Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 10:03, реферат

Краткое описание

Одним из аспектов оказания комплексной помощи детям с проблемами в развитии является обеспеченность системы специального образования высококвалифицированными кадрами. Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной депривацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости ввести в систему подготовки будущих учителей учебную дисциплину «Специальная психология и специальная педагогика».

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

                                Федеральное Агентство По Образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

                 « Барнаульский государственный педагогический университет»

                                                            (БГПУ)  
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная                    помощь. Медико-педагогический патронаж. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4-го курса

группа  колледжа Пестрецова С.В.

                                                               Проверила: Цверко О.Ю.

                                    Оценка: 
 
 
 
 

 Барнаул  2008     
 

Одним из аспектов оказания комплексной помощи детям  с проблемами в развитии является обеспеченность системы специального образования высококвалифицированными кадрами. Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и  поведении,  рост  количества учащихся   с   социальной   депривацией   и   школьной  дезадаптацией  привели  к необходимости  ввести в систему  подготовки  будущих  учителей  учебную   дисциплину   «Специальная   психология и специальная педагогика».

Важность реализации программы образования специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии обусловлена  целым рядом факторов, к важнейшим из которых можно отнести следующие: потребности школ в педагогических кадрах высшей квалификации, обеспечивающих подготовку специалистов в данной области; необходимостью совершенствования научного обеспечения социально-педагогических программ реабилитации и интеграции детей с проблемами в развитии, гибкое реагировании специального образования на изменяющуюся социально-экономическую ситуацию и потребности конкретного региона. Наряду с недостаточной обеспеченностью профессиональными кадрами – педагогами специального образования, отмечается тенденция потребности в высококвалифицированных специалистах, способных на теоретико-методологическом уровне осуществлять решение задач в области разработки и внедрения инновационных и вариативных форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования; разработки системы помощи детям с нарушениями развития на разных возрастных этапах, выявления показателей для интеграции детей с отклонениями в развитии в учреждения массового типа и повышения качества подготовки и переподготовки специалистов, как в области специального образования, так и педагогов общеобразовательных учреждений и дополнительного образования для работы с данной категорий детей.

Основными направлениями  научных исследований в области коррекционной педагогики являются: теоретические аспекты образовательной политики в области специального образования; разработка и обоснование условий реализации идеи личностного подхода в деятельности специальных образовательных учреждениях; психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями в развитии; психолого-педагогические основы системы специальной помощи детям с нарушениями в развитии.

Повышение профессионального  мастерства и компетентности реализуется  через программы, которые могут иметь следующую ориентацию: углубленное дифференцированное ознакомление педагогов со спецификой деятельности специалистов всех профилей системы; ознакомление и методическое обеспечение инновационных и вариативных форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования; проведение опытно-экспериментальной работы в рамках создания экспериментальных площадок.

Целью курса  является: повышение компетентности студентов педагогического отделения  биологического факультета в области специальной психологии и специальной педагогики и на этой основе их подготовка к деятельности будущего  учителя  в мире коррекционной    педагогики, изучение  сложностей    и    трудностей, социально-педагогических проблем детей с отклонениями в  развитии  и  поведении, определение  того  круга  вопросов, с которыми встретится учитель при работе с учащимися, испытывающими трудности в освоении школьной программы.

Курс специальной  психологии и специальной педагогики  расширяет  кругозор  учителя, готовит его к тому, что в общеобразовательных классах массовой  школы, в  классах  компенсирующего и коррекционноразвивающего обучения учатся не только дети с легкими остаточными нарушениями функции  головного  мозга,  недоразвитием отдельных  психических  процессов,  негрубыми  недостатками речи, с проявлениями незрелости   в   эмоциональноволевой   сфере,    соматической    ослабленностью, двигательной  расторможенностью  и  с  ограниченным  запасом  и представлении об окружающем мире, низкой  работоспособностью,  несформированностью операционных компонентов учебнопознавательной  деятельности,  педагогической  запущенностью.

Задачи курса  специальной   психологии и специальной  педагогики:

формирование  у студентов знаний о научных  основах коррекционной педагогики;

формирование  понятия особенного отношения к  детям с проблемами в  развитии в целостном педагогическом процессе; знакомство  студентов  с  особенностями  психофизического  и  личностного  развития детей с различными нарушениями; практическое  освоение  приемов  коррекционно-развивающего  обучения  таких детей.

