Образование как система и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:08, реферат

Краткое описание

Содержательно понятие «школа» сегодня, как правило, обозначает тип образовательной системы или здание, в котором размещается учебное заведение. Однако на протядении длительной истории развития общества этот термин имел и поныне имеет много значений. На латинском языке «школа» (schola) означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Имея религиозно-духовное происхождение, это понятие первоначально отражало объединение людей (учителей и учащихся), включенных в процесс восхождения души и духовности человека. В переводе с греческого «школа» (schole) трактуется как дом радости в процессе познания мира.

Файлы: 1 файл

Образование как система и процесс.docx

— 47.32 Кб (Скачать)

 

Четвертый — модульный  способ. При таком способе все  содержание каждой учебной темы как  целостной единицы содержания образования  перераспределяется по следующим направлениям:

 

• ориентационное, методологическое (иногда его называют мировоззренческим);

 

        •  содержательно-описательное;

 

• операционально-деятельностное;

 

• контрольно-проверочное.

 

Способы получения образования  в мировой и отечественной  практике:

 

• успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы  в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения  успешной сдачей выпускных экзаменов (дневная и вечерняя форма обучения);

 

• индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью  педагогов и сдача экзаменов  и других форм отчетности государственной  экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат);                   

 

• дистанционное (от англ. distance — расстояние) обучение с помощью обучающих программ на компьютере;

 

• заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных  консультаций у преподавателей образовательного учреждения, отчетных письменных контрольных  работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов.

 

Формы организации образовательного процесса:

 

• урок (35 или 45 минут) —  основная форма обучения в школе;

 

• лекция (90 или 120 минут, с  перерывом или без) — основная форма обучения в вузе;                                                                

 

• семинар — практическое занятие всей учебной группы;                          

 

• лабораторный практикум  — практическое занятие с применением  техники, специальной аппаратуры, проведением  эксперимента, опыта, исследования;      

 

• учебная экскурсия  на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр.             

 

•групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным  учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в вузе;          

 

• иные формы организации.

 

   В мировой практике  в разные исторические периоды  появились и до сих пор взаимодействуют  между собой несколько систем  обучения:

 

• классно-урочная;

 

• лекционно-практическая, курсовая;

 

• бригадно-групповая;

 

• индивидуальная;

 

• кабинетная;

 

• система интенсивного (ускоренного) обучения;

 

• система политехнического обучения (изучение основ наук и  основ современного производства в  их единстве);

 

• система разноуровневого обучения и др.

 

Система образования может  рассматриваться в масштабах  всей страны, на уровне отдельного региона (области, края, республики), города и  отдельного района. В этом случае говорят  о федеральной, региональной, муниципальной  и разной образовательной системе.

 

Система образования в  России и других странах — открытая, непрерывно развивающаяся система, которая обладает рядом особых свойств.        

 

1. Система образования  эффективна, если соответствует  времени и основывается на  стратегии развития общества  и человека в нем.

 

2. Система образования  ориентирована на будущее. В  тексте одной из реформ образования  в Японии есть точное определение:  «образование — столетнее растение».                                                       

 

3. Система образования  постоянно обновляется целями, содержанием,  образовательными технологиями, организационными  формами, механизмами управления.

 

Наряду с традиционными  проблемами обучения и воспитания молодого покаления перед современным образованием стоят глобальные проблемы — развитие планетарного мышления, воспитание человека, творящего в духе общечеловеческих ценностей и готового цивилизованно решать глобальные экологические, экономические, энергетические, продовольственные и иные задачи.          

 

Образование как процесс  отражает этапы и специфику развития образовательной системы как  изменение ее состояния за конкретный временной период.  Эта динамическая характеристика образования связана  с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого. Немаловажный фактор здесь – атмосфера и среда, в которой осуществляется образовательный процесс: хороши взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная эффективная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддержка интереса к учению и др.

 

В России с 1917 года по настоящее  время образование претерпело ряд  изменений: от системы, обеспечивающей грамотность каждого гражданина Советской России, к системе обязательного  начального образования, восьмилетнего  и, наконец, обязательного среднего образования и далее вплоть до реформ 1980-90 годов. С 1991 года в России в рамках закона «Об образовании» принято обязательное девятилетнее образование, а с 1998 года Россия переходит  к системе 12-летнего образования. В этот период система школьного  образования осуществлялась в рамках единообразной школы во всех городах  и селах Советского Союза. Образовательный  процесс организовывался по единым учебным планам и программам для  реализации единых целей и задач. С 1991 года в России стали возрождаться гимназии, лицеи, частные школы и появились новые образовательные системы — школы-лаборатории, центры творчества, дополнительные образовательные учреждения, колледжи и др. В связи с этим разные школы и вузы работают сегодня по разным учебным планам и программам, ставят и решают разные образовательные задачи, предоставляют различные образовательные услуги, в том числе и  платные.

 

Образовательный процесс  отражает свойства, характерные как  для обучения, так и для воспитания:

 

• двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

 

• направленность всего  процесса на всестороннее и гармоничное  развитие личности;

 

• единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

 

• взаимосвязь всех структурных  элементов: цели-содержания образования  и средств достижения образовательных  задач — результата образования;

 

• реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

 

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека — это результат реализации всех функции образовательного процесса в их  единстве.

 

Современное образование  развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фунда-ментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

 

Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

 

Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

 

Дифференциация — это  ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов  при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться  на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных  дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.

 

Диверсификация — это  широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов  управления.

 

Стандартизация — это  ориентация образовательной системы  на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

 

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.                         

 

Многоуровневость — это организация многоэтапного образовательного пpоцесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень — общее высшее образование (2 года), второй уровень — базовое высшее образование — бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий ypовень — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата +2 года магистратуры).

 

Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

 

Информатизация образования  связана с широким и все  более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение  во всем мире именно в последнее  десятилетие — в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео–, аудиотехники и компьютеров.

 

Индивидуализация —  это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов  во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

 

Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного  образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности  в связи с быстро меняющимися  условиями жизни в современном  обществе.

 

Образовательный процесс  имеет диалектический характер. Поэтому  развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем —  через совершенствование сложившейся  образовательной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречие между  социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования.

 

Основания для развития образования — это новые концепции  и модели образования на уровне государства  или конкретного региона и  отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные  стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и  формы финансирования; новые системы  подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

 

Развитие образования  может быть предметом особых деятельностей, а именно:

 

• проектирования и моделирования  новых образовательных учреждений;

 

• программирования управленческих действий в сфере образования;

 

• прогнозирования культурно-исторических и социальных последствий новых  образовательных реформ и инноваций  в сфере образования;

 

• сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуаций в содержании образования и воспитания молодого поколения.

 

Образование — процесс, управляемый со стороны государства, общества, ад­министрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частично и со стороны родителей учащихся. Однако формы и способы управления у них разные.

 

В процессе получения образования  того или иного типа человек может  достигать определенного уровня и качества. Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего  образования. Каждый уровень подтверждается государственным документом — свидетельством об окончании начальной или средней  школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или  дипломом о высшем образовании.

 

Начальное образование  представляет фундамент, на котором  основаны все последующие уровни образования современного человека.

 

Среднее образование в  России в течение разных исторических эпох и в XX веке не имеет постоянного  временного срока и скачет от 9-летнего (1940-50 годы), 10-летнего (1950-67 годы, 1970-91 годы), 11-летнего (1967-72 годы, 1991-98 годы) до 12-летнего (1998 год). В других странах также  меняются сроки получения полного среднего образования, и в разных странах они неодинаковые. Среднее образование является обязательным для продолжения образования в высшем учебном заведении.

Информация о работе Образование как система и процесс