Методики и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:06, реферат

Краткое описание

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопление человека во всем многообразии. А успешное освоение опыта, как известно осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………….….3
2. Методика проведения воспитательной работы……………………...5
3. Методика и принципы в сфере дополнительного образования детей…………………………………………………………………………….15
4. Заключение……………

Файлы: 1 файл

Реферат педагогикае Афанасьев.docx

— 55.43 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный

технический университет»

 

 

Институт ФКС

Кафедра «ФППО»

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине «Психология и педагогика»

Методики и техника  подготовки и проведения различных  форм воспитательной работы

 

 

 

 

Студент группы 1ПСб-1      А.С.Афанасьев

Преподаватель        М.В.Шинкорук

 

 

 

 

 

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….….3

2. Методика проведения воспитательной работы……………………...5

3. Методика и принципы в сфере дополнительного образования детей…………………………………………………………………………….15

4. Заключение……………………………………………………………22

 

Введение

Педагогический процесс  как динамическая педагогическая система. Педагогический процесс –это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопление человека во всем многообразии. А успешное освоение опыта, как известно осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного  и целенаправленного воздействия  на личность и поведение ребенка, а обучение — процесс, основная цель которого состоит в развитии его  способностей. Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные  стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются  совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем

Тем не менее оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности различны. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как обучение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано в конечном счете на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Различны, как правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело с познавательными процессами ребенка, а воспитание — с чувствами и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому, а также формирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания — на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Воспитание и обучение человека в той или иной степени  являются предметом исследования в  разных науках: философии, социологии, истории, педагогике, психологии. В  философской литературе вопросы  воспитания рассматриваются под  углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт, здесь  выясняется место системы воспитания и обучения в обществе. Социологические  аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и  институтов, которые выполняют воспитательные и обучающие функции и являются частью системы образования. Историческая проблематика образования охватывает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, Целей, содержания и методов  обучения и воспитания в различные  исторические эпохи. Но более всего, конечно, с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология. Педагогика традиционно  рассматривает цели и задачи обучения и воспитания Детей, его средства и методы, способы их реализации на практике. Предметом педагогических исследований является также общее  актуальное содержание образования

 

Методика проведения воспитательной работы

Кроме общих методов, в  педагогической психологии есть и специальные  методы. К ним относится, например, психолого-педагогический эксперимент  и специальное психолого-педагогическое тестирование, предназначенное для  определения степени обученности и воспитанности ребенка. Психолого-педагогический эксперимент представляет собой такое исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка. В таком исследовании обычно применяется и психолого-педагогическое тестирование для точной оценки результатов педагогических воздействий.

Все методы, используемые в  педагогической психологии, делятся  на организационные, процедурные и  оценочные, а также на методы сбора  и обработки данных. Организационные  методы касаются целей, содержания, структуры  и организации проводимых исследований, их состава и подготовки. Процедурные  методы касаются форм реализации проводимого  исследования в целом и его  отдельных частей Оценочные включают в себя способы психолого-педагогического  оценивания результатов исследования, в частности определения психологических  и поведенческих характеристик  детей, принимавших участие в  данном исследовании. Под методами сбора и обработки данных понимаются такие, с помощью которых в  исследовании собирается необходимая  информация об испытуемых. Наконец, методами обработки данных называются те, которые  служат цели преобразования полученных первичных качественных и количественных результатов исследования в такие, из которых непосредственно следуют  теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации.

Кроме перечисленных методов, которые относятся к числу  исследовательских, есть еще две  группы методов, с помощью которых  решаются задачи, связанные с оказанием  прямого практического психолого-педагогического  воздействия на ребенка. Это—психологическое консультирование и коррекция. Консультирование включает в себя оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с которыми он столкнулся в процессе своего развития. Консультирование проводится в форме беседы с самим ребенком, с его родителями или людьми, принимающими участие в его обучении и воспитании. Для ребенка и взрослых рекомендации консультанта не являются обязательными, могут быть учтены или не реализованы, причем ответственность за их выполнение берет на себя то лицо, которому они даны (в случае отказа от их выполнения). Коррекция в отличие от консультирования предполагает непосредственное педагогическое воздействие психолога на заинтересованное лицо. Здесь психолог одновременно выступает как учитель или воспитатель для ребенка, отвечающий за результаты применяемых им средств психолого-педагогического воздействия, коррекционных приемов и методов (например, различных средств психотерапевтического воздействия, видов тренинга и т. п.). Часть из этих средств, скажем, аутотренинг, может применяться самим испытывающим в этом потребность лицом, другие допустимы при обязательном участии или под наблюдением профессионального психолога (методы психотерапевтического воздействия и социально-психологического тренинга).

Особая роль в педагогической психологии отводится эксперименту, поскольку в нем проверяются  гипотезы научного характера, позволяющие  получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых  на ребенка оказываются различные  психолого-педагогические воздействия. От правильной организации и проведения психолого-педагогического эксперимента зависят судьба и эффективность  тех рекомендаций, которые кладутся в основу системы обучения и воспитания детей. Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент давал достоверные  знания, необходимо, чтобы он отвечал  ряду требований. Во-первых, должна быть заранее продумана логика организации  эксперимента, рассчитанная на то, чтобы  не совершить ошибки в выводах.

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или  изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и  развивает свои способности. Такая  деятельность позволяет ему приспосабливаться  к окружающему миру, ориентироваться  в нем, успешнее и полнее удовлетворять  свои основные потребности, в том  числе потребности интеллектуального  роста и персонального развития. Второе из названных понятий —  обучение — предполагает совместную учебную деятельность учащегося  и учителя, характеризует процесс  передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире — жизненного опыта от учителя к учащемуся. Когда говорят об обучении, то акцентируют  внимание на том, что делает учитель, на его специфических функциях в  процессе научения. Третье понятие  — учение — также относится  к учебной деятельности, но при  его использовании в науке  обращается внимание в основном на то, что в составе учебной деятельности приходится на долю ученика. Речь идет о предпринимаемых учеником учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений и навыков.

Все три рассмотренных  понятия относятся к содержанию учебного процесса. Когда же хотят  подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием научение. Оно  характеризует факт приобретения человеком  новых психологических качеств  и свойств в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может  научиться индивид в результате обучения и учения. Заметим, что обучение и учение, учебная деятельность в  целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме  научения. Это еще одно основание  для разведения обсуждаемых понятий  и их параллельного использования.

Учение и обучение —  почти всегда сознательные процессы, в то время как научение может  происходить и на бессознательном  уровне. Человек, научившийся чему-либо, может не отдавать себе отчета в  том, что это — научение — на самом деле произошло. Например, люди нередко обнаруживают у себя привычки, высказывания, действия и движения, свойственные другим людям, причем часто  совершенно неожиданно для самих  себя, поскольку, наблюдая за другими  людьми, они сознательно вовсе  не ставили перед собой цель запомнить, выучить и присвоить наблюдаемые  формы поведения.

Разница между научением, обучением и учением видится  также в том, что готовность к  этим видам присвоения информации у  детей обнаруживается в разные возрастные периоды. К элементарным видам научения — импринтинг, условнорефлекторное, оперантное — ребенок оказывается практически готовым с первых дней и месяцев жизни, т. е. почти сразу после рождения. Обучаемость как способность к осознанному, целенаправленному приобретению знаний, умений и навыков появляется у него примерно к 4—5 годам, а полноценная готовность к самостоятельному учению возникает только в первых классах школы, т. е. в возрасте около 7—8 лет.

Процесс научения, как деятельность, реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов:

1. Формирования ассоциаций. Этот механизм лежит в основе  установления временных связей  между отдельными знаниями или  частями опыта.

2. Подражание. Выступает  в качестве основы для формирования  главным образом умений и навыков.

3. Различение и обобщение.  Связаны преимущественно с формированием понятий.

4. Инсайт (догадка). Представляет собой непосредственное смотрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту. Инсайт является когнитивной базой для развития интеллекта ребенка.

5. Творчество. Служит основой  для создания новых знаний, предметов,  умений и навыков, не представленных  в виде готовых для усвоения  через подражание образцов.

Задача совершенствования  научения сводится к тому, чтобы  задействовать в нем все описанные  механизмы.

Важный фактор успешности обучения и учения представляет собой  продуманная система поощрений  учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать  реальным успехам и отражать не столько  способности учащегося, сколько  прилагаемые им усилия. Наказания  должны играть стимулирующую роль, т. е. затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а  не на избегание неудач.

Информация о работе Методики и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы