Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа
Цель исследования –минимальные мозговые дисфункции младшего школьника как проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию минимальных мозговых дисфункций как проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника.
2. Выявление эффективных приемов преодоления минимальных мозговых дисфункций младшего школьника.
Введение……………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические основы минимальных мозговых дисфункций как проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника ……………
1.1. Проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника …………………..
1.2. Основы минимальных мозговых дисфункций младшего школьника в психологической литературе………………..
1.3. Приемы преодоления минимальных мозговых дисфункций младших школьников ……………………….
Глава 2. Практико-ориентированное изучение минимальных мозговых дисфункций как проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника ……………
2.1. Диагностическая методика изучения сформированности регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника……………………………………….
2.2. Выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника в 3 классе……………………………………………………
2.3. Проектирование комплекса занятий по преодолению минимальных мозговых дисфункций младшего школьника…….....................................................................
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………….
Работая в диалоге с учителем (или родителями), ребенок может демонстрировать понимание, правильно выполнять задания, отвечать на вопросы. Однако, если это было единичное занятие, и его содержание не повторялось и не закрепилось, то в голове у ребенка может ничего не остаться. Поэтому дальнейшее объяснение материала становиться неэффективным, и непонимание, в итоге, может стать абсолютным. Когда учителя или родители сталкиваются с подобным явлением, им кажется, что дети поступают так по какому-то злому умыслу. Взрослые не могут понять, почему ребенок вдруг ничего не помнит из того, что он недавно сам правильно делал или отвечал.
Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания. Это желательно еще и потому, что при построении урока трудно учесть цикличность интеллектуальной активности учащихся с ММД.
Дети работают в разном ритме: кто-то еще активен, а кто-то уже устал или, наоборот, отдохнул и готов подключиться к уроку. Если в течение урока варьируется одна и та же тема, то в каком бы ритме ребенок ни работал, он все время будет «встречаться» только с ней. Тем самым повышается вероятность того, что основное содержание урока будет усвоено.
Необходимо помнить, что утомление накапливается, несмотря на то, что ребенок отвлекается и отдыхает. Поэтому нелепо надеяться, что он сохранит работоспособность до позднего вечера. Накапливающееся утомление затрудняет осмысливание, систематизацию и запоминание даже той информации, которую ребенок воспринимает в активные периоды деятельности мозга (это же относится и к продуктивности работы на последних уроках в школе). При переутомлении деятельность мозга может быть настолько дезорганизована, что разрушаются уже установленные, но еще не вполне укрепленные связи, т. е. забывается (“стирается”), казалось бы, усвоенная информация. Это особенно важно помнить при заучивании правил, стихов и другой информации.
Риск возникновения отклонений в развитии ребенка с ММД (школьная дезадаптация, неуспеваемость, ЗПР) определяется уровнем его интеллектуального развитии.
Именно на развитие интеллекта должна быть направлена работа педагогов, психологов и родителей. Попытки тренировать внимание, память и самоуправление не только бессмысленны, но и вредны, так как при этом силы ребенка тратятся впустую. Эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга.
Основные проблемы в развитии мышления у таких детей вызваны тем, что мышление долгое время остается как бы “линейным”. Интеллектуальный анализ оказывается возможным только по одному параметру и в одном направлении. Феномен, характеризующий мышление ребенка 5-7 лет и описанный Пиаже, у детей с ММД сохраняется значительно дольше. Но если маленькие дети не понимают в принципе, даже при наглядной демонстрации, то детям с ММД опора на наглядность и вынесение вовне промежуточных результатов мышления может оказать существенную помощь.
Так как
одновременное “схватывание”
При развитом визуальном мышлении ребенок быстро обучается пользоваться различными рисунками, чертежами, таблицами, т. е. различными опорными схемами. Этим он снимает нагрузку на оперативные память и мышление, значительно повышая общую эффективность собственной мыслительной деятельности. Визуальное мышление хорошо развивается в играх, связанных с моделированием, конструированием, выкладыванием узоров, картинок по образцам (конструкторы, мозаики, кубики и пр.). Для диагностики уровня развития визуального мышления можно использовать тест Равена.
