Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:48, контрольная работа
Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине».
1. Ознакомление с предложением. Ознакомление со словесным составом предложения.
2. Ознакомление со слоговым строением слова.
3. Ознакомление со звуковым строением слова.
4. Практическое задание: привести примеры дидактических игр и упражнений по методике обучения детей грамоте (не менее 5).
Ход
игры: играют двое детей, они - телеграфисты,
передающие и принимающие телеграммы.
Содержание телеграммы задаётся ведущим,
который скрытно от второго играющего
показывает первому играющему картинку.
Тот должен "передать содержание телеграммы":
произнести слова - название картинки
по звукам. Второй играющий "принимает
телеграмму" - называет слово слитно,
то есть осуществляет операцию звукового
синтеза. Затем играющие меняются ролями,
и игра продолжается.
"Поймай звук"
Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)
Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.
Знания
детей о звуковом составе слов,
полученных на предыдущих этапах, объединяются
с умением членить слова на
слоги. Дети узнают, что в каждом
слоге 1 гласный звук, учатся делить
слова на слоги различной слоговой
структуры, определять последовательность
слогов и их количество.
Игры и упражнения:
"Слоговая цепочка"
Цель: научить выделять в словах первый и последний слоги.
Ход игры:
Карточки для игры раздают играющим
поровну, их надо положить перед каждым
игроком сверху вниз. Начинается игра
с карточки, на которой левая половинка
пустая. Играющий выставляет эту карточку,
называет слово - название картинки и
выделяет последний слог в данном
названии. Дети ищут на своих карточках
слева такую картинку, у которой
первый слог совпадает с данным слогом,
и выкладывают ее рядом с первой.
Затем анализируется правая картинка
второй карточки, в ней выделяется
последний слог. Таким образом, в
названиях левых картинок выделяется
первый слог, а в названиях правых
картинок - последний слог. Игра должна
завершиться, когда будут выложены
все картинки, последняя карточка
- с пустой правой половинкой.
Разгадай
ребус"
Цель:
научить выделять первый слог из слова,
составлять слова из слогов. Ход
игры. Детям дают карточки, на которых
изображены по две картинки. На карточке
"спряталось" слово. Его надо составить,
выделив из каждого слова-названия первые
слоги, а затем из них сложить слово, например:
ромашка, самолет - роса. Выиграет тот,
кто составит больше слов.
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников, М., 1997.
2. Бородич А.М., Методика развития речи детей, М., 1981.
3. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М., 1974.
4. Обучение дошкольников грамоте. Спецкурс. - М., 1994.
5. Сохин Ф.А., Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста, М., 1984.
6. Тумаков Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
7. Ушакова О.С., Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.