Методика обучения младших школьников решению задач на движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить методы и приёмы, способствующие формированию у младших школьников умения решать задачи на движение.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• изучение психолого-педагогической и методической литературы и характеристика процесса решения задач на движение;
• определение методов и приёмов, используемых при обучении младших школьников решения задач на движение;
• анализ школьных учебников и выявление в них видов задач на движение;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы обучения решению задач на движение……5
1.1 Виды задач на движение и процесс их решения………………………..5
1.2 Методы и приёмы обучения младших школьников математике…….17
1.3 Методика обучения младших школьников решению задач на движение………………………………………………………………………28

Глава 2. Обучение младших школьников решению задач на движение…..39
2.1 Организация работы на уроках математики при обучении младших школьников решению задач на движение………………………………...39
2.2 Дидактический материал по теме «Задачи на движение»……………47

Заключение………………………………………………………………………...56
Литература…………………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 473.50 Кб (Скачать)

          Б.  117 – (17 ∙ 2 + 24 ∙ 2) = 35.

     Ответ: 35 километров.   

     III уровень

     Карточка  с заданиями

     Задача: « От двух пристаней, расстояние между которыми 117 км, отправились одновременно навстречу друг другу по реке два катера. Один шёл со скоростью17 км/ч, другой – 24 км/ч. Какое расстояние будет между катерами через 2 часа после начала движения?».

  1. Выполни чертёж.
 
 

      2.Пользуясь чертежом, найди более рациональный способ решения. Составь к этому способу «дерево рассуждений».

                

                    3. Запиши план решения задачи в соответствии с «деревом              

                     рассуждений»:

           1) ……………

           2) ……………

           3) ……………

         4. Пользуясь планом, запиши решение задачи:

           А – по действиям

           1) ……………

           2) ……………

           3) ……………

           Б – выражением.

        5. Дополнительное  задание.

      Узнай, какое расстояние будет между  катерами при той же скорости и  направлении движения через: а) 3 часа; б) 4 часа.

     6. Проверь себя по карточке.

     Карточка  для проверки

         1.

        

           3. 1) найдём скорость сближения катеров, действием сложения;

          2) найдём общее расстояние, которое  прошли оба катера за два  часа, действием умножения;

          3) найдём расстояние, которое будет  между катерами через два часа, действием вычитания.

           4. А. 1) 17 + 24 = 41 (км/ч);

                2) 41∙ 2 = 82 (км);

                3) 117 – 82 = 35 (км).

                 Б.  117 – (17 + 24) ∙ 2 = 35.

             5. а) 6 км;     б) 47 км. 

         2.               

      

      

       Итак, каждый учитель по-своему подходит к обучению решению задач на движение, используя при этом разнообразные методы и приёмы, предлагая свои оригинальные идеи. Этими идеями могут воспользоваться как начинающие учителя, так и более опытные. Но каждый учитель должен осознавать, что усвоение учащимися процесса решения задач на движение происходит неравномерно, поэтому на уроках следует организовать разноуровневую работу. В организации такой работы поможет дидактический материал, разработанный автором исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Состояние математического развития учащихся наиболее ярко характеризуется их умением  решать задачи. Текстовые задачи –  мощное средство  развития учащихся и средство контроля и оценки как  усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей, т.е. задача – это основное средство оттачивания мысли каждого школьника. Учителю начальных классов  следует включать в процесс обучения нестандартные задачи и задачи повышенного уровня сложности. Именно такие задачи позволяют судить с большей объективностью, насколько прочно сформировано у учащихся умение решать задачи, так как процесс их решения требует включения всех мыслительных операций, которыми дети овладели при решении более простых задач.

     Задачи  на движение являются тем видом задач, которые могут быть включены на разных уровнях сформированности умения решать задачи. Процесс движения многогранен,  т.е. в различных ситуациях он может совершаться при разных условиях и иметь различные результаты. В связи с этим,  задачи на движение могут варьироваться от простых задач до задач повышенной сложности.

     Сложность обучения решению задач на движение имеет несколько причин. Во-первых, задачи на движение имеют много видов. Во-вторых, в задачах на движение описывается не одна «застывшая» ситуация, а процесс движения в динамике его развития, то есть несколько связанных между собой ситуаций. Это вызывает у учащихся трудности на первом же этапе решения задачи, то есть ещё при анализе, так как не все дети могут связать описанные ситуации в нужной последовательности. Поэтому очень важное значение имеет подготовительный этап, который должен начинаться задолго до того, как начнётся само обучение решению задач на движение. Целью данного исследования было выявить методы и приёмы, способствующие формированию у младших школьников умению решать задачи на движение.

     Проведя исследование по проблеме обучения младших  школьников решению задач на движение, можно сделать следующие выводы:

    • в психолого-педагогической и методической литературе достаточно полно раскрыт процесс решения задач на движение двух тел в одном и противоположных направлениях, но процесс решения задач на движение тела по реке освещён мало;
    • формированию у младших школьников умения решать задачи на движение способствуют следующие методы: наглядные (демонстрация, наблюдение), словесные (рассказ, беседа, объяснение), метод упражнений, индуктивный, дедуктивный, методы анализа, синтеза;
    • анализ учебников математики М. И. Моро и Н. Б. Истоминой показал, что в них содержаться не все виды задач на движение, например, полностью отсутствуют задачи на движение тел по реке;
    • дидактический материал помогает организовать разноуровневую работу на уроке и тем самым способствует реализации принципа дифференцированного подхода в процессе обучения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Алмазова И. Р. Сборник задач и примеров по математике  для  начальных классов. – М.: - Просвещение, 1999. – 180 с.
  2. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школ. отд-ний пед. уч-щ (спец. № 2001)/ Под ред. М. А. Бантовой - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
  3. Воловичева Л. А. Развивающие возможности задач на движение.// Начальная школа. - 2000. - №5 - с. 106-109.
  4. Изучение трудных тем по математике в 1-3 классах. Из опыта работы учителей г.  Москвы/ Сост. М. Г. Уткина.- М.: Просвещение, 1982.-159 с.
  5. Истомина Н. Б. Математика, 3 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2000. – 176 с.
  6. Истомина Н. Б. Математика, 4 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2000. – 240 с.
  7. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и фак-ов нач. классов педвузов. - М.: LINKA- PRESS; Издательский центр "Академия", 1998. - 288 с.
  8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 176 с.
  9. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 352 с.                    
  10. Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. (Первое полугодие)/ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.: ил. 
  11. Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. (Второе полугодие)/ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.: ил.
  12. Математика. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. (Первое полугодие)/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.: ил.
  13. Математика. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. (Второе полугодие)/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.: ил.
  14. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. Числа от 1 до 100. (Первое полугодие)/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 104 с.: ил.
  15. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. Числа от 1 до 1000. (Второе полугодие)/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 104 с.: ил.
  16. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч. 1. (Первое полугодие)/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.: ил.
  17. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч. 2. (Второе полугодие)/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.: ил.
  18. Математика. Школьная энциклопедия/ Гл. ред. С. М. Никольский. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – 527с.: ил.
  19. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.:АЗЪ, 1995. - 928 с.
  20. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е. С. Рапацевич- Мн.: "Современное слово", 2005. - 720 с.
  21. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.
  22. Пичугин С. С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках математики// Начальная школа. – 2006. - № 5 с. 41-47.
  23. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1/ Сост.: Т. В. Игнатьева, А. А. Вохмянина. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2002.
  24. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 1600 с.
  25. Стойлова Л. П. Математика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Стойлова Л. П. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 424 с
  26. Стойлова Л. П., Пышкало А. М. Основы начального курса математики: Учеб. пособие для учащихся пед. уч.-щ по спец. №2001 "Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк." - М.: Просвещение, 1988. - 320 с.
  27. Узорова А. И. 3000 задач и примеров по математике. –М.:  просвещение, 1996. – 317 с.
  28. Халидов М. М., Мукина В. М. Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач// Начальная школа. – 2006. - № 9 с. 54-60.
  29. Царёва С. Е. Введение удобных единиц измерения как метод решения задач// Математика в школе. - 1997. - № 6.
  30. Царёва С. Е. Величины в начальном обучении математике: Учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. - 448 с.
  31. Царёва С. Е. Обучение решению задач// Начальная школа. - 1993. - № 5 с. 28-33.
  32. Царёва С. Е. Обучение решению задач// Начальная школа. - 1997. - № 11 с. 61-64.
  33. Шикова Р. Н. К вопросу об изучении величин в начальной школе// Начальная школа. – 2006. - № 5 с. 48-52.
  34. Шикова Р. Н. Методика обучения решению задач, связанных с движением тел//Начальная школа. - 2000. - № 5 с. 30-37. 
  35. Эднеев И. П. Математика в начальных классах. – М.: Просвещение,1997. - с. 252 с.: ил.
  36. Якушева Н. И. Игровые и занимательные  задания  по  математике.  – М.: Просвещение, 1999. - 412 с.: ил.

Информация о работе Методика обучения младших школьников решению задач на движение