Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:34, реферат
Реферат излагает суть народной педагогики и о ценностях воспитания личности.
Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики.
Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности.………………………………………………………….3-9
Аксиологические подходы к образованию и воспитанию в России.…………………………………………………………………9-11
Понятия «общечеловеческие и национальные ценности»…………11-13
Общечеловеческие ценности и современное образование………………………………………………………….13-18
Заключение…………………………………………………………………19-20
Список используемой литературы…………………………………………21
Заключение:
Опираясь на народные методы воспитания педагоги – теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.
Исследования проблем народной педагогики позволяют утверждать что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, гениально воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. Чтобы личностный образ ребенка состоялся, его жизнь должна отличаться историзмом, культурной событийностью, духовной целостностью. Проектирование личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной культурно-событийной среде. Поэтому основное поле деятельности воспитателей – это создание культурной среды развития личности ребенка и оказание ему помощи в нахождении своего места в ней, включение детей в процессы организации среды своей жизнедеятельности и овладения способами культурной самореализации в ней.
Концепция модернизации, инициированная правительством, определяет два основных направления в развития российского образования:
- модернизация образования с учетом мирового опыта;
- возрождение российской
культуры и ценностей
Современные концепции воспитания выстраиваются на идеях педагогической поддержки субъектности ребенка, его сознательности, ответственности, активности. Таким образом, анализ проблем современного образования с позиций аксиологического подхода, показывает, что в процессе педагогического целеполагания создание ментальных ценностей позволит интегрировать национальные и общечеловеческие ценности. Подобное направление весьма актуально в рамках сегодняшних проблем воспитания молодежи, когда необходимо уделять особое внимание формированию общечеловеческих и национальных ценностей.
Список используемой литературы:
1 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.:Политиздат, 1986, 166.
2 Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт человека. – Л.: Сов. Писатель, 1970. , 73.
3 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.:Политиздат, 1986,74.
4 Каган М.С. Философская теория ценности. – С.- Пб.: ТООТК «Петрополис», 1997.
5 Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целост- ного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьни- ков. – 1993. - № 4. – С. 2-8.
6 Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. – Ростов-на-Дону: Изд- во РГПУ, 1993.
7 Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 117 – 120.
8 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – С-П.: Изд-во С-Петер- бургского ун-та, 1996
9 Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целост- ного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьни- ков. – 1993. - № 5. – С. 2-7.
Информация о работе Народная педагогика и общечеловеческие ценности в воспитании личности