Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:06, реферат
Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопление человека во всем многообразии. А успешное освоение опыта, как известно осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса.
1. Введение…………………………………………………………….….3
2. Методика проведения воспитательной работы……………………...5
3. Методика и принципы в сфере дополнительного образования детей…………………………………………………………………………….15
4. Заключение……………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Институт ФКС
Кафедра «ФППО»
Р Е Ф Е Р А Т
По дисциплине «Психология и педагогика»
Методики и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы
Студент группы 1ПСб-1 А.С.Афанасьев
Преподаватель М.В.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Методика проведения воспитательной работы……………………...5
3. Методика и принципы в сфере
дополнительного образования детей…………………………………………………………………
4. Заключение……………………………………………………
Введение
Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Педагогический процесс –это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопление человека во всем многообразии. А успешное освоение опыта, как известно осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
Воспитание и обучение
входят в содержание педагогической
деятельности. Воспитание представляет
собой процесс организованного
и целенаправленного
Тем не менее оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности различны. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как обучение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано в конечном счете на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Различны, как правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело с познавательными процессами ребенка, а воспитание — с чувствами и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому, а также формирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания — на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.
Воспитание и обучение
человека в той или иной степени
являются предметом исследования в
разных науках: философии, социологии,
истории, педагогике, психологии. В
философской литературе вопросы
воспитания рассматриваются под
углом зрения становления в человеке
собственно человеческих черт, здесь
выясняется место системы воспитания
и обучения в обществе. Социологические
аспекты образования охватывают
структуру и содержание деятельности
различных социальных групп и
институтов, которые выполняют
Методика проведения воспитательной работы
Кроме общих методов, в
педагогической психологии есть и специальные
методы. К ним относится, например,
психолого-педагогический эксперимент
и специальное психолого-
Все методы, используемые в
педагогической психологии, делятся
на организационные, процедурные и
оценочные, а также на методы сбора
и обработки данных. Организационные
методы касаются целей, содержания, структуры
и организации проводимых исследований,
их состава и подготовки. Процедурные
методы касаются форм реализации проводимого
исследования в целом и его
отдельных частей Оценочные включают
в себя способы психолого-
Кроме перечисленных методов,
которые относятся к числу
исследовательских, есть еще две
группы методов, с помощью которых
решаются задачи, связанные с оказанием
прямого практического
Особая роль в педагогической
психологии отводится эксперименту,
поскольку в нем проверяются
гипотезы научного характера, позволяющие
получать достоверные психолого-
Учебная деятельность представляет
собой процесс, в результате которого
человек приобретает новые или
изменяет существующие у него знания,
умения и навыки, совершенствует и
развивает свои способности. Такая
деятельность позволяет ему
Все три рассмотренных
понятия относятся к содержанию
учебного процесса. Когда же хотят
подчеркнуть результат учения, то
пользуются понятием научение. Оно
характеризует факт приобретения человеком
новых психологических качеств
и свойств в учебной
Учение и обучение —
почти всегда сознательные процессы,
в то время как научение может
происходить и на бессознательном
уровне. Человек, научившийся чему-либо,
может не отдавать себе отчета в
том, что это — научение — на
самом деле произошло. Например, люди
нередко обнаруживают у себя привычки,
высказывания, действия и движения,
свойственные другим людям, причем часто
совершенно неожиданно для самих
себя, поскольку, наблюдая за другими
людьми, они сознательно вовсе
не ставили перед собой цель запомнить,
выучить и присвоить
Разница между научением, обучением и учением видится также в том, что готовность к этим видам присвоения информации у детей обнаруживается в разные возрастные периоды. К элементарным видам научения — импринтинг, условнорефлекторное, оперантное — ребенок оказывается практически готовым с первых дней и месяцев жизни, т. е. почти сразу после рождения. Обучаемость как способность к осознанному, целенаправленному приобретению знаний, умений и навыков появляется у него примерно к 4—5 годам, а полноценная готовность к самостоятельному учению возникает только в первых классах школы, т. е. в возрасте около 7—8 лет.
Процесс научения, как деятельность,
реализуется за счет следующих учебно-
1. Формирования ассоциаций. Этот механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта.
2. Подражание. Выступает
в качестве основы для
3. Различение и обобщение. Связаны преимущественно с формированием понятий.
4. Инсайт (догадка). Представляет собой непосредственное смотрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту. Инсайт является когнитивной базой для развития интеллекта ребенка.
5. Творчество. Служит основой
для создания новых знаний, предметов,
умений и навыков, не
Задача совершенствования
научения сводится к тому, чтобы
задействовать в нем все
Важный фактор успешности
обучения и учения представляет собой
продуманная система поощрений
учащихся за успехи и наказаний за
неудачи в учебной
Информация о работе Методики и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы