Минимальные мозговые дисфункции как проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования –минимальные мозговые дисфункции младшего школьника как проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию минимальных мозговых дисфункций как проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника.
2. Выявление эффективных приемов преодоления минимальных мозговых дисфункций младшего школьника.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические основы минимальных мозговых дисфункций как проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника ……………
1.1. Проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника …………………..
1.2. Основы минимальных мозговых дисфункций младшего школьника в психологической литературе………………..
1.3. Приемы преодоления минимальных мозговых дисфункций младших школьников ……………………….
Глава 2. Практико-ориентированное изучение минимальных мозговых дисфункций как проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника ……………
2.1. Диагностическая методика изучения сформированности регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника……………………………………….
2.2. Выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника в 3 классе……………………………………………………
2.3. Проектирование комплекса занятий по преодолению минимальных мозговых дисфункций младшего школьника…….....................................................................
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсач 2 (2).docx

— 447.08 Кб (Скачать)

1. С начала  обучения необходимо приучать  ученика использовать во внешней  речи планирование действий по  решению учебной задачи, стимуляция  действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых  действий, оценку этого качества  и полученного результата, коррекцию  допущенных в процессе деятельности  ошибок.

2. Перед ребенком  ставится задача оценивания результатов  деятельности. Предметом оценивания  ученика должны стать учебные  действия и их результаты, способы  учебного взаимодействия, собственные  возможности осуществления деятельности.

3. С учащимися  регулярно обсуждаются изменения  в учебной деятельности на  основе сравнения его предшествующих  и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4. Оценка  становится необходима, для того  чтобы разобраться и понять, что  именно и каким образом следует  совершенствовать.

5. Использование  цветных и графических форм  представления оценок( обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.

6. Поощрение  детей за активность, познавательную  инициативу, любые усилия, направленные  на решение задачи любой ответ,  даже не верный.

7. Использование  в образовательном процессе таких  форм работы как:

-организация  взаимной проверки заданий, -взаимные задания групп,

-учебный  конфликт,

-обсуждение  участниками способов своего  действия

-заполнение  рефлексивного портфолио.

8.Средством  формирования регулятивных УУД  служат технологии продуктивного  чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных  достижений(учебных успехов).

Главная цель педагогической деятельности -это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию.Одним из эффективных методов формирования РУУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Значение  для обучения РУУД- направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий.

Таким образом, в параграфе 1.1. Проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника в психолого-педагогической литературе были рассмотрены понятия УУД,РУУД, их функции и номенклатура, условия формирования и развития регулятивных действий. В следующем параграфе будут рассмотрены понятия минимальных мозговых дисфункций, история появления данного термина, его виды, симптомокомплекс минимальных мозговых дисфункций и его критерии.

1.2. Основы минимальных мозговых дисфункций младшего школьника в психолого-педагогической литературе.

Младший школьный возраст является наиболее важным в формировании адекватной самооценки и постановки жизненных задач, поэтому  переоценить значение успешности в  этот период невозможно. Однако одной  из причин неуспеваемости являются различные  дисфункции младшего школьника.

Дисфункции  – это   широкое, обобщенное и неоднозначное понятие, которое характеризуется нарушением нормального функционирования.[10, с. 153] (психологическая энциклопедия)

В начальной  школе педагоги чаще всего сталкиваются с минимальными мозговыми дисфункциями.

Минимальные мозговые дисфункции – это исход легкого органического повреждения головного мозга, на фоне которого наблюдаются различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности школьного обучения, нарушения созревания высших мозговых функций, разнообразные неврозоподобные состояния (далее ММД). [10, с. 153]

История появления и формирования термина имеет недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет.

Впервые, в 1853 году Генрих Хоффман, немецкий врач-психоневролог, описал чрезвычайно подвижного ребёнка, который ни секунды не мог спокойно усидеть, немецкий врач-психоневролог.

До ХХ века не было четкого научного определения  таких состояний, лишь в 1947 году педиатры попытались дать чёткое клиническое обоснование так называемым гиперподвижным детям, у которых часто возникали проблемы с учёбой. Однако вопрос о терминологии этого состояния остался нерешённым, так как до настоящего времени в это понятие вкладывали различное содержание.

Немного существует заболеваний, имеющих столь  многочисленные термины. Назовем лишь некоторые из них: «лёгкая дисфункция мозга», «гиперкинетический хронический мозговой синдром», «лёгкая детская энцефалопатия», «лёгкое повреждение мозга», «гиперкинез», «гиперактивность», «гиперкинетические импульсивные нарушения», «минимальная мозговая дисфункция»[А.И Захаров. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997 ].

Термин «лёгкая дисфункция мозга» появился в периодической медицинской печати в 1963 году после совещания международных экспертов-неврологов, проводившегося в Оксфорде. По крайней мере, 100 клинических проявлений входило в понятие "лёгкая дисфункция мозга", включая дисграфию (нарушение письма), дизартрию (нарушения артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета), гиперактивность, недостаточную концентрацию внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение.

В 1966 году С. Д. Клементс дал следующее определение этого заболевания у детей: «заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальным уровнем, с нарушением поведения от лёгкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательных функций». По его мнению, индивидуальные различия у детей могут быть результатом генетических отклонений, биохимических нарушений, инсультов в перинатальном периоде, заболеваний или травм в периоды критического развития центральной нервной системы или других органических причин неизвестного происхождения.

Значительно позднее начали изучать эту проблему отечественные врачи. Наш известный  педиатр Ю. Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвящённом роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, который состоялся в 1972 году, выделила группу "трудновоспитуемых" детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам.

В последние  годы этому заболеванию начинают уделять всё больше внимания во всех странах, в том числе и у  нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 годах их было 31, то в 1960-1975 годах – 2000, а в 1977-1980 годах – 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг.[ «Психосоматика у детей» (Брязгунов И.П.)]

Такой интерес  связан со сложностью определения и  многочисленностью видов ММД:

1. субнормальный (близкий к нормальному) - является наиболее сглаженным, ровным по сравнению с остальными профилем. Это объясняется тем, что данному типу еще доступна некоторая произвольная регуляция деятельности.

2. активный - проявляет оптимальную работоспособность в самом начале деятельности, потом так же резко утомляется и выключается из деятельности.

3.ригидный(медлительный, тугоподвижный)-через 5 минут работы вдруг резко увеличивает скорость и переходит на другой уровень активности, потом так же резко утомляется и выключается из деятельности

4.астеничный (истощаемый) - может реагировать  только тогда, когда         имеется значительный интервал  между символами

5.реактивный (гиперактивный, двигательно-расторможенный)-деорганизована и неуправляема, характеризуется постоянными резкими перепадами .

Несмотря  на разнообразие видов, к каждому  соответствующему возрасту относят  свои психические характеристики.

Симптоматика ММД на разных возрастных этапах:

Возникновение симптомов заболевания относят  к началу посещения детского сада в 3 года, а первое ухудшение –  к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы  ребёнка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Возрастная динамика симптомокомплекса  ММД представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Симпотомокоплекс ММД.

Возрастной этап

Психические характеристики

От 1 до 3х лет

Чрезмерно возбудимы, двигательно расторможены, несколько отстают в психоречевом и моторном развитии, упрямы.

4-5 лет

Проявления нарушений исчезают или  уменьшаются.

3-5 лет

В этом возрастном периоде начинается активное развитие внимания, памяти, речи. С 4 лет прослеживается полиморфизм клинических проявлений, в поведении преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, импульсивность, инфантилизм.

6-7 лет

Это один из самых критических периодов. В это время происходит становление  письменной речи, функции произвольного  внимания, памяти, целенаправленного  поведения и других важных психических  функций.

7-12 лет

Максимально проявляется синдром  дефицита внимания и гиперактивности. Этот временной интервал совпадает с периодом наиболее активного становления мозговых структур и корково-подкорковых взаимосвязей, ответственных за мыслительную деятельность. Возникают трудности с усвоением школьной программы.


 Каждому  перечисленному симптому на всех  возрастных этапах соответствуют  сопутствующие проявления: повышенная  умственная утомляемость, отвлекаемость  внимания, затруднения в запоминании  нового материала, плохая переносимость  шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с  появлением головокружения, тошноты  и рвоты. Возможны головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента, импульсивные проявления.

 Проявления импульсивности включает ряд типичных реакций:

- отвечает  на вопросы, не задумываясь,  не дослушав вопрос;

- допускает  выкрики во время уроков;

- мешает  другим детям, взрослым, пристает, влезает в игры, разговоры;

- не ждет  своей очереди в коллективных  играх;

- совершает  опасные для себя и окружающих  действия 

- не ищет  острых ощущений или приключений;

- часто  вступает в драки, но не по  причине агрессивности, а из-за  неумения проигрывать.[Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко, Т.Б. Горяинова. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб., 2002.]

А.И. Захаров описывает нарушенное поведение младшего школьника: повышенную возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности. Нередко эти дети, что называется, "без тормозов", ни секунды не могут посидеть на месте, вскакивают, бегут, "не разбирая дороги", постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца. Утомление наступает гораздо позже, и оно менее выражено, чем у детей с ММН. [ А.И Захаров. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997 ]

Анализ  терий таких авторов как Н.Н. Заваденко и А.И. Захаров позволило выделить следующие критерии ММД.

Таблица 2.1. Критерии ММД младшего школьника.

Критерии

Типичные симптомы

1.

Импульсивность(гипервозбудимость)

1.Часто наблюдаются беспокойные  движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится

2.Часто встаёт со своего места  в классе во время уроков  или в других ситуациях, когда  нужно оставаться на месте

3.Часто проявляет бесцельную двигательную  активность: бегает, крутится, пытается  куда-то залезть, причем в таких  ситуациях, когда это неприемлемо

4.Обычно не может тихо, спокойно  играть или заниматься чем-либо  на досуге.

5.Часто находится в постоянном  движении и ведет себя так,  «как будто к нему прикрепили  мотор».

6.Часто бывает болтливым.

2.

Снижение внимания

  1. Невнимательность

а) рассеянность

б) слабая концентрация внимания при сниженной переключаемости

      2. Гиперметаморфоз внимания — повышенная отвлекаемость

3. Сужение объема внимания —  патологическое сосредоточение, обусловленное  слабостью его распределения

4. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление интенсивности внимания в процессе работы.

5. Инертность внимания — невозможность  своевременной переключаемости  или патологическая фиксация  внимания.

3.

Задержка развития высших

функций мозга

  1. Запаздывание развития основных

психофизических функций (моторики, речи, социального поведения).

  1. Эмоциональная незрелость.
  1. Неравномерность развития отдельных

психических функций.

  1. Функциональный, обратимый характер нарушений.

4.

Соматические или вегетативные

проявления

  1. Учащенное сердцебиение;
  1. Приливы жара или холода;
  1. Потливость;
  1. Холодные и влажные ладони;
  1. Ощущение “кома” в горле;
  1. Чувство нехватки воздуха;
  1.  Боли в груди;
  1. Тошнота;
  1. Предобморочное состояние;

10.Мышечные подергивания;

11. Учащенное мочеиспускание;

Информация о работе Минимальные мозговые дисфункции как проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника