Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:37, курсовая работа
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Учреждения дополнительного образования, как и школы озабочены сегодня поиском иного содержания труда педагога. Время непреклонно требует от каждого педагога быть адаптированным к изменениям в профессиональной деятельности, быть готовым к самообразованию и практической деятельности. Организация проектной деятельности обучающихся в любом образовательном учреждении требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач учебно-
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ: ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ 6
1.1. Понятие метода проектов 6
1.2. Цели проектной деятельности 14
1.3. Требования, предъявляемые к проектам 16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения.
2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределение ролей).
5. Использование исследовательских методов, что предполагает:
• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения;
• обсуждение методов исследования;
• оформление конечных результатов;
• анализ полученных данных;
• подведение итогов;
• корректировка;
• получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.).
Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся.
Что в таких случаях требуется от учителя? Это:
• умение видеть и отобрать наиболее интересные и Практически значимые темы проектов;
• владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов I амостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого планов. Это вовсе не означает; что следует полностью отказаться от градиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того;
владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая СВОЮ точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
• способностью генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
• умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;
владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);
• наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется:
• знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
• владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
• владение коммуникативными навыками;
• умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач.
Как видно из сказанного, требования к участникам проекта достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми «правилами хорошего тона», без чего групповая работа просто невозможна. К ним, думается, следует отнести прежде всего:
• доброжелательность при всех обстоятельствах; обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки; взаимопомощь в работе;
• тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер исследования;
• полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны,
т.е. как-либо оформлены:
- видеофильм;
- альбом;
- бортжурнал «путешествий»;
- компьютерная газета;
- альманах;
- доклад;
- рекламный проспект;
- набор открыток;
- планшет; -плакат;
- инструкция и т.д.
Таковы принципы, особенности характеристики метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод
проектов предоставляет учителю
широчайшие возможности для изменения
традиционных подходов к содержанию,
формам и методам учебной
Проектная
и исследовательская форма
Где
бы мы ни занимались проектной или
исследовательской
Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования. Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся, необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определѐнной степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объѐме и только в момент его востребованности обучающимися.
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием – медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся – интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием – мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне еѐ:
1. Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
2. Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчѐта о проделанной работе.
3. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
4. Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов.
5. Информационные: структурирование информации, выделение главного, приѐм и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
6. Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
7. Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
-
степень включенности в
-
практическое использование