Образование как система и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:08, реферат

Краткое описание

Содержательно понятие «школа» сегодня, как правило, обозначает тип образовательной системы или здание, в котором размещается учебное заведение. Однако на протядении длительной истории развития общества этот термин имел и поныне имеет много значений. На латинском языке «школа» (schola) означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Имея религиозно-духовное происхождение, это понятие первоначально отражало объединение людей (учителей и учащихся), включенных в процесс восхождения души и духовности человека. В переводе с греческого «школа» (schole) трактуется как дом радости в процессе познания мира.

Файлы: 1 файл

Образование как система и процесс.docx

— 47.32 Кб (Скачать)

 

     Начальный  уровень высшего образования  в России, как и во многих  других странах мира, можно получить  в специализированном колледже. Полное  высшее образование человек  получает только после успешного  окончания вуза. По закону «Об  образовании» к высшим учебным  заведениям в России относят  институт, академию и университет.

 

Наряду с этим в России после окончания вуза возможно продолжение  образования, получаемого в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской и докторской диссертации  специалист, как при обучении, так  и при самообучении и самостоятельной  научно-исследовательской работе, получает диплом магистра, кандидата или доктора  наук по конкретной специальности, известной  из классификатора специальностей в  России.

 

В оценке уровня образованности школьника выделяют уровень элементарной грамотности, функциональной грамотности, предметной и методологической компетентности. При изучении уровня образованности будущего специалиста с высшим образованием у студента вуза оценивается уровень  образования в сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных дисциплин, блока  дисциплин общепрофессионального  направления и профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уровень общего образования, уровень  бакалавриата и магистратуры.

 

Образованный человек  — это не только знающий и умеющий  человек в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. То есть образованность предполагает и воспитанность человека. Еще Н. Г. Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания привычку мыслить и благородство чувств. Однако понятие «образованный человек» — культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание образованного человека для всех стран и континентов.

 

 

Возрастная динамика развития человека в процессе образования

 

 

 

Возрастное развитие человека — это непрерывный процесс  самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и изменением личности.

 

     Динамика  перехода от одного возрастного  периода к другому может быть  резкой, критической, и медленной,  постепенной.

 

Развитие личности —  это скачкообразная по характеру  последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий.

 

Э. Эриксон выделил 8 стадий, определяя целостный жизненный  путь развития человека: младенческий возраст (с момента рождения до 1 года), ранний возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-6, 7 лет), подростковый возраст (7-12 лет), юность (13-18 лет), ранняя зрелость (третье десятилетие), средний возраст (четвертое и пятое десятилетия жизни), поздняя зрелость (после шестого десятка лет жизни).

 

Каждый возраст или  период развития человека характеризуется  следующими показателями (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин):

 

• определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает человек с другими людьми в  данный период;

 

• основным или ведущим  видом деятельности;

 

• основными психическими новообразованиями (от отдельных психических  процессов до свойств личности).

 

Во всем мире учащихся называют в соответствии с характером той  образовательной системы, в которой  они обучаются и воспитываются  — это, прежде всего, школьники и  студенты. Более подробные обозначения  проводят внутри этих наименований в  соответствии с возрастом и ступенью обучения.

 

Школьный возраст включает периоды младшего школьного возраста, подросткового и юношеского.

 

Младший школьник. Данный возраст  характеризуется готовностью к  школьному обучению. Это  прежде всего готовность к новым обязанностям и ответственность перед учителем и классом. Она — не что иное, как итог обучения и воспитания ребенка в семье и, возможно, в детском саду. В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей, поэтому ее организация несет в себе большие возможности для развития школьника. Особенно большое значение имеют широкие социальные мотивы в процессе обучения — долга, ответственности перед старшими (родителями, членами семьи, учителем). Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Познавательный интерес у большинства детей этого возраста даже к концу обучения в начальных классах остается на низком или средненизком уровне, хотя именно интерес как эмоциональное переживание познавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебной деятельности в начале обучения. Большое место в мотивации занимают узколичные мотивы — мотивация благополучия, престижа, успеха. Часто преобладает мотивация избегания наказания, проявляющаяся примерно у 20 % учащихся класса российских школ. Это придает отрицательную окраску учебной деятельности. Умственное развитие в этот период проходит через следующие стадии:

 

• усвоение действий по образцу, эталону;

 

• формирование системы  действий в рамках заданной модели;

 

      • переход  к умственным действиям со  свойствами вещей и их отношениями.             

