Методики и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:06, реферат

Краткое описание

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопление человека во всем многообразии. А успешное освоение опыта, как известно осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………….….3
2. Методика проведения воспитательной работы……………………...5
3. Методика и принципы в сфере дополнительного образования детей…………………………………………………………………………….15
4. Заключение……………

Файлы: 1 файл

Реферат педагогикае Афанасьев.docx

— 55.43 Кб (Скачать)

Методы  воспитания – это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные  на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребёнка, его сознания и приёмов поведения.

Данные  методы традиционно используются в  работе педагогов дополнительного  образования.

Классификация Ю.К. Бабанского, выделившего 3 группы методов по их месту в процессе воспитания:

- методы  формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;

- методы  организации деятельности и формирования  опыта поведения: приучение, педагогическое  требование, упражнение, общественное  мнение, воспитывающие ситуации;

- методы  стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной  оценки, признание качеств и поступков)  и наказание (осуждение действий  и поступков, противоречащих нормам  поведения).

Средства  воспитания - это источники формирования личности.

К ним  относятся:

- различные  виды деятельности (трудовая, игровая  и т.д.);

- вещи  и предметы;

- произведения  и явления духовной и материальной  культуры;

- природа;

- конкретные  мероприятия и формы работы.

Принципы  воспитания – это общие требования к воспитательному процессу, выражающиеся в нормах, правилах, организации  и проведении воспитательной работы.

В современной  педагогической науке и практике сложились следующие принципы воспитания:

1. Принцип  связи воспитания с жизнью, социокультурной  средой. В соответствии с этим  принципом воспитание должно  строиться в соответствии с  требованиями общества, перспективами  его развития, отвечать его потребностям.

2. Принцип  комплексности, целостности, единства  всех компонентов воспитательного  процесса. В соответствии с этим  принципом в воспитательном процессе  должны быть согласованы между  собой цели и задачи, содержание  и средства.

3. Принцип  педагогического руководства и  самостоятельной деятельности (активности) воспитанников. В соответствии  с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, сохраняя при этом руководящую позицию.

4. Принцип  гуманизма, уважения к личности  ребёнка в сочетании с требовательностью  к нему. В соответствии с этим  принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности

5. Принцип  опоры на положительное в личности ребёнка. В соответствии с этим принципом при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.

6. Принцип  воспитания в коллективе и  через коллектив. В соответствии  с этим принципом воспитания  в группе в процессе общения  должно быть основано на позитивных  межличностных отношениях.

7. Принцип  учёта возрастных и индивидуальных  особенностей детей. Для реализации  этого принципа педагогу необходимо  знать типичные возрастные особенности  учащихся, а также индивидуальные  различия детей в конкретной  учебной группе.

8. Принцип  единства действий и требований  к ребёнку в семье, образовательном  учреждении, социуме. В соответствии  с этим принципом педагогу  необходимо установить тесный  контакт с семьёй и договориться  о согласованных действиях. Кроме  этого, максимально использовать  возможности того региона, где  расположено образовательное учреждение  и в ходе воспитательного процесса  обсуждать вместе с детьми  реальные события, происходящие  в их жизни (в школе, на  улице).

Методика  подготовки и проведения различных  форм учебных занятий

Наиболее  устоявшимися, традиционным в системе  дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в  ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная  тема.

Примерная структуры тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

1 этап  – организация;

2 этап - теоретическая часть;

3 этап  – практическая часть;

4 этап  – окончание занятия.

  Организация занятия

Первые 10-15 минут занятия необходимо отвести  на выполнение целого ряда организационных  действий:

- сбор  детей;

- подготовку  их к занятию (переодевание  и т.д.);

- подготовку  рабочих мест учащихся.

педагог приветствует всех детей и по возможности  каждого из них, интересуется их делами в школе и дома. Затем создаётся  в группе рабочая обстановка, дети настраиваются на продуктивную деятельность во время занятия. Завершается организационная  часть объявлением темы занятия  и постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия

Включает  следующие элементы:

- изложение  исторических данных по теме  занятия;

- устное  описание объекта практической  работы (раскрытие его исторического  и практического назначения, взаимосвязи  с другими элементами данной  деятельности)

- объяснение  специальных терминов по теме  занятия

- описание  и показ основных технических  приёмов выполнения практической  работы и их последовательности (технология выполнения);

- правила  техники безопасности.