Представленная  программа  учебного  курса,  изучаемого  на   педагогическом отделении  биологического факультета,  составлена  в  соответствии  с  государственным  стандартом высшего профессионального   образования   и    государственным    стандартом    среднего профессионального образования повышенного уровня и носит интегративный характер. Программа включает в себя основные методологические и теоретические проблемы специальной психологии и специальной педагогики.

                  Медико-социально-педагогический патронаж.

Патронаж –  особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных  проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, со становлением подрастающего человека как личности.

МСПП предполагает широкий спектр долгосрочным мер  комплексной реабилитационной помощи семье ребенка при согласованной  работе специалистов разного профиля: диагностика, информационный поиск в выборе образовательного маршрута, проектирование индивидуальных образовательных программ, помощь в реализации планов. МСПП может создаваться как в структуре государственных учреждений, так и вне ее. Базовой основой МСПП являются: психолого-медико-педагогические комиссии; психолого-медико-социальные центры; диагностические; реабилитационные центры; логопедические пункты; службы раннего и надомного обучения.

Направления деятельности МСПП:

Помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута. Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ. Реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс. Обеспечение мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка.

Содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов. Реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования. Поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий. Привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования.

Основные критерии деятельности учреждений МСПП:

Рост востребованности услуг службы патронажа со стороны родителей, педагогов, детей; увеличение перечня проблем; качественный рост показателей развития ребенка; нормализация внутрисемейных отношений; качественный рост компетентности педагогов, родителей.

Становление в  нашей стране системы МСПП является одним из признаков развития системы специального образования, формирование новой модели комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи, с активным участием всех членов семьи (S-S) в реабилитационном процессе. 

    Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

Важнейшей составляющей процесса МСПП являются ранняя диагностика  и ранняя комплексная помощь, от эффективности организации которых  в определяющей степени зависят  предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Предупреждение  инвалидности – профилактика возникновения  физических, умственных, психических  и сенсорных дефектов или предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность.

Теоретическую базу программ ранней диагностики и  ранней педагогической помощи составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для активизации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах  ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов – «социального вывиха» – оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей.

Программы ранней помощи. В России имеется ряд методологических разработок отечественных ученых (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в ПМПК. В то время как в нашей стране система ранней диагностики и коррекции находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности. Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт – оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье, при условии, что родители включены в абилитационный процесс, организуемый службами ранней помощи: стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического обращения с ребенком в повседневной жизни. Таким образом, в семье создается специальная развивающая среда, а в случае необходимости в процесс вмешиваются консультанты и специалисты МППцентров. Подобный вид деятельности для отечественной практики образования является инновационным и предлагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса.

  

 Дошкольное  образование детей с ограниченными  возможностями.

Процесс становления  государственной системы специального образования в нашей стране начался  в 20-30 годы. К началу 70-хх была выстроена  достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при садах и детск.домах как общего, так и специального назначения.

В ходе становления  и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится системы спец.дошкольного образования.

Принципы построения спец-дошкольного образования:

Комплектование  учреждения по принципу ведущего отклонения в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, опроно-двигательного аппарата). Меньшая наполняемость групп (до 15 человек). Введение в штат специалистов-дефектологов, а также мед.персонала. Разработка специальных комплексных программ.

Перераспределение ряда занятий между воспитателями  и дефектологами.

Организация специальных  видов занятий (лечебная физкультура, развитие зрит.-слух- восприятия).

Долгое время  основным признаком советской системы  спец.образования были закрытость, изолированность, искусственная отчужденность воспитанников от сверстников и общества в целом, в спец.учреждения не принимались дети с комбинированными и комплексными отклонениями в развитии, не подлежали приему дети с диагнозом эпилепсия, шизофрения, умственной отсталостью, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, должны били обходиться своими силами, с ограниченным медиц.сопровождением.

Принятые в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» и  в 1995г. Федеральный закон «О внесении изменений…» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, изменили ряд организационно-правовых аспектов в специальном образовании.

ДОУ для детей  с отклонениями в развитии обеспечивает воспитание, обучение и уход за детьми в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ при наличии условия для коррекции, при согласии родителей (законных представителей), на основании заключения ПМПК. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возрасти.

Информация о работе Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж