Народная педагогика и общечеловеческие ценности в воспитании личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:34, реферат

Краткое описание

Реферат излагает суть народной педагогики и о ценностях воспитания личности.
Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики.

Оглавление

Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности.………………………………………………………….3-9
Аксиологические подходы к образованию и воспитанию в России.…………………………………………………………………9-11
Понятия «общечеловеческие и национальные ценности»…………11-13
Общечеловеческие ценности и современное образование………………………………………………………….13-18
Заключение…………………………………………………………………19-20
Список используемой литературы…………………………………………21

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 45.24 Кб (Скачать)

Для нормального функционирования общества нужна воспроизводящаяся  и постоянно обновляющаяся система  ценностных ориентаций, которые на данном этапе задают цель - возрождение народов, в соответствии с которой должна корректироваться образовательная система.

История развития человечества показывает, что образовательные  системы всегда ориентировались  на определенный идеал человека - "ценности-цели", которые отражали государственную  образовательную политику и уровень  развития самой педагогической науки. Категория "ценность" многими  учеными рассматривается, как основополагающая при определении идеалов, Она  указывает на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Аксиология (теория ценности) как наука зародилась в России в конце XIX в., когда были намечены основные подходы в понимании  категории "ценность". Каждое общество создает свою специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества. Ценности играют важную роль в формировании личности - члена социума, выполняя две основные функции:

- являясь основой формирования  и сохранения ценностной ориентации  в сознании людей, они позволяют  индивиду занять определенную  позицию, обрести точку зрения, дать оценку;

- ценности мотивируют  деятельность и поведение, поскольку  ориентация человека в обществе  и стремление к достижению  отдельных целей соотносится  с ценностями, включенными в структуру  личности.

Духовно-нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. С точки зрения педагогической теории процесс духовно-нравственного  воспитания представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных взаимодействий ученического и педагогического  коллективов в их личностной форме.

Ценностный подход в образовании  не принадлежит только идеальной  сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Духовные ценности всегда выступали в качестве идеала, к  которому стремились лучшие представители  человечества. Становление человека предполагает не только развитие его  умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей  в образовательный процесс имеет  большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации  образования, смысл которой в  том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе устойчивую, непротиворечивую, в процессе индивидуальную систему ценностных ориентаций. Роль образования осуществления  этой стратегии велика. Именно образование, благодаря его влиянию на подрастающее поколение, способствует формированию нового общественного сознания и, таким  образом, воздействует на все сферы  жизни.

 

  1. Понятия «общечеловеческие и национальные ценности»

В отечественной литературе наметились две трактовки природы  ценностных явлений, основанные на диалектической триаде: «вещь – свойство – отношение». Одни авторы полагают, что ценностями являются вещи и их свойства, которые  нужны в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Именно из потребностей и интересов исходят  люди в своей практической деятельности, создавая тем самым вокруг себя особого  рода поле – поле заинтересованности. Предметы и явления, свойства которых  затрагивают интересы людей, попадая  в это поле, приобретают притягательную силу для отдельных личностей, больших  и малых социальных групп. Иначе  говоря, ценности – это «материальные  и духовные явления, которые соответствуют  интересам людей, удовлетворяют  их потребности. Другие исследователи, и их большинство, считают, что ценность есть отношение значимости объектов социального и природного мира для субъекта социальной практики (индивида, коллектива, общества). Ценность, по их мнению, зависит от свойства как субъекта, так и объекта, но не совпадает с ним. Она объективно задана практической деятельностью субъекта. Отражение этой объективной значимости в его сознании и есть оценка. Система ценностей в широком смысле слова – это внутренний стержень культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности – это «обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы»1. Анализ литературы дает основание считать, что ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого сосуществования, характеризует человеческое измерение общественного сознания. О том, что общечеловеческие ценности являются ценностями индивидуального субъекта, прекрасно сказал В.Днепров: «Нравственность должна утвердиться в душе каждого отдельного человека, она должна многократно реализоваться внутри каждой личности2. Национальная культура — душа народа. Национальные ценности в духовной сфере — огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв  воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. Культура сегодня существует в национальной форме самовыражения. Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.

Разработанной и общепринятой концепции общечеловеческих ценностей  нет ни в западной литературе, ни в отечественной, хотя некоторые  аналоги в виде «общечеловеческого», «вечных, универсальных начал» и  т.д. имеют давнюю традицию в истории множества современных наук. Общечеловеческие ценности – одно из наиболее часто встречающихся ныне словообразований, постоянно попадающих в наше поле зрения на страницах газет и журналов. По мнению Р. Соколова, общечеловеческие ценности – это идеал, символ, образец, регулятивная идея, и в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании и мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой – за ними глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и устремления.

  1. Общечеловеческие ценности и современное образование

Функционирование ценностей  – это их воздействие на человеческую деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие культуры. Понятно, что воздействие это  осуществляется и проявляется по- разному, в зависимости, с одной  стороны, от характера того или иного  вида ценностей – религиозных  или эстетических, нравственных или  художественных, с другой – от особенностей аксиологического субъекта – индивидуального  или совокупного, той или иной социальной группы или человечества в целом, наконец, от того, функционирует  ли ценность внутри духовного мира субъекта, влияя так или иначе  на его целостное сознание, деятельность или поведение. Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной  неповторимости, в побуждении их к  самовоспитанию. Проблемам воспитания на всех этапах развития российского  образования придавалось первостепенное значение. В российском обществе большую  популярность всегда имели концепции  «разумного воспитания». Представления  о воспитании связывались с идеями «служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью  привития учащимся уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных форм общения. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Это и Протагор («мера всех вещей – человек»), и Сократ (определил и обобщил такие понятия, как «доблесть», «справедливость» и т.д.), и Платон, который отдавал предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», и Аристотель, призывавший к воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. Педагог – гуманист И.Г. Песталоцци большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и «деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания. В отечественной педагогике XVII-XIX в.в. эта традиция связывается, прежде всего, с трудами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и других, которые относили к основным качествам индивида – уважение человеческого достоинства. Гуманные чувства они считали социальными и придавали им большое значение.

В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей  по законам добра, справедливости, любви  и т. п. – то есть всего того, что  вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о  человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и  воспитания. Раньше мы говорили об обучении и воспитании, сегодня главное  – обучение и развитие. Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о воспитании, сколько  о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность»3.

Культура как фактор преемственности  накопленного человечеством опыта, социальных и нравственных ценностей  оперирует понятием «справедливость», «красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для  всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека. Богатство  его способностей, форм общения и  видов деятельности направлено на создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что, обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность  человеку при их приятии сделать  самостоятельный выбор. Государство  по своим социальным функциям может  стимулировать те способы и средства, которые с самого раннего возраста приучают ребенка уметь делать целесообразный выбор4.

В современном образовании  происходит ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного  обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Нас  интересует воспитательно-образовательный  аспект культуры как основы сохранения общечеловеческих ценностей в традициях  народа и передачи их детям в тесной взаимосвязи прошлого, настоящего и  будущего развития всего общества в  целом и отдельно взятой личности. Именно поэтому в современной  педагогике особенно обострилось внимание к культуре как фактору социального  развития. О значимости соприкосновения  с миром культуры, создающей уникальное первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева А.В. Запорожец и другие.

Одним из главных призваний  отечественного образования является, по нашему убеждению, создание у подрастающих поколений фундаментальных начал  тех ценностей, которые традиционно  выступают в роли имеющих непреходящее значение стимулов человеческой жизни  и деятельности. И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов в центре аксиологической  концепции выделяют ценностное мышление, обеспечивающее человеку понимание  ценности всего мира и каждого  человека в нем. Система ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания, включает: ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной сфере; ценности, удовлетворяющие потребности  в общении; ценности, ориентирующие  на саморазвитие творческой индивидуальности; ценности, позволяющие осуществить  самореализацию; ценности, дающие возможность  удовлетворения практических возможностей. Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная  причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно воспитывать  молодежь»5 . Цель ценностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская определяет как «воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности»6 .Е.В. Бондаревская выделяет следующие понятия, характерные для воспитательного процесса: а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.); б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, самостоятельность принятия решений и т.д.); в) воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков, литературы, истории интеллигентность и т.п.); г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект, знания, умения, навыки и т.п.); д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в красоте и т. д.); е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть, понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.).

И.С. Артюхова утверждает, что  общечеловеческие ценности должны стать  основой всех школьных предметных методик7. Главная особенность ценностно- ориентированного содержания образования состоит в том, что оно не может задаваться в отрыве от процессуальной формы его существования – методики, технологии, формы и т.д. Кроме задаваемых извне стандартных компонентов, в содержание ценностно-ориентированного образования включаются эмоционально- ценностные, личностные элементы, которые неотрывны от самого процесса обучения с присущим ему межсубъектным общением. Таким образом, содержание учебных занятий должно складываться из научного и культурного опыта, существующего до и независимо от процесса обучения, т.е. в виде учебно - программных материалов (образовательный стандарт) и личностного опыта. Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности, человека культуры, нравственной, духовной, экологической, эстетической, экономической и других ее сторон. А для этого, как справедливо отмечают В. Болотов и А. Малышевский, необходимо «осмысление образования в контексте жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для реализации своих сущностных сил» 8. Контекст жизни, по мнению этих авторов,- это контекст духовно – нравственного развития ребенка. А образование лишь оказывает влияние на развитие через его механизмы.

По мнению В. Караковского, семья и школа должны привить  ребенку не только эстетическую культуру, но и «культуру мира»9. Передача знаний о мире и становление отношений к этому миру – два самых широких процесса, организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к жизни в обществе. Мирное сосуществование различных людей является в настоящее время проблемой очень актуальной. К сожалению, дети уже с первых лет жизни встречаются с такими понятиями как «вражда, борьба, война, стрельба» и т.п. Изученная и проанализированная философская и психолого-педагогическая литература показывает, что проблема общечеловеческих ценностей и ее место в воспитании личности – одна из важнейших не только в современной педагогической науке, но она играла ведущую роль в истории мировой школы, начиная с Античности и Средних веков. Однако исследователи до сих пор не пришли к единому пониманию ценностей. В данной работе под общечеловеческими ценностями понимается идеал, символ, образец, регулятивная идея, впитавшие глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и устремления. Любая ценность имеет вид требования к поведению человека и фиксируется целой группой ценностных эквивалентов. Выявлены пути передачи ценностей, главным из которых является культура, как своего народа, так и народов других стран. Формирование ориентации школьников на общечеловеческие ценности может осуществляться только при условии учета их возрастных особенностей. Это повышает роль учителя в процессе формирования гуманистических ориентаций.

Информация о работе Народная педагогика и общечеловеческие ценности в воспитании личности