Методика обучения детей грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:48, контрольная работа

Краткое описание

Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине».

Оглавление

1. Ознакомление с предложением. Ознакомление со словесным составом предложения.
2. Ознакомление со слоговым строением слова.
3. Ознакомление со звуковым строением слова.
4. Практическое задание: привести примеры дидактических игр и упражнений по методике обучения детей грамоте (не менее 5).

Файлы: 1 файл

Методика обучения детей грамоте».docx

— 37.73 Кб (Скачать)

(возможны и другие схемы; целесообразно  выбрать такую модель, которая  будет использоваться потом при  обучении в школе). Педагог указкой  ведет по схеме, а дети хором  произносят слово по частям.

Детям показывают, например, две картинки с изображениями лисы и белки, под которыми даны схемы слогового  строения этих слов. Слова произносятся (хором и индивидуально) по частям, анализируются. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (это  схемы слов, разделенных на две  части).

     Постепенно  для анализа вводят слова, состоящие  из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и  только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть  слова. С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки с названиями, состоящими из разного  количества слогов. Детям раздают  картинки и предлагают распределить их по соответствующим схемам, руководствуясь количеством слогов. Картинки, названия которых не делятся на слоги, нужно  положить к другому знаку –  кружочку. После завершения классификации  проверяется правильность выполнения задания и обсуждаются слова, отнесенные к третьей группе, которые  нельзя произнести по частям.

     На  последующих занятиях дети упражняются  в нахождении ударного слога в  слове с опорой на его схему. При  определении ударения в словах детям показывают его роль. Рекомендуется пользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению: миш-ка, миш-ка, миш-ка; ма-ши-на, ма-ши-на, ма-ши-на. Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Педагог делает вывод, что в слове только одно ударение; очень важно правильно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает.

     Ударение  демонстрируют также на слоговых линейках путем более длительного  показа соответствующих ударным  слогам окошечек, а также на схемах слов при помощи указки (ее движение замедляется при произнесении ударного слога).

     Умение  определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: графическое  изображение ударного слога в  разных словах; придумывание слов по заданной схеме (с указанием ударного слога); произнесение слов в разном темпе  и с разной силой голоса; классификация  картинок, в названиях которых  ударение стоит на первом, втором, третьем  слоге.

3. Ознакомление со  звуковым строением  слова. 

     В процессе ознакомления со звуковым строением  слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.

     Звуковая  сторона речи рано становится предметом  внимания ребенка. Он замечает особенности  произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных  звуках. Однако самостоятельно разложить  слова на звуки не умеет. Это объясняется  тем, что в повседневном общении  задача анализа звуковой стороны  слова перед детьми не встает. Ее необходимо решать только в связи  с обучением грамоте.

     В исследованиях Ф. А. Сохина, Л. Е. Журовой  и их учеников разработана последовательность формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова.

     Ознакомление  детей со звуковой стороной слова  начинается еще в младших и  средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в  упражнениях и речевых играх  они учатся внятно и четко произносить  звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся  слова, произносить их с разной силой  голоса и в разном темпе. Детей  учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в  них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет  обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах. Для этого используют разнообразные методические приемы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах; сравнение слов-синонимов (врач – доктор, веселый – радостный: смысл слов близкий, а звучание разное); сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ – звучание одинаковое, а смысл разный). Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.

Подводить детей к звуковому анализу  начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как пропедевтический (подготовительный) в последующем  обучении звуковому анализу, а затем  и чтению. Методика работы с детьми пятого года жизни исследовалась  Н. В. Дуровой.

     Для решения задачи подготовки детей  к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а  как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные  звуки. Способом выделения звука  в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо  подчеркнутым выделением в нем одного звука. При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая  задача не ставится. Поэтому ребенка  нужно специально научить особому  протяжному произнесению звука, интонационному выделению его (дддом, кккот). При  этом слово следует произносить  слитно – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция  начинает играть особую роль, выполнять  функцию ориентировки в слове.

     Овладению способом интонационного выделения  звука помогают приемы сравнения  звуков речи с «песенками» ветра  – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в  произносимых взрослым (с интонационным  выделением звука) словах. Для этого  подбирают слова, которые можно  произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям  предлагают назвать картинки, игрушки  так, чтобы была слышна «песенка»  ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка»  жука – жжжук, ножжжницы. При таком  произнесении становится понятно, что  звуки в слове следуют один за другим.

     Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения  любых звуков в словах, а не выделения  какого-либо определенного звука.

     Постепенно  вместо слова песенка начинает употребляться  слово звук. Умение произносить слова  с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как  я», «Скажи, чтобы все услышали в  слове масло звук с», «Назови слова».

     Когда дети освоят способ интонационного выделения  звука в слове, их начинают учить  определять, на каком месте находится  нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются  картинки и игрушки, в названии которых  есть данный звук, что облегчает  выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком. Это умение закрепляется в разнообразных  играх (методика организации игр  описана в указанной выше методической литературе).

     Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

     Детям предлагаются для интонационного выделения  не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п'), кккит (к'). Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м–м\ с–с') называют «братцами»; твердые  фонемы – «сердитыми», мягкие –  «добрыми».

     Одно  из пособий – табло – линейка  большого размера (4 на 10 см) с рядом  окошек-квадратов и с передвигающейся  планкой того же цветового тона, на конце которой нарисован синий  квадрат – «звук». При протяженном  произнесении педагогом первого  звука в слове планка передвигается  так, чтобы в первом окошке появился нарисованный на конце синий квадрат («звук»). Квадрат находится там  до тех пор, пока звучит первый звук.

     При начале произнесения второго звука  синий квадрат исчезает в первом окошке и появляется во втором и  т.д. Когда звучание слова прекращается, квадрат («звук») исчезает совсем. Таким  образом, дети одновременно слышат протяженное  произнесение и следят за последовательным появлением и исчезновением «звуков» в окошках линейки.

     Второе  пособие – специально изготовленный  прибор, в котором в соответствии с последовательным и медленным  произнесением звуков поочередно загораются и гаснут синие лампочки. Таким  образом детей знакомят с динамикой  и линейностью слов, демонстрируют  им слово как последовательность звуков.

     Другая  форма демонстрации «динамики» слова  – когда окошки в линейке последовательно  заполняются «звуками». Появившийся  в окошке квадрат – «звук» не исчезает после того, как открывается  следующее окошко. (Аналогично во втором пособии лампочки не гаснут, а последовательно  загораются) Эта форма демонстрации динамики слова подводит детей к  схеме слова, которой им предстоит  в дальнейшем пользоваться при освоении звукового анализа.

     В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Напомним, что звуковой анализ слов в современной методике понимается как: 1) выяснение порядка  следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем; 3) выделение  основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д. Б. Эльконин). Это значит, что дети должны уметь  не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип  построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены  в определенной последовательности».

     Таким образом, звуковой анализ проходит в  своем формировании следующие стадии: интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему  и фишки; дифференциация гласных  и согласных фонем; установление места ударения в слове; дифференциация согласных фонем по твердости  и мягкости (в дальнейшем – по глухости и звонкости) и моделирование  основных фонематических отношений  в слове; проведение звукового анализа  без опоры на наглядность –  графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане).

     На  протяжении всего периода обучения дети выполняют различные задания, закрепляющие их представления о  звуковом строении слова и умение производить звуковой анализ: определить место звука в слове; подобрать  слова с заданным звуком; определить первый и последний звук в слове; определить последовательность звуков в слове; сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех  же звуков (сон – нос, кот –  ток); сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак  – рак, дым – дом) (это помогает уяснить смыслоразличительную роль фонемы); варианты игры «Живые звуки»; дидактические; компьютерные игры на звуковой анализ.

В подготовительной к школе группе на основе звукового  анализа детей обучают чтению . Само действие звукового анализа также совершенствуется. Дети выполняют разнообразные задания в играх «Назови слова с заданным звуком», «Найди свой домик», «Кто внимательней», «Назови слова по модели», «Цепочка слов». 

4. Практическое задание:  привести примеры  дидактических игр  и упражнений по  методике обучения  детей грамоте  (не менее 5). 

"Назови  картинку и найди  первый звук"

Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Материал: карты по 4 картинки

Описание  игры:

Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух название своих  картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий  разрешает закрыть её фишкой. 

"Телеграфисты"

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.

Информация о работе Методика обучения детей грамоте