Психологическое сопровождение детей с ММД показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная «цикличность» интеллектуальной деятельности, реже происходят «отключения».
2.1. Диагностическая
методика исследования сформированности
регулятивных универсальных
Характеристика методов, уточняется и конкретизируется уровнями сформированности регулятивных универсальных учебных действий у детей в начальной школе. Одним из методов является практико-ориентированное исследование, проводимое в 2012 году в МБУ НОШ №92 г Тольятти в 3 «Д» классе в количестве 27 человек.
При организации исследования учитываются требования, предъявляемые к проведению педагогического эксперимента:
• наличие практико-ориентированной базы
• участие младших школьников в практико-ориентированной проверки гипотетического положения
• одновозрастной состав учащихся начальных классов
• осуществление констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности агрессивных проявлений у детей в начальной школе
При организации исследования были поставлены задачи:
1. Исследовать уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у детей в начальной школе.
2. Разработать комплекс занятий по формированию регулятивных универсальных учебных действий у детей с проявлениями минимальных мозговых дисфункций в начальной школе.
В процессе исследование были применены, апробированы в педагогике и психологии методики диагностики:
• Беседа
• Анкетирование
• Наблюдение
Таким образом, определено методика исследования, где представлены требования к педагогическому эксперименту, поставлены организационные задачи, определены и описаны уровни сформированности минимальных мозговых дисфункций у детей в начальной школе
2.2.Выявление уровня
На основе разработанной методики исследования определения уровня сформированности, была сформулирована цель констатирующего эксперимента: выявить уровень внимания у детей в начальной школе.
Для этого учащимся 3 «А» была предложена тест, состоящий из 9 заданий. В анкете принимало участие 20 учащихся.
2.2.Выявление уровня
Протокол тестирования 3 «Д» класса по методике Бурдона.
№ |
Ф.И. ученика |
Время выполнения заданий(с) |
количество ошибок |
общий балл | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||||
1 |
Р. Анна |
17 |
12 |
11 |
11 |
9 |
8 |
8 |
8 |
7 |
0 |
91 |
2 |
О. Михаил |
6 |
10 |
14 |
8 |
7 |
5 |
7 |
9 |
10 |
0 |
76 |
3 |
У. Эвелина |
12 |
20 |
8 |
20 |
11 |
12 |
8 |
16 |
11 |
1 |
118 |
4 |
Д. Максим |
12 |
11 |
10 |
10 |
8 |
8 |
9 |
9 |
12 |
1 |
89 |
5 |
Я. Владислав |
14 |
12 |
8 |
9 |
9 |
8 |
9 |
7 |
9 |
0 |
85 |
6 |
О. Давид |
11 |
9 |
16 |
7 |
13 |
10 |
8 |
9 |
19 |
3 |
102 |
7 |
П. Никита |
28 |
18 |
37 |
26 |
20 |
18 |
17 |
25 |
19 |
4 |
208 |
8 |
А. Александра |
8 |
6 |
11 |
9 |
17 |
11 |
13 |
10 |
19 |
1 |
104 |
9 |
Ч. Александр |
11 |
6 |
8 |
8 |
8 |
6 |
7 |
6 |
7 |
1 |
67 |
10 |
С. Егор |
18 |
11 |
27 |
16 |
21 |
16 |
11 |
11 |
18 |
2 |
149 |
11 |
Ж. Богдан |
18 |
13 |
18 |
16 |
15 |
13 |
15 |
10 |
11 |
0 |
129 |
12 |
В. Михаил |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
1 |
54 |
13 |
Б. Алина |
15 |
12 |
15 |
12 |
13 |
9 |
14 |
8 |
10 |
0 |
108 |
14 |
Ф. Михаил |
7 |
9 |
9 |
17 |
8 |
9 |
8 |
9 |
11 |
3 |
87 |
15 |
М. Валерия |
24 |
9 |
10 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
11 |
1 |
87 |
16 |
К. Никита |
15 |
15 |
14 |
9 |
9 |
8 |
7 |
6 |
6 |
2 |
89 |
17 |
С. Виктория |
10 |
11 |
12 |
11 |
10 |
10 |
9 |
9 |
8 |
2 |
90 |
18 |
П. Екатерина |
9 |
9 |
8 |
7 |
8 |
8 |
6 |
7 |
6 |
0 |
68 |
19 |
З. Арина |
15 |
11 |
14 |
14 |
13 |
12 |
14 |
10 |
9 |
1 |
112 |
Тестовые нормы внимания
Уровни |
Время |
Ошибки |
Высокий |
67-90 |
0 |
Средний |
90-120 |
1-3 |
Низкий |
120-150 |
4-10 |
Сводная ведомость
Уровни |
Количество учеников |
% |
Высокий |
3 |
?? |
Средний |
11 |
?? |
Низкий |
5 |
?? |
2.3Проектирование комплекса занятий по преодолению минимальных мозговых дисфункций младшего школьника
Коррекционно-развивающие занятия для детей с ММД.
(на примере одного занятия)
Основная цель занятий:
1. Снятие
нервно-психического
2. Развитие
интеллекта: наглядно-действенного, наглядно-образного,
словесно-логического мышления. Путём
тренировки отдельных
Особые требования к проведению занятий:
1.Количество детей в группе 3-4 человека;
2.Время проведения занятий не более 20 минут;
3.Использование
в работе видео-аудио
В структуре каждого занятия присутствуют упражнения, направленные на достижение поставленных выше целей.
Содержание занятий составлено на основе следующих программ и источников:
1. Ильина
М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я.,
«Тесты для детей. Готов ли
ваш ребёнок к школе. Сборник
тестов и развивающих
2. Коноваленко
С.В. «Коммуникативные
3. Бретт Д., М., «Жила - была девочка, похожая на тебя…», «Класс»,1996.
4. Зак А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-9 лет», М., «Новая школа», 1996.
ЗАНЯТИЕ №1
1.Знакомство,
разъяснение содержания и
2.Упражнение на дыхание «Певец» (3-5 минут)
Цель: снятие нервно-психического напряжения, «кислородотерапия».
• глубокий вдох, руки медленно поднимаются через стороны вверх;
• задержка дыхания на вдохе;
• выдох с открытым сильным звуком А-А-А, руки опускаются вниз;
• вдох, руки поднимаются до уровня плеч через стороны;
• задержка дыхания;
• медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь;
• медленный глубокий вдох, руки поднимаются до уровня груди;
• задержка дыхания;
• медленный выдох с сильным звуком У-У-У, руки опускаются вниз, голова на грудь.
Упражнение повторить 2 раза, следить за состоянием детей, т.к. возможно головокружение, вследствие гипервентиляции лёгких.
Дети садятся на места. Ведущий объясняет правила выполнения следующего упражнения.
3.Упражнение «Общее и
Цель: развитие мыслительной операции «сравнение предметов», наглядно-образного мышления.
Детям предлагается мысленно представить себе образ сравниваемых предметов и найти сходство и различие. Вначале дети работают вместе, отвечают по желанию, дополняют друг-друга. Затем каждому, по-очереди даётся отдельное задание.
Пример: Ты видел муху? А бабочку? После ответов ребёнка, предлагается сравнить эти объекты. Помогаем ребёнку с помощью наводящих вопросов: «Чем похожи бабочка и муха, что у них общего? А чем они отличаются?»
Фиксируем для себя успешность выполнения заданий каждым ребёнком, отмечаем сложные для детей моменты. Чаще всего дети затрудняются находить общее в предметах. В зависимости от успешности выполнения упражнения, можно его либо усложнить, либо упростить.
Для детей,
затрудняющихся в выполнении упражнения,
можно использовать наглядное изображение
сравниваемых предметов, выделение
отдельных признаков, характеристик
сравниваемых предметов, для детей,
успешно справляющихся с
Обращаем внимание, чтобы дети в процессе сравнения и обобщения опирались на существенные признаки предметов.