Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования – выявить методы и приёмы, способствующие формированию у младших школьников умения решать задачи на движение.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• изучение психолого-педагогической и методической литературы и характеристика процесса решения задач на движение;
• определение методов и приёмов, используемых при обучении младших школьников решения задач на движение;
• анализ школьных учебников и выявление в них видов задач на движение;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы обучения решению задач на движение……5
1.1 Виды задач на движение и процесс их решения………………………..5
1.2 Методы и приёмы обучения младших школьников математике…….17
1.3 Методика обучения младших школьников решению задач на движение………………………………………………………………………28
Глава 2. Обучение младших школьников решению задач на движение…..39
2.1 Организация работы на уроках математики при обучении младших школьников решению задач на движение………………………………...39
2.2 Дидактический материал по теме «Задачи на движение»……………47
Заключение………………………………………………………………………...56
Литература…………………………………………………………………………58
Б. 117 – (17 ∙ 2 + 24 ∙ 2) = 35.
Ответ: 35 километров.
III уровень
Карточка с заданиями
Задача: « От двух пристаней, расстояние между которыми 117 км, отправились одновременно навстречу друг другу по реке два катера. Один шёл со скоростью17 км/ч, другой – 24 км/ч. Какое расстояние будет между катерами через 2 часа после начала движения?».
2.Пользуясь чертежом, найди более рациональный способ решения. Составь к этому способу «дерево рассуждений».
3. Запиши план решения задачи в соответствии с «деревом
рассуждений»:
1) ……………
2) ……………
3) ……………
4. Пользуясь планом, запиши решение задачи:
А – по действиям
1) ……………
2) ……………
3) ……………
Б – выражением.
5. Дополнительное задание.
Узнай, какое расстояние будет между катерами при той же скорости и направлении движения через: а) 3 часа; б) 4 часа.
6. Проверь себя по карточке.
Карточка для проверки
1.
3. 1) найдём скорость сближения катеров, действием сложения;
2) найдём общее расстояние, которое прошли оба катера за два часа, действием умножения;
3) найдём расстояние, которое будет между катерами через два часа, действием вычитания.
4. А. 1) 17 + 24 = 41 (км/ч);
2) 41∙ 2 = 82 (км);
3) 117 – 82 = 35 (км).
Б. 117 – (17 + 24) ∙ 2 = 35.
5. а) 6 км; б) 47 км.
2.
Итак, каждый учитель по-своему подходит
к обучению решению задач на движение,
используя при этом разнообразные методы
и приёмы, предлагая свои оригинальные
идеи. Этими идеями могут воспользоваться
как начинающие учителя, так и более опытные.
Но каждый учитель должен осознавать,
что усвоение учащимися процесса решения
задач на движение происходит неравномерно,
поэтому на уроках следует организовать
разноуровневую работу. В организации
такой работы поможет дидактический материал,
разработанный автором исследования.
Заключение
Состояние математического развития учащихся наиболее ярко характеризуется их умением решать задачи. Текстовые задачи – мощное средство развития учащихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей, т.е. задача – это основное средство оттачивания мысли каждого школьника. Учителю начальных классов следует включать в процесс обучения нестандартные задачи и задачи повышенного уровня сложности. Именно такие задачи позволяют судить с большей объективностью, насколько прочно сформировано у учащихся умение решать задачи, так как процесс их решения требует включения всех мыслительных операций, которыми дети овладели при решении более простых задач.
Задачи на движение являются тем видом задач, которые могут быть включены на разных уровнях сформированности умения решать задачи. Процесс движения многогранен, т.е. в различных ситуациях он может совершаться при разных условиях и иметь различные результаты. В связи с этим, задачи на движение могут варьироваться от простых задач до задач повышенной сложности.
Сложность обучения решению задач на движение имеет несколько причин. Во-первых, задачи на движение имеют много видов. Во-вторых, в задачах на движение описывается не одна «застывшая» ситуация, а процесс движения в динамике его развития, то есть несколько связанных между собой ситуаций. Это вызывает у учащихся трудности на первом же этапе решения задачи, то есть ещё при анализе, так как не все дети могут связать описанные ситуации в нужной последовательности. Поэтому очень важное значение имеет подготовительный этап, который должен начинаться задолго до того, как начнётся само обучение решению задач на движение. Целью данного исследования было выявить методы и приёмы, способствующие формированию у младших школьников умению решать задачи на движение.
Проведя
исследование по проблеме обучения младших
школьников решению задач на движение,
можно сделать следующие
Литература
Информация о работе Методика обучения младших школьников решению задач на движение