Нарушение мышления младших школьников с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности мышления младших школьников с общим недоразвитием речи.

Оглавление

Введение 3
1.Психологические особенности младших школьников с общим недоразвитием речи 6
2. Основные виды нарушений мышления младших школьников с общим недоразвитием речи 11
3. Способы преодоления нарушений мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи 15
Заключение 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Курсовая Пачко+2.docx

— 84.38 Кб (Скачать)

Рассматривая одно из направлений  представленной интегративной системы - формирование когнитивных функций  у младших школьников с общим недоразвитием речи, а в частности развитие словесно-логического мышления, необходимым представляется выделение основных этапов и целей коррекционно-педагогического воздействия. В процессе поэтапной коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с ОНР осуществляется плавный переход от практического действенного усвоения языка и речи к внутренним аналитико-синтетическим интеллектуальным действиям, раскрывающим связи и закономерности языковых и речевых явлений [11]

Основной целью первого  этапа коррекционно-педагогического  воздействия является создание психолого-педагогических условий активизации наглядно-действенного мышления детей при непосредственном их включении в предметно-практическую деятельность. Ее реализация достигается  путем поощрения каждого инициативного  действия младших школьников, стимуляции любопытства, любознательности, стремления действовать с разнообразными предметами. В процессе занятий и совместной деятельности педагоги помогают ученика осознать связь между действием и достигнутым результатом, накопить опыт практического анализа и синтеза явлений окружающего мира, осуществления мыслительных операций сравнения, установления внутренних связей и взаимоотношений, сходства и различия, обобщения на конкретном материале, освоить приемы решения и проверки поставленных задач, стимулируют умение выполнять замещающие действия и применять предметы-заместители. Решение данных задач когнитивного развития тесно сопряжено с коррекционно-речевыми задачами.

На данном этапе комплексное  преодоление нарушений интеллектуальной и речевой деятельности осуществляется посредством создания проблемных ситуаций вокруг интересных предметов и игрушек для активизации речевой и познавательной мотивации младших школьников, обогащения и развития словаря, обучения составлению простых и сравнительных описательных рассказов о предметах и игрушках, формирования диалогической и элементарной ситуативной монологической связной речи.

 Второй этап коррекционно-педагогической  работы ориентирован на совершенствование  наглядно-образного мышления детей  с ОНР с опорой на образы  и наглядное представление о  предметах и их отношениях  на основе собственного опыта  предметно-практической деятельности. Они учатся осуществлять перцептивные  преобразования путем оперирования  наглядными образами и представлениями  во внутреннем плане. На этом этапе в целях формирования когнитивных компонентов речевой системы педагоги используют различные приемы стимуляции познавательной и речевой деятельности младших школьников (наводящие подсказывающие вопросы, дробное предъявление и повторение задач, разъяснение условий, подсказка отдельных приемов и логики действия), учат их осуществлять элементарное обобщение языковых и речевых явлений, формируют способность оперировать общими представлениями. Логопедическое воздействие на данном этапе направлено на количественное накопление номинативного, предикативного и адъективного словаря детей через тематическое ознакомление с окружающим миром, совершенствование качественных характеристик лексических и грамматических компонентов языка, формирование коммуникативной функции речи посредством развития диалогической и монологической форм связной речи на основе постепенного перехода от ее ситуативной к контекстной форме.

Основной целью третьего этапа коррекционно-педагогической работы является формирование у детей  с системными речевыми нарушениями  словесно-логического мышления с опорой на отвлеченные понятия и рассуждения о предметах и явлениях. Ее достижение основано на развитии у младших школьников практических умений рационального использования знаковых элементов, навыков мысленного расчленения объектов на составляющие части, анализ и выделение ведущих признаков, их группировку и обобщение.

Широкое использование на занятиях и в совместной деятельности абстрактных замещающих символов, знаков, условных обозначений, наглядных схем и моделей языковых и речевых  явлений способствует формированию у младших школьников с общим недоразвитием речи знаковой функции сознания, определяя тем самым некоторые психологические компоненты их готовности к усвоению грамоты на основе функционирования второй сигнальной системы.

Таким образом, основными  способами преодоления нарушения  мышления младших школьников с общим  недоразвитием речи можно выделить следующие: использование анализа явлений природы, литературных текстов и кинофильмов, складывания рассказов за картинками, толкование скрытого смысла пословиц, метафор и тому подобное, анализ собственных поступков, опора на отвлеченные понятия и рассуждения о предметах и явлениях, различные приемы стимуляции познавательной и речевой деятельности, создания проблемных ситуаций и т.д. Все эти способы и приемы способствуют развитию мыслительных операций младших школьников с общим недоразвитием речи.

 

Заключение

 

 

 В результате изучения психолого-педагогической литературы установили, что мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Объективной материальной формой мышления является язык. Посредством слова люди общаются между собой, передавая культурно-исторический опыт. Благодаря мышлению человек познает предметы и явления, а также связи и отношения между ними.

Многочисленными исследователями  установлено, что мышление неразрывно связанно с чувственным познанием, так как чувственная основа является основным источником мысли. То есть с помощью таких психических процессов как ощущение, восприятие человек получает информацию об окружающей действительности. Вместе с тем мышление человека устремлено на познание неизвестного, а для этого чувственная основа мышления слишком узка.

Таким образом, на основании  теоретического анализа психолого-педагогической и специальной литературы был  сделан вывод о том, что общее  недоразвитие речи – это различные  сложные речевые расстройства, при  которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Младшие школьники, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей младшего школьного возраста способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у детей младшего школьного возраста возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Таким образом, основными  нарушениями мышления младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи являются: неточность, бедность и инертность представлений о предметах и явлениях окружающей среды, что сопровождает низкой эффективности наглядно-образного мышления. Ученик не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификацией, что вызывает перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом; затрудняется в выполнении анализа и синтеза поступающей информации. Особенности, которые по своему психологическому механизму первично связаны с системным недоразвитием речи, а не с нарушением мышления. Установление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом у этих детей нарушается из-за недостаточной сформированности механизма внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные.

Таким образом, основными  способами преодоления нарушения  мышления младших школьников с общим недоразвитием речи можно выделить следующие: использование анализа явлений природы, литературных текстов и кинофильмов, складывания рассказов за картинками, толкование скрытого смысла пословиц, метафор и тому подобное; анализ собственных поступков; опора на отвлеченные понятия и рассуждения о предметах и явлениях; различные приемы стимуляции познавательной и речевой деятельности; создания проблемных ситуаций и т.д. Все эти способы и приемы способствуют развитию мыслительных операций младших школьников с общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. (Собрание трудов.) / Л.С. Выготский. – М.: Издательство «Лабиринт», 2001. – 368 с.
  2. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей / Р.Е. Левина. – М.: Издательствот «Аркти», 2005. – 222 с.
  3. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией. / О.Е. Грибова // Дефектология. – 1995. -  № 6. – С. 7-16.
  4. Жинкин, Н.И. Язык. – Речь. – Творчество. (Избранные труды)  
    Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 1998. – 368 с.
  5. Фотекова, Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи / Т.А. Фотекова // Дефектология. – 1994.- № 2. –  С. 9-13.
  6. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б Эльконин. – М.: Изд. центр  «Академия», 2004. – 384 с.
  7. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления (Формирование элементов научного мышления у ребенка) / Л.Ф Обухова. – М.: МГУ, 1972. – 152 с.
  8. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. Пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс. - 2004. – 224 с. 
  9. Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией / В.К. Воробьева // Дефектология. – 1989. - № 4. – С.40-46.
  10. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. / В.К. Воробьева. – М., 2005.
  11. Нестерова, Т.В. Особенности формирования наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Т.В. Нестерова //Логопедия. – 2003. - № 1-2. – С. 64-68.
  12. Воробьева ,В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией / В.К. Воробьева // Дефектология. – 1989. - № 4. – С.40-46.
  13. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 2000. – 60 с.
  14.  Филичева, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.В. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
  15. Психологический словарь /авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Горелова, Л.М. Балабанова; Под общей ред.Ю.Л.Неймера. – Ростов- на-Дону.: Феникс, 2003. – 640 с
  16. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.
  17. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007
  18. Ткаченко, Т.А. В первый класс без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. – СПб., 1999.
  19. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. / Р.С. Немов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 2, - 1997. – 608 с.
  20. Поддьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н.Н. Поддьяков, А.Ф. Говоркова. – М.: Педагогика, 1985. – 200 с.
  21. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. / В.В. Лебединский. – М., 2005.
  22. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Л.В.Кузнецова и [др.]; Под ред. Л.В.Кузнецовой.- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 480 с.
  23. Стадненко, Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы / Н.М. Стадненко. – Киев, 1980.
  24. Власенко, И.Т. Особенности словесно-логического мышления взрослых и детей с нарушениями речи/ И.Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990.- 183 с.
  25. Савко, Л.Н. Моделирование и наглядность как средства становления связной речи у детей с ОНР / Л.Н. Савко // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 4. – С. 44-47
  26. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  27. . Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. / С.Л. Рубинштейн. — М., 1989. — 318 с.
  28. 26. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин //В сб.: “Исследование мышления в советской психологии”. – М.: Просвещение, 1966. –446 с.
  29. Зайцева, Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л.А. Зайцева. – Мн.: НМЦентр, 1994. - 20 с.
  30. Синёв, В. Н. Коррекция интеллектуальных нарушений у учащихся вспомогательной школы / В.Н. Синев. – М., 1988. – 34 с.

 


Информация о работе Нарушение мышления младших школьников с общим недоразвитием речи