте, то на практике в рамках конкретной системы образования (России, Германии или других стран) или образовательной  системы (детский сад, школа, вуз) качество образования определяется мерой освоения образовательного стандарта; в школе — школьного образовательного стандарта, в вузе — образовательного стандарта в соответствии с профилем вуза и выбранной специальностью.

 

Тип образования. Исторически  обнаружилась общность типов образования  в странах Европы и Востока, Азии и Америки. Первым типом в древних  обществах было мифологическое образование, освоение мира в форме сказок, былин, мифов, песен и пр.

 

Исторически следующим  типом было схоластическое образование, для которого характерна культура текста и словесной природы знания о  земле и небе, тренировка памяти и воли, овладение грамотой и риторикой, учением о сущности и смысле человеческого  существования.

 

     Третий исторический  тип образования — просветительский  — возник в период возникновения  классификатора наук и художеств,  в период рождения светского  регулярного образования. А с  начала XX века в мире наблюдается  процесс  разнообразия образовательных  парадигм, типов и видов образования.

 

Вид или тип современного образования определяется прежде всего  типом образовательно-воспитательной системы, в условиях которой человек  получает образование и содержательно  зависит от качества освоения того набора видов человеческой деятельности, возможно и профессии, которые раскрывают специфику образовательной системы, а также от качества освоения культурных ценностей достижений науки и  техники. Это объясняется тем, что  все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы  социокультурной деятельности человека своей эпохи. В связи с таким  пониманием выделяют прежде всего домашнее, дошкольное, школьное, специальное и высшее образование.

 

В результате выделяют виды, образования по разным основаниям:

 

• по типу и качеству освоения научных знаний — биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое образование и т.д.;

 

• по виду доминирующего  содержания образования — теоретическое  им прикладное, гуманитарное и естественнонаучное и др.;

 

• по виду и мастерству освоения человеческой деятельности —  музыкальное, художественное, техническое, технологическое, педагогическое, медицинское  образование и т. д.;

 

• по типу освоения культурных ценностей — классическое образование, художественно-эстетическое образование, религиозное образование и др.;

 

• по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества — национальное, отечественное, европейское, международное, глобальное образование  и др.;

 

• по типу образовательной  системы — университетское, академическое, гимназическое образование и  др.;

 

• по сословному признаку — элитное и массовое образование;

 

       •по  типу преобладания направленности  содержания образования — формальное  и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественно- научное; общее, начальное профессиональное и высшее профессиональное образование и т. д.;

 

       • по  уровню образования — начальное,  неполное среднее, среднее, неполное  высшее, высшее образование.

 

Процесс самостоятельного поиска и приобретения человеком  новых знаний и  умений вне специализированных образовательных систем называют самообразованием. Д. И. Писарев в свое время заметил: «Кто дорожит жизнью мысли, тот  знает  очень хорошо, что настоящее образование  есть только самообразование и что  оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами,  делается полным хозяином своего времени и своих  занятий”


Информация о работе Образование как система и процесс