Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:06, реферат
Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопление человека во всем многообразии. А успешное освоение опыта, как известно осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса.
1. Введение…………………………………………………………….….3
2. Методика проведения воспитательной работы……………………...5
3. Методика и принципы в сфере дополнительного образования детей…………………………………………………………………………….15
4. Заключение……………
Для того чтобы быть успешной, т. е. приводить к научению при минимальных затратах усилий и средств со стороны обучающего и обучаемого, учебная деятельность должна соответствовать следующим основным требованиям:
— быть как для обучающего,
так и для обучаемого разносторонне
мотивированным процессом, т. е. побуждать
учителя как можно лучше
— иметь развитую и гибкую структуру;
— осуществляться в разнообразных формах, позволяющих преподавателю наиболее полно реализовать свой творческий педагогический потенциал, а учащемуся использовать свои индивидуальные возможности для усвоения передаваемых ему знаний, умений и навыков;
— выполняться при помощи
современных технических
Применительно к обучению мотивированность означает личную заинтересованность преподавателя в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал. Разносторонность мотивации обучения предполагает наличие многих различных мотивов, в силу которых преподаватель участвует в учебной работе и берет на себя определенные обязательства в научении учащегося. Глубина мотивированности оценивается по вовлеченности в учебный процесс самых значимых жизненных мотивов преподавателя, составляющих основу его личности.
Участие преподавателя в
обучении учащихся, стимулируемое только
материальным интересом или боязнью
остаться без работы по причине несоответствия
должности или сокращения штатов,
равносильно обращению к
Если деятельность учителя
служит для него только средством
удовлетворения потребностей, не соотносимых
с непосредственными задачами научения,
психологического развития учащегося,
то мотивация такой деятельности
носит поверхностный характер. Более
глубокой она становится в том
случае, когда в процессе обучения
учащегося преподаватель
Развитость структуры
обучения означает наличие в арсенале
преподавателя достаточного числа
разнообразных действий, с помощью
которых он может осуществлять свои
функции в учебной
Гибкость обучения — это
умение сочетать и при необходимости
использовать разные методы и приемы
обучения, легко и быстро переходя
от одного к другому. Такую деятельность
преподавателя, когда он постоянно
обращается к одному и тому же ограниченному
набору методов и приемов работы
со всеми учащимися и по всем темам
программы, мы называем негибкой. В
отличие от этого деятельность преподавателя,
который при обучении разных учащихся
употребляет индивидуально
Полноценное научение учащихся без мотивированной, развитой, гибкой и разнообразной по средствам деятельности преподавателя практически невозможно. Неосуществимо оно и в том случае, если со стороны учащегося, в его собственной учебной деятельности — учении— не проявляются необходимые качества.
В соответствии с логикой
научного поиска осуществляется разработка
методики исследования. Она представляет
собой комплекс теоретических и
эмпирических методов, сочетание которых
дает возможность с наибольшей достоверностью
исследовать такой сложный и
многофункциональный объект, каким
является образовательный процесс.
Применение целого ряда методов позволяет
всесторонне изучить
При изучении педагогического
опыта применяются такие
Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Этапы наблюдения:
определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);
выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:
определение характера информации, которую необходимо получить;
составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
составление первого плана вопросника;
предварительная его проверка путем пробного исследования;
исправление вопросника и
окончательное его
Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
Изучение школьной документации
(личных дел учащихся, медицинских
карт, классных журналов, ученических
дневников, протоколов собраний, заседаний)
вооружает исследователя
Особую роль в педагогических
исследованиях играет эксперимент
- специально организованная проверка
того или иного метода, приема работы
для выявления его
Выделяют следующие этапы эксперимента:
теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Различают эксперимент естественный
(в условиях обычного образовательного
процесса) и лабораторный - создание
искусственных условий для
Педагогический эксперимент
может быть констатирующим, устанавливающим
только реальное состояние дел в
процессе, или преобразующим (развивающим),
когда проводится целенаправленная
его организация для
Перечисленные методы еще
называют методами эмпирического познания
педагогических явлений. Они служат
средством сбора научно-
Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.
Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач. Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.
На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная или практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.
На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Методика и принципы в сфере дополнительного образования детей
Сочетание методов образует методику. Наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей:
Методика
дифференцированного обучения: при
такой организации учебно-
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методика
проблемного обучения: при такой
организации учебного процесса педагог
не дает детям готовых знаний и
умений, а ставит перед ними проблему
(лучше всего реальную и максимально
связанную с повседневной жизнью
детей); и вся учебная деятельность
строится как поиск решения данной
проблемы, в ходе чего дети сами получают
необходимые теоретические
Методика
проектной деятельности: при такой
организации учебного процесса изучение
каждой темы строится как работа над
тематическим проектом, в ходе которой
дети сами формируют на доступном
им уровне его теоретическое обоснование,
разрабатывают технологию его выполнения,
оформляют необходимую
Информация о работе Методики и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы