Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:51, контрольная работа
1. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Методы группового активного социально-психологического воздействия
При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»
Обсуждение
позволяет участникам группы осознать,
что для выполнения общей задачи
необходимо быстро ориентироваться
в намерениях, тактике, состоянии
других людей, согласовывать свои действия
с действиями других. В ходе более
детализированного обсуждения можно
говорить о проявлении инициативы и проблемы
принятия на себя ответственности за то,
что происходит в группе.
Маечка
Каждый
из участников по очереди рассказывает
о том, в какой маечке он себя представляет,
какого она цвета, что на ней нарисовано.
«Апельсин»
Группа
встает в круг. Необходимо передать
по кругу апельсин без помощи рук,
удерживая его только подбородком.
«Разговор»
Группа садится по кругу.
«Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении. Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся, друг к другу спиной и начнем беседу».
Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты — один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты — сидя лицом друг к другу.
При обсуждении
упражнения тренер может задать вопросы
о том, в каком положении ведение
беседы было наиболее трудным, сложным,
а в каком наиболее комфортным. Участники
достаточно аргументировано проговаривают
идеи о наибольшей комфортности равных
положений (например, оба сидят). Это позволяет
высказать мысль о важности для эффективного
установления контакта равенства позиций
участников, отсутствия между ними барьеров,
о нахождении глаз на одном уровне.
«Пианино»
Участники
садятся по кругу и кладут ладони
на колени соседей. Тренер запускает
движение, один хлопок – вправо, два
хлопка – влево.
«Убеди»
Группа
делится на две подгруппы. В каждой
подгруппе выбирается один «воспитатель»,
а остальные «родительский комитет». Задача
воспитателя: убедить родительский комитет
в том, что они смогут собрать средства
с родителей на покупку игрушек в группу,
а задача родительского комитета: «отрицать
и возмущаться». В конце упражнения обсуждаются
впечатления, и что получилось и не получилось,
какие доводы были более убедительными.
«Ящерица»
Группа
делится на 2 команды, каждая из которых
выбирает «голову» и «хвост». Участники
встают друг за другом, обхватывая за талию
впереди стоящего человека. Задача «головы»
- заляпать «хвост» другой команды, в то
же время защитить свой «хвост». То есть
кого задела «голова» противоположной
команды, выходят из игры.
«Лирика»
По кругу
каждый дарит своему соседу стихотворение
«Круг доверия»
Участники
тренинга садятся или встают в
круг и берутся за руки с партнерами
слева и справа, закрывают глаза,
расслабляются и начинают медленно
раскачиваться. При этом руководитель
делает внушение путем создания образа
шара в области солнечного сплетения каждого
участника, исходящих от шара теплых
лучей и передачи этого тепла партнерам
слева и справа путем пожатия рук.
«Кораблекрушение»
Каждый записывает себе текст:
Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара, большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигаторских приборов. Но примерно вы находитесь на расстоянии 1000км от ближайшего берега. У вас есть прочный надувной плот с веслами, а также пачка сигарет и несколько коробочек спичек. Помимо этого осталось еще 15 предметов, которые вам необходимо классифицировать по степени их важности. Вот эти предметы:
1. секстант 15
2. зеркало для бритья (для сигналов) 1
3. канистра с 20 литрами воды 3
4. противомоскитная сетка (нет москитов) 14
5. одна коробка армейского рациона 4
6. карта тихого океана (тактика – сообщить о своем местонахождении) 13
7. спасательная
подушка, связанная с
8. канистра с 8 литрами бензина 2
9. маленький транзисторный радиоприемник 12
10. репелленты
(средство для отпугивания
11. 20
квадратных метров
12. 1 литр 80-градустного рома 11
13. 2м. нейлонового каната (удерживать другие предметы) 8
14. 2 коробки шоколада 6
15. рыболовная снасть 7
1 этап: каждый ранжирует индивидуально
2 этап: проранжировать в малой группе и вынести одно решение от группы
3 этап: идет обсуждение во всей группе
Обсуждение:
Когда легче было работать: одному,
в малой группе, всем вместе? Учли
ли ваши интересы в ходе общей дискуссии?
«Кошка-Собака»
Группа
садится по кругу. Тренер берёт две
ручки разных цветов. Одна - кошка, другая
- собака. И пускает их в разных направлениях.
Дает красную ручку первому участнику,
а тот спрашивает «Кто это?», тренер отвечает
– Кошка. Так же в обратном направлении
синюю ручку: Кто это? – Собака. Участники
должны передавать ручку друг другу, при
этом вопрос от каждого участника «Кто
это?» должен доходить до тренера, а тренер
даёт ответ : Кошка и ответ также должен
передаваться до участников, которые задали
вопрос. Задача: сделать так, чтобы обе
ручки дошли до тренера, пройдя круг. В
конце, когда ручки передаются тренеру
от участников, тренер спрашивает :Кто
это? Вопрос передается по кругу и доходит
до тренера и тренер отвечает: Вправо –
кошка, влево – собака. И ответы опять
идут по кругу, и доходят до тренера и только
тогда тренер берёт ручки и на этом упражнение
заканчивается. Тем самым снимается эмоциональное
напряжение и развивается внимательное
отношение друг к другу.
«Чемодан»
Участники по одному выходят из помещения, а остальные большинством голосов собирают ему «чемодан», в который кладут те качества, которые помогают или мешают ему адаптироваться в коллективе. При этом соблюдаются правила:
- класть одинаковое количество положительных и отрицательных качеств
- указывать те качества, которые появились во время занятия
- можно класть только те
Тренер
в сборе не участвует. Выбранный
секретарь фиксирует на бумаге указанные
качества. Тот, кому собирался чемодан
может задать любой вопрос, если
ему не понятно, что написал секретарь.
Свой чемодан получает каждый участник.
Информация о работе Методы активного социально-педагогического обучения