теоретическая часть не должна превышать 25-30 минут, поэтому педагогу необходимо тщательно  продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Теоретическая часть будет максимально содержательной и интенсивной, если:

- использовать  наглядный и раздаточный материал;

- использовать  технические средства обучения;

- привлечь  к подготовке и изложению теоретического  материала самих воспитанников  (начиная со второго года обучения);

- использовать  игровые методы обучения.

Практическая  часть занятия

Практическую  часть следует разделить на определённые этапы, каждый из которых будет выполняться  последовательно и представлять собой некую законченную часть  работы.

Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и  обсуждение наиболее рациональных и  технически правильных приёмов работы.

Затем педагог вместе с детьми готовит  материалы, инструменты, необходимые  для выполнения конкретной практической работы.

При выполнении коллективной работы педагог  распределяет части работы среди  учащихся и определяет, как они  будут взаимодействовать друг с  другом.

Далее идёт практическая работа, дети выполняют  задания, педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

- возраст  детей;

- календарный  период учебного процесса;

- тему  учебного года;

- уровень  подготовки детей;

- последние  актуальные тенденции в данном  виде творческой деятельности.

Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:

- доведение  каждой начатой работы до конца;

- обязательность  её внешней отделки (т.е. доведение  практической работы до уровня, позволяющего её демонстрировать);

- поощрение  стремления детей к показу  результатов своей творческой  деятельности.

Окончание занятия (последние 15-20 минут)

За  несколько минут до окончания  занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.

Завершение  занятия включает в себя:

- подведение  итогов практической работы;

- закрепление  учебного материала;

- объяснение  домашнего задания;

- организацию  дежурства (при необходимости).

-Затем  педагог прощается с детьми  и напоминает о дне и времени  следующей встречи.

Особенности домашнего задания в системе  дополнительного образования детей:

- необязательность  его наличия и выполнения;

- творческий  характер;

-для  самостоятельного выполнения дома  даются лишь те этапы (виды)работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приёмами.

Данная  структура является примерной. Возможны варианты организации учебных занятий:

- последовательная  смена видов деятельности, каждый  из которых включает элементы  теоретической и практической  подготовки;

- выполнение  практической работы с включением  отдельных

теоретических знаний;

- выполнение  только практической работы.

 

Заключение

Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в  процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных  учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

Воспитание  тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным  образом в процессе обучения, как  важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие  на человека оказывают весь уклад  жизни общества, развитие науки и  техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды —  печать, радио, телевидение.

Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально  владеть методами и формами воспитания.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей  и зависимостей, среди которых  первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и  условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

На  практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать  наилучший - оптимальный. Выбор метода - это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий  быстро и с разумными затратами  энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в  качестве критериев оптимизации, можно  сравнивать межу собой эффективность  различных методов воспитания.

Многие  веские причины затрудняют процесс  логического перебора методов воспитания и определения оптимальных. Среди  этих причин 
следующие:

1. Нечеткость  множества методов. В настоящее  время методы воспитания строго  не зафиксированы, однозначно  не описаны. Каждая педагогическая  школа вкладывает в содержание  одинаковых по названию методов  различный смысл.

2. Множественность  условий применения методов.

3. Единственный  надежный критерий оптимизации -- время, но этот критерий применяется редко. Ценить время мы еще не научились. Заключаем: примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора.

Испытанный  веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов  и причин, вызывающих определенные последствия. Тот воспитатель, который  лучше учел конкретные условия, использовал  адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких  результатов воспитания. Выбор методов  воспитания -- высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку.

Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия  для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить перспективы, которых все равно не достичь. Это, само собой разумеется. Между  тем многие молодые педагоги часто  нарушают это элементарное правило. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического  завершения. Выполнять это правило  важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а  воспитатель укрепляет свой авторитет  организатора.

Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз  должен подыскивать наиболее эффективные  средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого  надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и  порождает потребность в определенном воздействии.

Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при  отношениях нейтральных или отрицательных  приходится выбирать другие пути взаимодействия. 
 
Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом - это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда - совсем другое. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение воспитанников к проектируемым методам должны быть учтены заранее.

Не  менее важны формы воспитательной работы. В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно  определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы.

Формы воспитательной работы определяются как  устанавливаемый порядок организации  конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного  процесса, направленных на решение  определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение  воспитательной работы.

Информация о работе Методики и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы