Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:37, курсовая работа
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Учреждения дополнительного образования, как и школы озабочены сегодня поиском иного содержания труда педагога. Время непреклонно требует от каждого педагога быть адаптированным к изменениям в профессиональной деятельности, быть готовым к самообразованию и практической деятельности. Организация проектной деятельности обучающихся в любом образовательном учреждении требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач учебно-
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ: ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ 6
1.1. Понятие метода проектов 6
1.2. Цели проектной деятельности 14
1.3. Требования, предъявляемые к проектам 16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Учреждения дополнительного образования, как и школы озабочены сегодня поиском иного содержания труда педагога. Время непреклонно требует от каждого педагога быть адаптированным к изменениям в профессиональной деятельности, быть готовым к самообразованию и практической деятельности. Организация проектной деятельности обучающихся в любом образовательном учреждении требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.
В
условиях высокой динамики общественных
процессов и огромного
Обновляющейся системе образования требуются такие методы обучения, которые:
-
формировали бы активную, самостоятельную
и инициативную позицию
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
• обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;
• отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
• ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, -репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;
• субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.
Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в XXI веке, лолжен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
То есть речь идет о формировании современных ключевых компетенций:
• общенаучной;
• информационной;
• познавательной;
• коммуникативной;
• ценностно-смысловой;
• социальной;
•
компетенции личностного
А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.
Среди
разнообразных направлений
Не
случайно в базисный учебный план
внесена новая строчка о
Так в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы... творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов... создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».
Цель данной работы: изучить механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс учреждений дополнительного образования.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
- раскрыть понятие метода проектов;
-
охарактеризовать цели
-
показать на конкретных примерах как организуется
проектная деятельность в учреждениях
дополнительного образования;
История возникновения педагогического явления, известного как «метод проектов», восходит ко второй половине XIX в. Появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс). В начале XX в. этот опыт был подхвачен отечественными педагогами С.Т. Шацким, В.Н. Шульгиным, М.В. Крупениной, Б.В. Игнатьевым, но, в связи с чрезмерным увлечением преобразованием «школы учёбы» в «школу жизни» вплоть до отказа от проведения уроков, метод проектов в 1931 г. был осуждён и в дальнейшем в практике советской школы не применялся.
Возвращение метода проектов в разряд актуальных связывают с обновлением содержания образования, основанным на идеях компетентностного подхода. Смысл этой концепции заключается в том, что содержание образования формируется «от результата», на основе выделения компетентностей, которые признаются значимыми за пределами системы образования. В связи с этим образовательный цикл разворачивается вокруг ситуаций, которые являются подлинно проблемными для учащегося. Решая эти ситуации, ученик использует приобретённые ранее знания и умения, получает из разных источников новые знания, осваивает необходимые способы деятельности, получает неоценимый личностный практический опыт, т.е. овладевает некоторым уровнем компетентности в «разрешении проблемы»*, приближенной к жизненной. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, наибольшими возможностями для реализации компетентностно ориентированного образования обладает метод проектов. В.В. Сериков указывает на неразрывную связь компетентности и проектного метода: «Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы. <…> Речь идёт о проекте решения жизненно значимой проблемы. Отсюда и название метода, обеспечивающего формирование компетентности, – проектный» [5, с. 22].
Здесь необходимо заметить, что, получив своё второе рождение, метод проектов по сравнению «с первым пришествием» осовременился, претерпев значительные изменения. Если в идеях зарубежных и отечественных педагогов начала XX в. он зачастую провозглашался как единственный способ обучения, почти полностью заменяющий традиционный, то в настоящее время работа над проектом рассматривается как одно из ряда приближенных к естественным условиям для формирования опыта продуктивной деятельности ученика. Проектная деятельность органично вписывается в школьное жизнеустройство, не заменяя уже сложившиеся формы организации обучения, но активизируя их.
Разработка концептуальной модели проектной деятельности школьников требует выяснения терминологических нюансов основных смыслообразующих понятий проектной тематики: «проект», «проектная деятельность», «метод проектов». Обращение к терминам, как правило, влечёт за собой выяснение сущностных характеристик рассматриваемого явления.
Понятие «проект» пришло из производственной сферы: оно используется в архитектуре, строительстве, инженерном деле и др. Проектом может быть назван замысел, представленный на рассмотрение аудитории, работа по созданию продукта, сам продукт этой работы, а также воспроизводимость этого продукта в других условиях. С течением времени проекты стали распространённой формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах, в том числе и общенаучной.
Следует подчеркнуть, что ученический проект мало напоминает проект производственный или социальный. Более того, если вдаваться в технологические подробности «взрослого» проекта, детский проект не может, по сути, являться таковым, хотя бы в плане разработанности, масштабности и социальной значимости. Эта специфическая деятельность учащихся получила своё название, скорее всего, из-за сходности основных процессуальных моментов.
Исследование понятия «проект» в педагогических источниках позволяет нам констатировать некоторую аморфность его использования. Приведём некоторые примеры трактовки этого понятия. Итак, проект – это – мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия (С.В. Митрохина);
– реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них (Е.Г. Новолодская);
– метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды (Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина);
– обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений (Е.Н. Землянская);
– (от лат. рrojectus – брошенный вперёд) специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта (определение, наиболее часто используемое в источниках Интернета).
Неоднозначность и расплывчатость толкования этого понятия объясняется, на наш взгляд, естественным стремлением авторов обозначить его специфичность (например, прямое или косвенное указание на определённую возрастную группу, конкретных участников процесса, структурно-содержательные компоненты проектной деятельности и т.д.) и в то же время придать ему черты универсальности. Такой подход к формулированию определения в контексте рассматриваемой темы не может удовлетворить нас, исследователей данного феномена для начального общего образования. Учёт возрастных особенностей и многолетняя практика работы с младшими школьниками вызывают сомнения по поводу «прогнозирования», «самостоятельно выполняемой», «обоснованной, спланированной и осознанной деятельности» этой категории школьников.
Для формулирования определения понятия «проект» обратимся к дефиниции К.Н. Поливановой, которая трактует проект в общем, без конкретизации сопутствующих условий, как целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени, а затем указывает на то, что все остальные рассуждения о проекте или проектной деятельности являются уточнением и детализацией двух принципиальных её признаков [2, с. 25]. Под изменением мы понимаем процесс, состоящий из двух компонентов: качественные изменения ситуации (разрешение учебной, т.е. зачастую берущей своё начало из учебного содержания, но при этом приближенной к жизненному кон тексту, проблемы) и личностные изменения субъекта, осуществляющего данное изменение ситуации. При этом первое, не являясь самоцелью, выполняет роль средства для появления личностных приращений школьника. «Уточнением» и «детализацией» будут являться теоретические и практические аспекты работы над проектом определённой возрастной группы учащихся.
Таким образом, понятие «проект» как педагогическую категорию можно определить как целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей.