Рассматривая одно из направлений
представленной интегративной системы
- формирование когнитивных функций
у младших школьников с общим недоразвитием
речи, а в частности развитие словесно-логического
мышления, необходимым представляется
выделение основных этапов и целей коррекционно-педагогического
воздействия. В процессе поэтапной коррекционно-развивающей
работы с младшими школьниками с ОНР осуществляется
плавный переход от практического действенного
усвоения языка и речи к внутренним аналитико-синтетическим
интеллектуальным действиям, раскрывающим
связи и закономерности языковых и речевых
явлений [11]
Основной целью первого
этапа коррекционно-педагогического
воздействия является создание психолого-педагогических
условий активизации наглядно-действенного
мышления детей при непосредственном
их включении в предметно-практическую
деятельность. Ее реализация достигается
путем поощрения каждого инициативного
действия младших школьников, стимуляции
любопытства, любознательности, стремления
действовать с разнообразными предметами.
В процессе занятий и совместной деятельности
педагоги помогают ученика осознать связь
между действием и достигнутым результатом,
накопить опыт практического анализа
и синтеза явлений окружающего мира, осуществления
мыслительных операций сравнения, установления
внутренних связей и взаимоотношений,
сходства и различия, обобщения на конкретном
материале, освоить приемы решения и проверки
поставленных задач, стимулируют умение
выполнять замещающие действия и применять
предметы-заместители. Решение данных
задач когнитивного развития тесно сопряжено
с коррекционно-речевыми задачами.
На данном этапе комплексное
преодоление нарушений интеллектуальной
и речевой деятельности осуществляется
посредством создания проблемных
ситуаций вокруг интересных предметов
и игрушек для активизации речевой и познавательной
мотивации младших школьников, обогащения
и развития словаря, обучения составлению
простых и сравнительных описательных
рассказов о предметах и игрушках, формирования
диалогической и элементарной ситуативной
монологической связной речи.
Второй этап коррекционно-педагогической
работы ориентирован на совершенствование
наглядно-образного мышления детей
с ОНР с опорой на образы
и наглядное представление о
предметах и их отношениях
на основе собственного опыта
предметно-практической деятельности.
Они учатся осуществлять перцептивные
преобразования путем оперирования
наглядными образами и представлениями
во внутреннем плане. На этом этапе
в целях формирования когнитивных компонентов
речевой системы педагоги используют различные приемы
стимуляции познавательной и речевой
деятельности младших школьников
(наводящие подсказывающие вопросы, дробное
предъявление и повторение задач, разъяснение
условий, подсказка отдельных приемов
и логики действия), учат их осуществлять
элементарное обобщение языковых и речевых
явлений, формируют способность оперировать
общими представлениями. Логопедическое
воздействие на данном этапе направлено
на количественное накопление номинативного,
предикативного и адъективного словаря
детей через тематическое ознакомление
с окружающим миром, совершенствование
качественных характеристик лексических
и грамматических компонентов языка, формирование
коммуникативной функции речи посредством
развития диалогической и монологической
форм связной речи на основе постепенного
перехода от ее ситуативной к контекстной
форме.
Основной целью третьего
этапа коррекционно-педагогической
работы является формирование у детей
с системными речевыми нарушениями
словесно-логического мышления с опорой
на отвлеченные понятия и рассуждения
о предметах и явлениях. Ее достижение
основано на развитии у младших школьников
практических умений рационального использования
знаковых элементов, навыков мысленного
расчленения объектов на составляющие
части, анализ и выделение ведущих признаков,
их группировку и обобщение.
Широкое использование на
занятиях и в совместной деятельности
абстрактных замещающих символов, знаков,
условных обозначений, наглядных схем
и моделей языковых и речевых
явлений способствует формированию
у младших школьников с общим недоразвитием
речи знаковой функции сознания, определяя
тем самым некоторые психологические
компоненты их готовности к усвоению грамоты
на основе функционирования второй сигнальной
системы.
Таким образом, основными
способами преодоления нарушения
мышления младших школьников с общим
недоразвитием речи можно выделить
следующие: использование анализа явлений
природы, литературных текстов и кинофильмов,
складывания рассказов за картинками,
толкование скрытого смысла пословиц,
метафор и тому подобное, анализ собственных
поступков, опора на отвлеченные понятия
и рассуждения о предметах и явлениях,
различные приемы стимуляции познавательной
и речевой деятельности, создания проблемных ситуаций
и т.д. Все эти способы и приемы способствуют
развитию мыслительных операций младших
школьников с общим недоразвитием речи.
Заключение
В результате изучения психолого-педагогической
литературы установили, что мышление -
функция мозга, результат его аналитико-синтетической
деятельности. Объективной материальной
формой мышления является язык. Посредством
слова люди общаются между собой, передавая
культурно-исторический опыт. Благодаря
мышлению человек познает предметы и явления,
а также связи и отношения между ними.
Многочисленными исследователями
установлено, что мышление неразрывно
связанно с чувственным познанием, так
как чувственная основа является основным
источником мысли. То есть с помощью таких
психических процессов как ощущение, восприятие
человек получает информацию об окружающей
действительности. Вместе с тем мышление
человека устремлено на познание неизвестного,
а для этого чувственная основа мышления
слишком узка.
