Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 10:03, реферат
Одним из аспектов оказания комплексной помощи детям с проблемами в развитии является обеспеченность системы специального образования высококвалифицированными кадрами. Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной депривацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости ввести в систему подготовки будущих учителей учебную дисциплину «Специальная психология и специальная педагогика».
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« Барнаульский государственный педагогический университет»
(БГПУ)
Реферат
на тему: Медико-социальная профилактика
и ранняя комплексная
помощь. Медико-педагогический патронаж.
Выполнила: студентка 4-го курса
группа колледжа Пестрецова С.В.
Барнаул
2008
Одним из аспектов оказания комплексной помощи детям с проблемами в развитии является обеспеченность системы специального образования высококвалифицированными кадрами. Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной депривацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости ввести в систему подготовки будущих учителей учебную дисциплину «Специальная психология и специальная педагогика».
Важность реализации
программы образования
Основными направлениями научных исследований в области коррекционной педагогики являются: теоретические аспекты образовательной политики в области специального образования; разработка и обоснование условий реализации идеи личностного подхода в деятельности специальных образовательных учреждениях; психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями в развитии; психолого-педагогические основы системы специальной помощи детям с нарушениями в развитии.
Повышение профессионального мастерства и компетентности реализуется через программы, которые могут иметь следующую ориентацию: углубленное дифференцированное ознакомление педагогов со спецификой деятельности специалистов всех профилей системы; ознакомление и методическое обеспечение инновационных и вариативных форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования; проведение опытно-экспериментальной работы в рамках создания экспериментальных площадок.
Целью курса
является: повышение компетентности
студентов педагогического
Курс специальной психологии и специальной педагогики расширяет кругозор учителя, готовит его к тому, что в общеобразовательных классах массовой школы, в классах компенсирующего и коррекционноразвивающего обучения учатся не только дети с легкими остаточными нарушениями функции головного мозга, недоразвитием отдельных психических процессов, негрубыми недостатками речи, с проявлениями незрелости в эмоциональноволевой сфере, соматической ослабленностью, двигательной расторможенностью и с ограниченным запасом и представлении об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью операционных компонентов учебнопознавательной деятельности, педагогической запущенностью.
Задачи курса специальной психологии и специальной педагогики:
формирование у студентов знаний о научных основах коррекционной педагогики;
формирование понятия особенного отношения к детям с проблемами в развитии в целостном педагогическом процессе; знакомство студентов с особенностями психофизического и личностного развития детей с различными нарушениями; практическое освоение приемов коррекционно-развивающего обучения таких детей.
Представленная программа учебного курса, изучаемого на педагогическом отделении биологического факультета, составлена в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования и государственным стандартом среднего профессионального образования повышенного уровня и носит интегративный характер. Программа включает в себя основные методологические и теоретические проблемы специальной психологии и специальной педагогики.
Медико-социально-
Патронаж – особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, со становлением подрастающего человека как личности.
МСПП предполагает
широкий спектр долгосрочным мер
комплексной реабилитационной помощи
семье ребенка при
Направления деятельности МСПП:
Помощь в выборе
индивидуального
Содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов. Реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования. Поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий. Привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования.
Основные критерии деятельности учреждений МСПП:
Рост востребованности услуг службы патронажа со стороны родителей, педагогов, детей; увеличение перечня проблем; качественный рост показателей развития ребенка; нормализация внутрисемейных отношений; качественный рост компетентности педагогов, родителей.
Становление в
нашей стране системы МСПП является
одним из признаков развития системы специального
образования, формирование новой модели
комплексной поддержки аномального ребенка
в условиях семьи, с активным участием
всех членов семьи (S-S) в реабилитационном
процессе.
Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.
Важнейшей составляющей
процесса МСПП являются ранняя диагностика
и ранняя комплексная помощь, от
эффективности организации
Предупреждение инвалидности – профилактика возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов или предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность.
Теоретическую базу программ ранней диагностики и ранней педагогической помощи составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для активизации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов – «социального вывиха» – оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей.
Программы ранней помощи. В России имеется ряд методологических разработок отечественных ученых (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в ПМПК. В то время как в нашей стране система ранней диагностики и коррекции находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности. Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт – оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье, при условии, что родители включены в абилитационный процесс, организуемый службами ранней помощи: стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического обращения с ребенком в повседневной жизни. Таким образом, в семье создается специальная развивающая среда, а в случае необходимости в процесс вмешиваются консультанты и специалисты МППцентров. Подобный вид деятельности для отечественной практики образования является инновационным и предлагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса.
Дошкольное
образование детей с
Процесс становления
государственной системы
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится системы спец.дошкольного образования.
Принципы построения спец-дошкольного образования:
Комплектование учреждения по принципу ведущего отклонения в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, опроно-двигательного аппарата). Меньшая наполняемость групп (до 15 человек). Введение в штат специалистов-дефектологов, а также мед.персонала. Разработка специальных комплексных программ.
Перераспределение ряда занятий между воспитателями и дефектологами.
Организация специальных видов занятий (лечебная физкультура, развитие зрит.-слух- восприятия).
Долгое время основным признаком советской системы спец.образования были закрытость, изолированность, искусственная отчужденность воспитанников от сверстников и общества в целом, в спец.учреждения не принимались дети с комбинированными и комплексными отклонениями в развитии, не подлежали приему дети с диагнозом эпилепсия, шизофрения, умственной отсталостью, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, должны били обходиться своими силами, с ограниченным медиц.сопровождением.
Принятые в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» и в 1995г. Федеральный закон «О внесении изменений…» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, изменили ряд организационно-правовых аспектов в специальном образовании.
ДОУ для детей с отклонениями в развитии обеспечивает воспитание, обучение и уход за детьми в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ при наличии условия для коррекции, при согласии родителей (законных представителей), на основании заключения ПМПК. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возрасти.