Методы активного социально-педагогического обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

1. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Методы группового активного социально-психологического воздействия

Файлы: 1 файл

МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО.doc

— 133.00 Кб (Скачать)
 

     МЕТОДЫ  АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБУЧЕНИЯ 

 

ВОПРОС 1. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время возрос интерес  практиков к исследованиям, в  которых предлагается теоретический  анализ активных, групповых методов воздействия.

     Определяя понятие «социально-психологическое  воздействие», необходимо сначала соотнести  понятия «влияние» и «воздействие».  
С. Ю. Головин в словаре практического психолога предлагает следующее определение влияния: «...процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, оценок и пр. в ходе взаимодействия с ним».

     В этом определении не случайно не выделяются характеристики процесса влияния, поскольку  человек может оказывать влияние  на окружающих, не только не ставя перед собой цели, но даже и не подозревая об этом. Выделяется два вида влияния — направленное и ненаправленное. При направленном влиянии субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния. Психологическими механизмами направленного влияния являются внушение и убеждение. При ненаправленном влиянии субъект не ставит перед собой никакой задачи, и факт влияния не осознается ни объектом, ни субъектом, эффект влияния все же проявляется посредством механизмов заражения и подражания.

     Ненаправленное влияние в отличие от направленного чаще всего не осознается ни тем, кто его оказывает, ни тем, кто ему подвергается, именно поэтому, когда мы говорим о направленном влиянии — будь то прямое или косвенное, более уместен термин "воздействие". 

 

    1. ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
 

     Методы  воздействия – совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, т.е. источники  мотивации активности, поведения  человека; 2) на установки, групповые  нормы, самооценки людей, т.е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

     Методы  воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желания человека воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению; если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.

     Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к  тому, что раньше привлекало), т.е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, – регрессия, т.е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы "сбить" активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

     Требуемая социальная установка формируется  у человека: 1) если он периодически включается в соответствующую деятельность; 2) многократно получает соответствующую информацию; 3) если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается (например, лидеров рабочего движения включают в актив фирмы, на престижный пост, после чего они довольно быстро усваивают требуемые администрацией установки и позиции – этот прием известен с древности и назывался "кооптация").

     Таким образом, речевое воздействие позволяет  ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека; изменить структурные отношения в системе установок, т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;  изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов. Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы использовались — убеждение, внушение или заражение. Рассмотрим этот вопрос в следующей части работы. 

    1. Механизмы психологического воздействия
 

     Самый древний механизм воздействия — заражение. Оно представляет собой передачу определенного эмоционального, психического настроя от одного человека к другому и основано на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем мощнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства под влиянием эмоционального транса оратора.

     Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор должен не пребывать в эмоциональном трансе, а находиться в рассудочном состоянии, уверенным и авторитетным. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, — если внушающий не обладает авторитетом, то оно обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т. е. внушать можно только словом, но это сообщение носит сокращенный характер и обладает усиленной экспрессией. Очень велика здесь роль интонации (эффективность на 90% зависит именно от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов). Внушаемость — степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации. Она неодинакова у разных людей: выше у лиц со слабой нервной системой и с резкими колебаниями внимания.

     Таблица 1 – Различия во внушаемости людей

     Трудновнушаемые      Легковнушаемые
     Сильный тип нервной системы      Слабый  тип нервной системы
     Быстрый темп психологической деятельности      Медленный темп психологической деятельности
     Интроверт      Экстраверт
     Скептический      Доверчивый
     Спокойный      Тревожный
     Упрямый      Податливый
     Сильное устремление к самовыражению      Слабое  стремление к самовыражению
     Творческая  деятельность      Репродуктивное  мышление
     Самостоятельность      Стремление  работать по образцу
  

 Люди, у которых  установки сбалансированы плохо, сильнее внушаемы (например, дети). Также более податливы внушению те, у кого преобладает первая сигнальная система.

     Выделяют  три основные формы внушения:

     1) гипнотическое внушение (в состоянии гипноза);

     2) внушение в состоянии релаксации — мышечной и психической расслабленности;

     3) внушение при активном состоянии, когда человек бодрствует.

     Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые неразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, мышления.  

     Требования  к источнику и содержанию убеждающего  воздействия таковы:

     1. Убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей.

     2. Она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры.

     3. Необходимо анализировать факты, известные слушателям.

     4. Убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает.

     Степень эффективности воздействия информации на установки человека зависит и  от параметра первичности/вторичности  информации: первые данные о каком-либо новом событии, факте воспринимаются легче, доверчивее, на них не влияют предыдущие предубеждения, однако информация о каком-либо давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может перечеркнуть имеющееся ранее отношение к этому событию или человеку.

     Повторяемость информации может вызывать кумулятивность — постепенное накопление пропагандистского влияния при систематическом повторении информации в различных вариациях, но такие повторения не должны быть чрезмерными, иначе возникает информационное пресыщение, утомление и отторжение надоедливой информации.

     Важным  социально-психологическим феноменом является подражание, воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить.  

     Условия подражания:

     ♦ наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку — объекту подражания;

     ♦ меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания;

     ♦ ясность, выразительность, привлекательность образца;

     ♦ доступность образца, хотя бы отчасти;

     ♦ сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

     Подражание  — важнейший фактор в развитии личности ребенка, но оно присуще  и взрослым. Молодежь подражает прежде всего тому, что социально ново, и предпочтение часто отдается не только социально значимым, но и  внешне динамичным, ярким образцам (образцам кино, моды), хотя они могут быть социально незначимыми или даже негативными по своей сути.

     Таким образом, основными механизмами, посредством  которых осуществляется психологическое  воздействие, являются заражение, подражание, внушение, убеждение. Данные методы различаются активностью реципиента, степенью его критичности по отношению к воспринимаемой информации.  

    1. Методы  группового активного социально-психологического воздействия
 

     Активное  социально-психологическое обучение — психолого-педагогическая форма выработки и совершенствования различных умений и навыков поведения работников, осуществляемая в условиях групповой учебно-тренировочной деятельности. Активное обучение применяется как для формирования специфических коммуникативных умений у представителей профессий, работающих с людьми, так и в целях повышения общей психологической компетентности, упорядочения культуры психической деятельности организации. В активном социально-психологическом воздействии можно выделить три основных методических блока:

     а) дискуссионные методы (различные  варианты «мозгового штурма»: групповая  дискуссия, разбор практических ситуаций, анализ сконструированных ситуаций и т.п.);

     б) игровые методы (деловые игры, дидактические  и управленческие игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и др.);

     в) социально-психологические тренинги (коммуникативные — постановка поведенческих  навыков; сенситивные — тренировка межличностной чувствительности; тренинги личностного роста — преодоление  личностных комплексов и барьеров в общении; бизнес-тренинги — техники продаж, ведение переговоров, решение конфликтных ситуаций и мн. др.).

     Дискуссионные методы

Информация о работе Методы активного социально-педагогического обучения