Таким образом, на основании
теоретического анализа психолого-педагогической
и специальной литературы был
сделан вывод о том, что общее
недоразвитие речи – это различные
сложные речевые расстройства, при
которых нарушено формирование всех компонентов
речевой системы, относящихся к ее звуковой
и смысловой стороне, при нормальном слухе
и интеллекте. Младшие школьники, страдающие
такими нарушениями, обладают скудным
речевым запасом, некоторые совсем не
говорят. Общение с окружающими в этом
случае очень ограничено. Несмотря на
то, что большинство таких детей младшего
школьного возраста способны понимать
обращенную к ним речь, сами они лишены
возможности в словесной форме общаться
с окружающими. Поэтому, несмотря на достаточные
возможности умственного развития, у детей
младшего школьного возраста возникает
вторичное отставание психики, что иногда
дает повод неправильно считать их неполноценными
в интеллектуальном отношении. Это впечатление
усугубляется отставанием в овладении
грамотой, в понимании арифметических
задач.
Таким образом, основными
нарушениями мышления младшего школьного
возраста с общим недоразвитием речи являются:
неточность, бедность и инертность представлений
о предметах и явлениях окружающей среды,
что сопровождает низкой эффективности
наглядно-образного мышления. Ученик не
владеет в соответствии с возрастом понятиями,
обобщениями, классификацией, что вызывает
перенесение названия одного предмета
на ряд других, ассоциативно связанных
с исходным предметом; затрудняется в
выполнении анализа и синтеза поступающей
информации. Особенности, которые по своему
психологическому механизму первично
связаны с системным недоразвитием речи,
а не с нарушением мышления. Установление
во внутреннем плане речемыслительной
связи слова с предметным образом у этих
детей нарушается из-за недостаточной
сформированности механизма внутренней
речи в звене перехода речевых образований
в мыслительные.
Таким образом, основными
способами преодоления нарушения
мышления младших школьников с общим недоразвитием
речи можно выделить следующие: использование
анализа явлений природы, литературных
текстов и кинофильмов, складывания рассказов
за картинками, толкование скрытого смысла
пословиц, метафор и тому подобное; анализ
собственных поступков; опора на отвлеченные
понятия и рассуждения о предметах и явлениях;
различные приемы стимуляции познавательной
и речевой деятельности; создания проблемных
ситуаций и т.д. Все эти способы и приемы
способствуют развитию мыслительных операций
младших школьников с общим недоразвитием
речи.
Список использованных источников
- Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. (Собрание трудов.) / Л.С. Выготский. – М.: Издательство «Лабиринт», 2001. – 368 с.
- Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей / Р.Е. Левина. – М.: Издательствот «Аркти», 2005. – 222 с.
- Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией. / О.Е. Грибова // Дефектология. – 1995. - № 6. – С. 7-16.
- Жинкин, Н.И. Язык. – Речь. – Творчество. (Избранные труды)
Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 1998. – 368 с.
- Фотекова, Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи / Т.А. Фотекова // Дефектология. – 1994.- № 2. – С. 9-13.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б Эльконин. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 384 с.
- Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления (Формирование элементов научного мышления у ребенка) / Л.Ф Обухова. – М.: МГУ, 1972. – 152 с.
- Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. Пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс. - 2004. – 224 с.
- Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией / В.К. Воробьева // Дефектология. – 1989. - № 4. – С.40-46.
- Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. / В.К. Воробьева. – М., 2005.
- Нестерова, Т.В. Особенности формирования наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Т.В. Нестерова //Логопедия. – 2003. - № 1-2. – С. 64-68.
- Воробьева ,В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией / В.К. Воробьева // Дефектология. – 1989. - № 4. – С.40-46.
- Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 2000. – 60 с.
- Филичева, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.В. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
- Психологический словарь /авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Горелова, Л.М. Балабанова; Под общей ред.Ю.Л.Неймера. – Ростов- на-Дону.: Феникс, 2003. – 640 с
- Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.
- Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007
- Ткаченко, Т.А. В первый класс без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. – СПб., 1999.
- Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. / Р.С. Немов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 2, - 1997. – 608 с.
- Поддьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н.Н. Поддьяков, А.Ф. Говоркова. – М.: Педагогика, 1985. – 200 с.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. / В.В. Лебединский. – М., 2005.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Л.В.Кузнецова и [др.]; Под ред. Л.В.Кузнецовой.- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 480 с.
- Стадненко, Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы / Н.М. Стадненко. – Киев, 1980.
- Власенко, И.Т. Особенности словесно-логического мышления взрослых и детей с нарушениями речи/ И.Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990.- 183 с.
- Савко, Л.Н. Моделирование и наглядность как средства становления связной речи у детей с ОНР / Л.Н. Савко // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 4. – С. 44-47
- Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
- . Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. / С.Л. Рубинштейн. — М., 1989. — 318 с.
- 26. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин //В сб.: “Исследование мышления в советской психологии”. – М.: Просвещение, 1966. –446 с.
- Зайцева, Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л.А. Зайцева. – Мн.: НМЦентр, 1994. - 20 с.
- Синёв, В. Н. Коррекция интеллектуальных нарушений у учащихся вспомогательной школы / В.Н. Синев. – М., 1988. – 34 с.