 

    В этот период  развивается речь, мышление и  способности восприятия. В учебной  деятельности младшего школьника  формируются такие частные виды  деятельности, как письмо, чтение, работа  на компьютере, изобразительная  деятельность, начало конструкторско-композиционной  деятельности. Наиболее продуктивна  деятельность в парах (диадах) и в режиме сотрудничества  партнеров. Межличностные отношения  в этом возрасте строятся в  основном на эмоциональной основе. Навыки межличностного общения,  как правило, развиты слабо.  Девочки в этом возрасте проявляют  более высокий уровень рефлексии  и социальной ответственности,  большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения, хотя «эгоистических» девочек больше чем мальчиков, которые менее адекватно оценивают свое реальное поведение.

 

Основные новообразования  данного возраста — произвольность памяти и внимания, внутренний план действий, рефлексия своей учебы, осознание себя как субъекта учения, появление новой жизненной позиции  — позиции школьника,

 

Подросток. Подростковый возраст  — переход от детства к взрослости, сопровождающийся появлением нового психического новообразования — чувства взрослости, рефлексии собственного поведения, устремленности в будущее и недооценки настоящего. Этот процесс сопровождается рядом отрицательных проявлений, например протестующий характер поведения  по отношению к взрослым. Но одновременно налицо и рост самостоятельности, более  разнообразные и содержательные отношения с детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера  деятельности подростка, он стремится  к многообразию общения со сверстниками. У него формируются коммуникативные  умения, сознательное отношение к  себе как к члену общества.

 

Для этого возраста важен  отход от прямого копирования  оценок и мнений взрослых к самооценке — у подростка появляется желание  к самопознанию через сравнение  себя с другими людьми (взрослыми  и сверстниками). Особое знание приобретает  общение, через которое он активно  осваивает нормы и стили поведения, критерии оценки себя и других людей. Важно для подростка и интимноличное общение со сверстниками, а особенно с представителями противоположного пола. Главной ценностью становится система отношений со сверстниками, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу». Для подростка характерна общественная активность и стремление найти себя в себе и других, найти верного друга, избежать изоляции в классе, определить свое место в классном коллективе, переоценка своих возможностей, пренебрежение запретами взрослых, тенденция предаваться мечтаниям, требовательность к соответствию слова и дела, отсутствие адаптации к неудачам. Проблема авторитета взрослого у подростка снижается. Наблюдается желание занять в классе более высокое положение либо через повышение своей успеваемости, либо за счет  проявления других качеств — физической силы и более быстрого роста по сравнению с другими, остроумностью и др. Подростки-акселераты, в отличие от поздно созревающих подростков, увереннее чувствуют себя со сверстниками и обладают более благоприятным образом «Я». Раннее физическое развитие, давая им преимущества в росте и половом развитии, способствует повышению престижа у сверсников и уровня притязаний.

 

«Подростковый комплекс»  — резко выраженные психологические  особенности подросткового возраста. Он включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин и др. Для подростка характерна категоричность высказываний и суждений, сентиментальность порой чередуется с поразительной черствостью и даже жестокостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью и бравадой этим, борьба с авторитетами — с обожествлением кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием и пр. Как правило, подростки эгоистичны и в то же время как ни в какой другой последующий период своей жизни способны на преданность и самопожертвование. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они могут быть неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.

 

Реакция эмансипации —  специфическая подростковая поведенческая  реакция. Она проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, и связана  с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение личности. Большая  часть подростков во всех странах  Европы и США (70 %) имеют проблемы и конфликты с родителями. Четко  проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. В результате налицо ярко выраженная тяга к интимно-личностному  и стихийно-групповому общению со сверстниками, появление неформальных групп и компаний. Здесь могут проявляться агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и пр.

 

У подростка возникает  повышенный интерес к своей внешности, желание отвечать нормам, принятым в его референтной среде. Ему также хочется понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Начинает устанавливаться круг интересов, появляется любознательность к вопросам морали, религии, мировоззрения, эстетики.

 

Подростковый возраст  — самый уязвимый для возникновения  разнообразных нарушений и в  то же время самый благоприятный  для овладения нормами дружбы.

 

Школьный юношеский возраст. В этот период происходят существенные изменения, характеризующие переход  самосознания на качественно новый  уровень. Главное психологическое  приобретение юности — открытие своего внутреннего мира. У него формируется  полная структура самосознания. Это  проявляется в стремлении быть самим  собой, в осознании жизненных  планов и перспектив, осознании уровня притязаний, в развитии личностной рефлексии, в профессиональной ориентации. Мечты о будущем занимают центральное  место в его переживаниях. Юношеская  самооценка отличается повышенно оптимистическим взглядом на себя и на свои возможности. Возникает стремление к доверительности в общении со взрослыми и сверстниками референтной группы и при этом возможно даже самораскрытие. Для ранней юности типична идеализация дружбы и проявления душевной близости со сверстниками другого пола. При этом они стремятся оградить свой интимный мир чувств и отношений от бесцеремонного вторжения. Для этого возраста характерна первая влюбленность.

 

Расширение социальной среды взаимодействия, характерное  для этого возраста, проявляется  в стремлении юношей и девушек  определить свое место в мире: выбор  образа жизни, выбор профессиональной деятельности, референтных групп людей в социуме. Тем не менее ведущей деятельностью в этом возрасте становится учебно-профессиональная. Формируется готовность к профессиональному личностному самоопределению. В связи с этим возрастает авторитет родителей и авторитетных взрослых.

 

Студент. Студенчество —  это возраст юности. Студенчество — это особая социальная категория  молодежи, организационно объединенной институтом высшего образования. Студенчество отличается наиболее высоким образовательным  уровнем, социальной активностью, достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Для студента характерна профессиональная направленность на подготовку выбранной будущей  профессии и пора сложнейшего  структурирования интеллекта человека, которое очень индивидуально  и вариативно. Для студента ведущими видами деятельности становятся профессионально-учебная  и научно-исследовательская при  резком росте самостоятельном учебной, экономической и др. Как правило, приобретаемые знания, умения и навыки выступают для студента уже в  качестве средств будущей профессиональной деятельности.                                                     

 

Время учебы в вузе совпадает  с первым периодом зрелости и характеризуется  становлением личностных свойств. Заметно  укрепляются такие качества, как  целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициаитива, умение владеть собой, наблюдается усиление социально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам — образу и смыслу жизни, долгу и ответственности, любви и верности и др. 

 

Факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в  свои собственные силы и способности, порождает надежду на полноценную  в профессионально-творческом плане  и интересную жизнь и деятельность. Студенты гуманитарных специальностей характеризуются широтой познавательных интересов, эрудированностью по многим проблемам культуры, истории, искусства, языка, имеют богатый словарный  запас и высокий уровень развития речи, живут в мире «слов и образов». Будущие специалисты естественно-математического профиля и практико-ориентированных специальностей чаще обращаются к абстракциям и оперируют предметным миром вещей. Всю совокупность современных студентов по признаку отношения к образованию в вузе и получению специальности разделяют на три группы. Первую группу составляют студенты, ориентированные и на образование как ценность, и на профессию в процессе обучения в вузе. Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Они не проявляют интерес к научным изысканиям как основе получения профессии и видят в образовании инструмент и средство для создания в будущем собственного дела. Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать неопределившимися или озабоченными проблемами личного, бытового плана, для которых проблема профессионального самоопределения еще не решена. По характеру отношения к учебе в вузе выделяют следующие группы студентов. К первой группе относят студентов, которые стремятся овладеть системой знаний, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные знания и умения. Учебная деятельность для них — путь к овладению избранной профессией. Ко второй группе относят студентов, которые стремятся приобрести хорошие знания по всем учебным дисциплинам. Для них характерно увлечение многими видами деятельности, что может приводить к удовлетворению поверхностными знаниями. К третьей группе относят студентов, которые имеют ярко выраженный профессиональный интерес. Поэтому такие студенты целенаправленно и усердно приобретают знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Они читают дополнительную литературу, глубоко изучают только те предметы, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью. К четвертой группе относят студентов, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно и посещают лекции, семинары только интересных с их точки зрения учебных дисциплин. Профессиональные интересы у таких студентов еще не укрепились. К пятой группе относят лодырей и лентяев. К учебе такие студенты равнодушны, учатся в вузе либо по настоянию родителей, или для того, чтобы не идти работать или не попасть в армию.

Информация о работе Образование как система и процесс