Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:51, контрольная работа
1. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Методы группового активного социально-психологического воздействия
Область индивидуально – психологических затруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя), ученика (студента) и их принятия друг другом. Во-вторых, это затруднение в педагогическом общении можно объяснить сознательным отсутствием регулирования, сдерживания педагогом негативно влияющих на общение своих индивидуально-психологических особенностей, таких, например, как раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др.
Педагогическая
деятельность как
область затруднений.
В педагогической деятельности затруднения
могут быть вызваны как самим предметным
содержанием, т.е. уровнем и характером
владения педагогом теми знаниями, организация
усвоения которых является основой его
деятельности, так и профессионально-
Межличностные отношения как область затруднений. Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя (преподавателя). Лежащие в основе этих отношений симпатия (антипатия), принятие (неприятие), совпадение ценностных ориентации или их расхождение, соответствие или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности (общения) и многое другое могут облегчить либо существенно затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения.
Схема выхода из ситуации "барьера":
1)
оценка создавшейся ситуации "барьера"
(определение ее
2) выявление ориентировочных причин возникновения;
3)
исследование предполагаемого
4)
определение аффективных
Тренинг как способ преодоления барьеров в педагогическом общении
|
Содержание
упражнений представлено в приложении.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Знакомство»
Участники
тренинга садятся по кругу. Любому участнику
предлагается начать: назвать своё имя
и растение, с которым он себя ассоциирует.
Затем следующий называет своё имя и растение.
А потом повторяет имя и растение предыдущего
выступающего. И так далее.
«Выяснение целей»
Каждый
из участников отвечает на два вопроса:
1. Что вы ожидаете от посещения тренинга?
2. Что вы хотите добить в тренинге? В конце
упражнения каждый должен сформулировать
утвердительное высказывание: «В этом
тренинге я добьюсь (приобрету, научусь)
…»
«Сиамские близнецы»
Участники тренинга делятся по парам. После чего тренер сообщает инструкцию: «Представьте себе, что вы и ваш партнер – это одно целое, что вы, как сиамские близнецы, приросли бок к боку. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ноги тоже частично срослись, так что приходится шагать как одному существу – сначала шаг двумя сросшимися ногами, потом единый шаг двумя «боковыми» ногами. Пройдитесь по комнате, привыкайте друг к другу.»
Затем парам предлагается позавтракать (тарелка сосисок с капустой, стакан кофе, булочка), садится за стол.
Помните,
что нужно быть внимательным к
действиям партнера!
«Преодоление препятствий»
Участники делятся по парам. Первой половине дается задание: «твой друг сегодня грустный, не разговорчивый. Твоё задание поговорить с ним и выяснить почему он сегодня такой.»
Второй половине: «Твой друг сошёл с ума и может нести всякую чушь. Твоё задание не разговаривать с ним и даже не слушать.»
В конце
занятия проводиться рефлексия чувств.
«Третий лишний»
Участники
делятся по парам, встают в круг.
Один человек галет, а другой убегает.
Как только убегающий станет третьим
к другой паре, то первый из этой пары
начинает убегать. Задача галящего: заляпать
убегающего.
Приветствие
Участники
тренинга встают в круг. Один из участников
здоровается с соседом, прикасаясь
к любой части его тела. Это
движение проходит по кругу. Выбывает
тот, кто засмеялся. Затем следующий
участник здоровается своим способом
и т. д.
«Атомы»
«Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например 3. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по 3 атома в каждой. Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями) ».
Во время выполнения упражнения, в котором тренер участвует вместе с группой, он не называет таких чисел, когда один участник группы может остаться вне молекулы, например 3 при общей (вместе с тренером) численности 10 человек. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству всех участвующих в упражнении.
Когда
упражнение завершено и все заняли
свои места, тренер может обратиться к
группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?»
или «Можем ли мы приступить к работе?
» и т. д.
«Построиться в шеренгу»
Участники группы становятся в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.
«Я буду считать и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Выполнять задание будем молча, не переговариваясь друг с другом. Задача — всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее».
Тренер прекращает счет, когда все участники группы будут стоять лицом в одну сторону.
Упражнение
сплачивает группу, повышает настроение,
снижает напряженность, скованность.
Кроме того, оно дает каждому опыт
участия в совместной деятельности,
в ходе которой члены группы должны
«договориться», прийти к общему решению.
Вопросы «Что помогало группе справиться
с поставленной задачей?», «Что помешало
выполнить задачу быстрее?» («Что могло
бы помочь выполнить задачу быстрее? »)
и т. п. — дают возможность выявить моменты
в поведении, имеющие значение в ситуации,
когда группа вырабатывает совместное
решение, должна о чем-то договориться
и т. д. Обычно при этом выявляется необходимость
ориентироваться друг на друга, согласовывать
свои действия с действиями других, вникать
в логику, позицию других; обнаруживается,
что не стоит оказывать давления в ситуациях,
которые предполагают сотрудничество
как наиболее эффективный способ поведения.
Вырвись из круга
Участники
тренинга делятся на две группы,
в каждой группе выбирается доброволец.
Добровольцы выходят за дверь, и
им даётся инструкция: любым способом
вырваться из круга. Группам, оставшимся,
а аудитории: выпустить вырывающегося,
только в том случае, если он вежливо попросит
его выпустить, сказав при этом «пожалуйста».
«Договориться молча»
Все участники садятся по кругу,
«Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю „четыре", то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу „спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь, на действия друг друга».
Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1—2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
Информация о работе Методы активного социально-педагогического обучения