Методики и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:06, реферат

Краткое описание

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопление человека во всем многообразии. А успешное освоение опыта, как известно осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………….….3
2. Методика проведения воспитательной работы……………………...5
3. Методика и принципы в сфере дополнительного образования детей…………………………………………………………………………….15
4. Заключение……………

Файлы: 1 файл

Реферат педагогикае Афанасьев.docx

— 55.43 Кб (Скачать)

Для того чтобы быть успешной, т. е. приводить к научению при  минимальных затратах усилий и средств  со стороны обучающего и обучаемого, учебная деятельность должна соответствовать  следующим основным требованиям:

— быть как для обучающего, так и для обучаемого разносторонне  мотивированным процессом, т. е. побуждать  учителя как можно лучше обучать, а учащегося как можно старательнее учиться;

— иметь развитую и гибкую структуру;

— осуществляться в разнообразных  формах, позволяющих преподавателю  наиболее полно реализовать свой творческий педагогический потенциал, а учащемуся использовать свои индивидуальные возможности для усвоения передаваемых ему знаний, умений и навыков;

— выполняться при помощи современных технических средств  обучения, освобождающих как преподавателя, так и учащихся от необходимости  осуществления множества рутинных операций.

Применительно к обучению мотивированность означает личную заинтересованность преподавателя в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал. Разносторонность мотивации обучения предполагает наличие многих различных мотивов, в силу которых преподаватель участвует в учебной работе и берет на себя определенные обязательства в научении учащегося. Глубина мотивированности оценивается по вовлеченности в учебный процесс самых значимых жизненных мотивов преподавателя, составляющих основу его личности.

Участие преподавателя в  обучении учащихся, стимулируемое только материальным интересом или боязнью  остаться без работы по причине несоответствия должности или сокращения штатов, равносильно обращению к мотивации  избегания неудачи, которая, как  нам уже известно, сама по себе не в состоянии обеспечить достижение значительных успехов в педагогической деятельности. Наряду с указанными побуждениями важно включать мотивы, связанные с соображениями престижа, просоциальные мотивы — те, которые связаны с благом людей и высокими нравственными ценностями.

Если деятельность учителя  служит для него только средством  удовлетворения потребностей, не соотносимых  с непосредственными задачами научения, психологического развития учащегося, то мотивация такой деятельности носит поверхностный характер. Более  глубокой она становится в том  случае, когда в процессе обучения учащегося преподаватель начинает видеть цель и главный смысл своей  жизни. Первейшая и главная задача повышения эффективности обучения заключается, следовательно, в том, чтобы сделать его глубоко  и полимотивированным процессом. О том, как лучше решить чту задачу психологическими средствами, будет сказано в последних главах учебника— тех, которые посвящены психологии учителя и педагогической деятельности,

Развитость структуры  обучения означает наличие в арсенале преподавателя достаточного числа  разнообразных действий, с помощью  которых он может осуществлять свои функции в учебной деятельности, передавая учащимся знания, умения и навыки, развивая их умственно и нравственно. Более совершенной будет учебная деятельность того преподавателя, который может профессионально использовать в обучении разные методы и средства. Если учитель не пользуется ничем, кроме буквального изложения материала по тексту учебника и простого опроса для проверки знаний учащихся, то реализуемый им учебный процесс вряд ли можно будет назвать структурно развитым. Таким он станет лишь тогда, когда наряду с простыми и традиционными методами передачи и проверки знаний преподаватель воспользуется множеством различных источников информации, средств ее презентации, включая технические, и разными способами контроля знаний учащихся.

Гибкость обучения — это  умение сочетать и при необходимости  использовать разные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя от одного к другому. Такую деятельность преподавателя, когда он постоянно  обращается к одному и тому же ограниченному  набору методов и приемов работы со всеми учащимися и по всем темам  программы, мы называем негибкой. В  отличие от этого деятельность преподавателя, который при обучении разных учащихся употребляет индивидуально различные  методы и приемы, варьируя их в зависимости  от предмета, темы и ситуации, мы называем достаточно гибкой. Разнообразие средств  осуществления учебной деятельности со стороны преподавателя характеризует, в частности, его знания и умение пользоваться современной техникой, например ЭВМ.

Полноценное научение учащихся без мотивированной, развитой, гибкой и разнообразной по средствам деятельности преподавателя практически невозможно. Неосуществимо оно и в том случае, если со стороны учащегося, в его собственной учебной деятельности — учении— не проявляются необходимые качества.

 

В соответствии с логикой  научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и  эмпирических методов, сочетание которых  дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и  многофункциональный объект, каким  является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет  всесторонне изучить исследуемую  проблему, все ее аспекты и параметры.

При изучении педагогического  опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и  творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического  явления, в процессе которого исследователь  получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану  с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения:

определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется  наблюдение);

выбор объекта, предмета и  ситуации (что наблюдать);

выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый  объект и наиболее обеспечивающего  сбор необходимой информации (как  наблюдать);

выбор способов регистрации  наблюдаемого (как вести записи);

обработка и интерпретация  полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется  наблюдение, и невключенное наблюдение - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - это очень  доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что  на результаты наблюдения оказывают  влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - самостоятельный  или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения  необходимой информации или разъяснения  того, что не было достаточно ясным  при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану  с выделением вопросов, требующих  выяснения. Беседа ведется в свободной  форме без записывания ответов  собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового  сбора материала с помощью  анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом  к лицу", анкетирование - заочным  опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования  во многом зависит от содержания и  структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления  вопросника:

определение характера информации, которую необходимо получить;

составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

составление первого плана  вопросника;

предварительная его проверка путем пробного исследования;

исправление вопросника и  окончательное его редактирование.

Ценный материал может  дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам  и т.д. Эти работы могут дать необходимые  сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и  о достигнутом уровне умений и  навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских  карт, классных журналов, ученических  дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации  образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют следующие этапы  эксперимента:

теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта  и предмета исследования, его задач  и гипотез);

методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций  испытуемых);

аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация  полученных фактов, формулирование выводов  и практических рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный - создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего  используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

Педагогический эксперимент  может быть констатирующим, устанавливающим  только реальное состояние дел в  процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения  условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника  или детского коллектива. Преобразующий  эксперимент требует наличия  для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо превосходно владеть техникой его  проведения, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с  испытуемым.

Перечисленные методы еще  называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

Индуктивные и дедуктивные  методы - это логические методы обобщения  полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач. Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.

На этапе закрепления  изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная или практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

 

Методика и  принципы в сфере дополнительного  образования детей

Сочетание методов образует методику. Наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного  образования детей:

Методика  дифференцированного обучения: при  такой организации учебно-воспитательного  процесса педагог излагает новый  материал всем учащимся одинаково, а  для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в  зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика  индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации  учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который  реализуется в оптимальном для  него темпе.

Методика  проблемного обучения: при такой  организации учебного процесса педагог  не дает детям готовых знаний и  умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально  связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика  проектной деятельности: при такой  организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над  тематическим проектом, в ходе которой  дети сами формируют на доступном  им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Информация о работе Методики и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы