Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа
Цель исследования –минимальные мозговые дисфункции младшего школьника как проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию минимальных мозговых дисфункций как проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника.
2. Выявление эффективных приемов преодоления минимальных мозговых дисфункций младшего школьника.
Введение……………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические основы минимальных мозговых дисфункций как проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника ……………
1.1. Проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника …………………..
1.2. Основы минимальных мозговых дисфункций младшего школьника в психологической литературе………………..
1.3. Приемы преодоления минимальных мозговых дисфункций младших школьников ……………………….
Глава 2. Практико-ориентированное изучение минимальных мозговых дисфункций как проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника ……………
2.1. Диагностическая методика изучения сформированности регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника……………………………………….
2.2. Выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника в 3 классе……………………………………………………
2.3. Проектирование комплекса занятий по преодолению минимальных мозговых дисфункций младшего школьника…….....................................................................
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………….
Министерство образования и науки Самарской области
государственное
бюджетное образовательное
Среднего профессионального образования
Тольяттинский социально-педагогический колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
Минимальные мозговые дисфункции
как проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника
Специальность 050709 Преподавание в начальных классах | |
Студентка: Гелназ Айратовна Гайнутдинова |
______________________________ (личная подпись) |
Руководитель: А.А. Сухенко |
______________________________ (личная подпись) |
Курсовая работа | |
защищена с оценкой «______________________» | |
«________»____________________ | |
Руководитель: А.А.Сухенко_________________ |
Тольятти, 2012 г.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | ||||
Глава 1. Теоретические основы минимальных мозговых дисфункций как проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника …………… |
6 | ||||
1.1. |
Проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника ………………….. |
6 | |||
1.2. |
Основы минимальных мозговых дисфункций младшего школьника в психологической литературе……………….. |
11 | |||
1.3. |
Приемы преодоления минимальных мозговых дисфункций младших школьников ………………………. |
14 | |||
Глава 2. Практико-ориентированное |
18 | ||||
2.1. |
Диагностическая методика изучения сформированности регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника………………………………………. |
18 | |||
2.2. |
Выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника в 3 классе…………………………………………………… |
25 | |||
2.3. |
Проектирование комплекса |
30 | |||
Заключение…………………………………………………… |
40 | ||||
Список литературы………………………………… |
41 | ||||
Приложение…………………………………………………… |
43 |
Объектом исследования является процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника.
Предметом исследования являются минимальные мозговые дисфункции.
Цель исследования –минимальные мозговые дисфункции младшего школьника как проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи:
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что использование приемов преодоления минимальных мозговых дисфункций младших школьников будет способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Введение
Актуальность исследования. Современные требования общества указывают на необходимость воспитания и обучения подрастающего поколения, способного к самостоятельному выбору, планированию и осуществлению своих замыслов в реальной жизни. Лишь человек, готовый к реализации задуманного способен достичь больших высот и само реализоваться. Это возможно при формировании в ребенке произвольности поведения и волевой регуляции. Инновационные технологии обучения и воспитания в современной системе образования позволяют достичь этой цели. Однако, с каждым годом негативное влияние различных экологических, социальных и семейных факторов влияет на физическое и интеллектуальное развитие детей. Среди них минимальные мозговые дисфункции (ММД). Это нарушение развития является часто встречаемой патологией, имеющей тенденции к увеличению количества учащихся. Дети с ММД имеют сохранный интеллект, но, как правило, с трудом адаптируются к образовательным учреждениям, отличаясь нарушениями поведения и проблемами в обучении. Если познавательная деятельность учащихся страдает, то ребенок не сможет сформировать элементарных регулятивных универсальных учебных действий. Младший школьник не в состоянии контролировать свои действия, эффективно планировать деятельность и осуществлять целеполагание. Это обуславливает проблемы качества обучения и необходимость поиска эффективных приемов по преодолению проблем ММД.
Проблемой исследования является необходимость формирования регулятивных универсальных учебных действий и недостаточной разработанностью приемов, способствующих преодолению минимальных мозговых дисфункций у младшего школьника.
Методологическая основа исследования: исследование о человеке, как субъекте отношений; учение о об особенностях становления и развития личности ;комплексный подход к анализу рассматриваемых факторов ,положений и процессов; методологический принцип объективности ,альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно- педагогического процесса.
Теоретической основой исследования являются психолого-педагогические труды Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина, Г.К.Селевко, Л.С.Выготского ,Л.В. Занкова ,А.Н.Леонтьева.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической ,научной и методической литературы, нормативно-программной и учебно-планирующей документации, методические учебные пособия, внедрение организационно-методического обеспечения, статистическая обработка полученных результатов, табличные и графические методы.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2012 г.)осуществлялось изучение и анализ
психолого-педагогической ,учебно-методической литературы, были сформулированы рабочие цели и задачи.
На втором этапе (октябрь 2012 г.) проводилось практико-ориентированное исследование: рассматривалось состояние проблемы в теориии практике общеобразовательных школ г. Тольятти, изучался опыт формирования регулятивных универсальных учебных действий.
На третьем этапе (ноябрь 2012 г.) проведено практико-ориентированное исследование минимальных мозговых дисфункций как предмета формирование регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника.
На четвертом этапе (декабрь 2012 г.) уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, ведется оформление курсовой работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись участием в научно-практической конференции «….».
Практическая значимость курсовой работы заключается в том,что разработанный комплекс …… может быть использован учителями начальной школы и способствовать повышению качества обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Структура курсовой работы:состоит из введения,двух глав,заключения,списка литературы из 20 источников,.. таблиц,.. рисунков,…приложений
Глава 1. Теоретические основы минимальных мозговых дисфункций как проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника.
1.1.Проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника в психолого-педагогической литературе.
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.(ФГОС)
Универсальные учебные действия - это способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. .(ФГОС)
Умение учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.( 10. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1993.)
Полноценное
усвоение новых знаний
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий сноска(8. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой.— М.: Педагогика, 1973. Стр 45
Регулятивные универсальные
Регулятивные универсальные
В систему терминов РУУД включается:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование
— определение
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка
— выделение и осознание
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста. Для этого должны соблюдаться условия формирования и развития регулятивных действий: