Методика обучения младших школьников решению задач на движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить методы и приёмы, способствующие формированию у младших школьников умения решать задачи на движение.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• изучение психолого-педагогической и методической литературы и характеристика процесса решения задач на движение;
• определение методов и приёмов, используемых при обучении младших школьников решения задач на движение;
• анализ школьных учебников и выявление в них видов задач на движение;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы обучения решению задач на движение……5
1.1 Виды задач на движение и процесс их решения………………………..5
1.2 Методы и приёмы обучения младших школьников математике…….17
1.3 Методика обучения младших школьников решению задач на движение………………………………………………………………………28

Глава 2. Обучение младших школьников решению задач на движение…..39
2.1 Организация работы на уроках математики при обучении младших школьников решению задач на движение………………………………...39
2.2 Дидактический материал по теме «Задачи на движение»……………47

Заключение………………………………………………………………………...56
Литература…………………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 473.50 Кб (Скачать)

      Раскрытие понятия «путь» («расстояние») как одной из характеристик процесса движения происходит в следующих задачах:

    • Митя решил измерить дорогу от дома до школы. До переулка, в котором он жил, получилось 20 метров, а по улице – ещё 50 метров. Сколько всего метров проходит Митя от дома до школы? Сделай к задаче схематический чертёж и реши задачу.
    • Длина дорожки в бассейне 100 метров. Коля уже проплыл 60 метров. Сколько ещё метров ему осталось проплыть?  Рассмотри схематический чертёж (рис. 12) и реши задачу.

 

      Составь обратную задачу, сделай к ней схематический  чертёж и реши задачу.

    • Расстояние между двумя автобусными остановками 1км. От этих остановок отошли два автобуса. Один из них прошёл 140 м, а другой – 160 м. Каким стало расстояние между автобусами?     Как надо дополнить условие, чтобы чертёж к задаче был таким (рис. 13)? Как надо изменить условие задачи, чтобы чертёж стал таким (рис. 14)? Реши обе задачи и сравни их решения.
 

       

    • Из двух городов вышли навстречу друг другу два поезда. Один из них  прошёл до встречи 260 км, другой – 180 км. Рассмотри чертёж к этой задаче (рис. 15) и найди расстояние между городами.

    • Две моторные лодки отошли от одной пристани в  противоположных направлениях. Одна из них прошла 38 км, а другая –  на 5 км больше. На каком расстоянии оказались лодки одна от другой? Сделай чертёж к задаче и реши её.

     Как видно из приведённых примеров, ещё  до введения понятия «скорость», учащиеся уже решают задачи на движение двух тел как в одном, так и в противоположных направлениях. Поэтому данные задачи не только раскрывают понятия «время» и «расстояние», но и являются подготовительной основой к решению задач на движение с понятием «скорость».

     Понятие о скорости конкретизируется в процессе решения задач на движение тел  без использования термина «скорость».

    • Пешеход за три часа прошёл 15 км. В каждый час он проходил одинаковое расстояние. Сколько километров пешеход проходил в час?
    • Электропоезд за 10 минут прошёл 5 км, проходя каждую минуту одинаковое расстояние. Сколько километров проходил электропоезд в одну минуту?
    • Спортсмен пробежал 100 метров за 10секунд, пробегая каждую минуту одинаковое расстояние. Сколько метров он пробегал за 1 секунду?

     После решения подобных задач сообщается, что «расстояние, пройденное за единицу  времени (1 час, 1мин., 1 сек.), называется скоростью движения.

     Для формирования у учащихся представлений  о скорости полезно предлагать задачи, в которых для ответа на вопрос не нужно выполнять вычислений.

    • Мальчики соревновались в беге на 100 м. Коля пробежал дистанцию за 16секунд, Боря – за 15 секунд, а Вова – за 18 секунд. Кто бежал с большей скоростью?
    • Таня и Лена живут на одной улице. Они одновременно выходят в школу (рис. 16).

 

             а) догонит ли Таня Лену, если они идут с одинаковой скоростью?

          б) догонит ли Таня Лену, если Таня идёт со скоростью 4 км/ч, а Лена – 5 км/ч?

    • Скорость полёта сокола 23 м/сек, а орла – 1800 м/мин. Сможет ли орёл догнать сокола? (23 м/сек = 1380 м/мин)

         В процессе решения этих задач дети убеждаются, что:

    • тело, имеющее большую скорость, движется быстрее, то есть тратит меньше времени на прохождение пути;
    • тело, движущееся позади, может обогнать другое тело только в том случае, если его скорость больше.

     Последнюю задачу также можно предлагать учащимся с целью развивать у них умение выражать скорость в разных единицах. С этой же целью можно предложить и следующие задания:

      • Объясни, как понимаешь выражения:
    • скорость лошади – 13 км/ч;
    • скорость черепахи – 3 м/ мин;
    • скорость самолёта – 810 км/ч;
    • скорость человека – 5 км/ч.
    • Аист может лететь со средней скоростью 600 м/мин. Какое расстояние он может пролететь за 1секунду? Запиши скорость полёта аиста в разных единицах.

     К первому заданию можно поставить  вопрос: «Сравните скорости. Чья  скорость больше?». Пытаясь сравнить скорости, учащиеся придут к выводу, что это невозможно сделать, так как скорости выражены в разных единицах, поэтому надо сначала выразить все скорости в одной единице, то же самое придётся сделать, чтобы ответить на вопрос второго задания.

     После того, как дети усвоили понятие скорости, они приступают к усвоению связи между тремя величинами, характеризующими движение тел: скоростью, временем, расстоянием. Усвоение этой связи происходит при решении следующих задач:

    • Пассажирский поезд прошёл 75 км за первый час, 70 км за второй час и 65 км за третий час. С какой средней скоростью он двигался?
    • Товарный поезд прошёл 120 км за 3 часа, проходя каждый час одинаковое расстояние. С какой средней скоростью двигался поезд?
    • Рассмотри таблицу 6 и объясни, как можно найти среднюю скорость, зная пройденное расстояние и время движения.

     Таблица 6

       Средняя скорость Время Расстояние
пассажирский  поезд      60 км/ч      2 ч      120 км
товарный  поезд      40 км/ч      3 ч      120 км
 
   
  • Запиши  задачи в таблицу и реши их:
      • Черепаха двигалась со средней скоростью 5 м/мин. Какое расстояние прошла она за 3 мин?
      • Слон двигался со средней скоростью 100 м/мин. Какое расстояние он прошёл за 10 мин?
    • Рассмотри таблицу 7 и объясни, как можно найти расстояние, если известны средняя скорость и время движения:

         Таблица 7

       Средняя скорость Время Расстояние
Черепаха      5 м/мин      3 мин      ?
Слон      100 м/ мин      10 мин      ?
 
    • Рассмотри таблицу 8 и объясни, как можно найти время движения:

     Таблица 8

       Средняя скорость Время Расстояние
автобус      45 км/ч      ?      90 км
мальчик      6 м/с      ?      30 м

      

     Данные  задания расположены в учебнике по принципу «от простого к сложному», т.е. если в первой таблице даны значения всех величин, то во второй и третьей таблице значения одной из величин нужно ещё найти. А в третьем задании к тому же надо ещё выразить каждую из величин в одной единице.

     Итогом  выполнения данных упражнений должна стать формулировка следующих правил нахождения каждой из трёх величин – скорости, времени, расстояния:

    • чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время;
  • чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время;
  • чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

      После того, как дети усвоили связь  между скоростью, временем и расстоянием, можно предложить им самим составить задачу по чертежу (рис. 17) и решить её:

     

     Непосредственное  решение задач на движение двух тел  начинается со страницы 20 учебника М. И. Моро (4 класс, 2 часть). Здесь представлены три взаимообратные задачи на встречное движение.  Реши задачи, сравни решения:

    1. Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из двух посёлков и встретились через три часа. Первый шёл со средней скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. Найди расстояние между посёлками (рис. 18).

       

    1. Из двух посёлков, расстояние между которыми 78 км, вышли одновременно навстречу друг другу два лыжника и встретились через три часа. Первый из них шёл со средней скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. Через сколько часов лыжники встретились? (рис. 19).

    1. Из двух посёлков, находящихся на расстоянии 78 км, вышли одновременно навстречу друг другу два лыжника и встретились через 3 часа. Первый лыжник шёл со средней скоростью 12 км/ч. С какой скоростью шёл второй лыжник? (рис. 20).

     В конце учебника представлены материалы для творческой работы над задачами с величинами: скорость, время, расстояние:

    • Зная возможные средние скорости движения, составляй и решай различные задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях, в которых нужно узнать время движения или пройденное расстояние, а также другие задачи с этими величинами.

     Здесь же даны средние скорости движения некоторых тел. Приведём примеры  некоторых из них:

    • Турист: 4-6 км/ч.
    • Лыжник: 3-5 м/мин.
    • Велосипед: 200-250 км/ч
    • Самолёт: 15 км/мин.
    • Моторная лодка (катер): 250 м/мин.
    • Вырази скорость ветра в метрах в минуту; в метрах в час; в км в час:
    • слабый - 5 м/с,
    • сильный - 13 м/с,
    • штормовой - 24 м/с,
    • ураганный - 35 м/с.

     По  программе Н.Б. Истоминой процесс обучения математике в начальных классах направлен на формирование основных мыслительных операций.

     Методика  обучения решению текстовых задач  ориентирована на формирование у  обучающихся обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, выявлять содержащиеся в тексте математические понятия и отношения и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.

     В 3 классе при решении задач на пропорциональную зависимость величин используются схемы. Это позволяет включить в текстовые задачи как прямую, так и обратную пропорциональность, что способствует разнообразию текстовых сюжетов и создают условия для вариативной деятельности обучающихся при решении задач.

     Значительное  место в программе 4 класса отводится  решению задач с величинами скорость, время, расстояние. Эта работа проводится в теме «Скорость движения» [23,c. 265].

     Методика  введения понятия «скорость» и обучения решению задач на движение аналогична той, что проводится по программе М. И. Моро.

<

Информация о работе Методика обучения младших школьников решению задач на движение