Манипуляция и ее виды в педагогическом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:49, сочинение

Краткое описание

Эту тему я выбрала неслучайно, мой сын учится в школе и, общаясь с ним, пришла к тому, что общение с педагогами в школе строится не только на доверии, на и частично на манипуляции. Проблема изучения манипуляции в педагогическом процессе до сих пор остается актуальной. Манипуляция – это разновидность скрытого речевого воздействия, направленного на достижение собственных целей субъекта воздействия, которые не совпадают с намерениями или противоречат желаниям и интересам объекта воздействия, при этом осуществляется неосознаваемый со стороны объекта контроль над его сознанием с помощью искаженной, необъективной подачи информации, зафиксированной в тексте.

Файлы: 1 файл

Манипуляция и ее виды в педагогическом процессе.docx

— 17.57 Кб (Скачать)

Манипуляция и ее виды в педагогическом процессе.

ЭССЕ

По дисциплине «Методы  активного социально-психологического обучения»

Манипуляция и её виды в педагогическом процессе.

Эту тему я выбрала неслучайно, мой сын учится в школе и, общаясь  с ним, пришла к тому, что общение  с педагогами в школе строится не только на доверии, на и частично на манипуляции. Проблема изучения манипуляции в педагогическом процессе до сих пор остается актуальной. Манипуляция – это разновидность скрытого речевого воздействия, направленного на достижение собственных целей субъекта воздействия, которые не совпадают с намерениями или противоречат желаниям и интересам объекта воздействия, при этом осуществляется неосознаваемый со стороны объекта контроль над его сознанием с помощью искаженной, необъективной подачи информации, зафиксированной в тексте.

Манипуляция в педагогической коммуникации – это непременная часть школьного общения. Класс далеко не однороден по составу, перед учителем находятся дети с очень разными способностями и характерами.

Но работать необходимо со всеми, поэтому начинается тонкая психологическая  игра, в которой часто приходится использовать различные средства манипуляции. Конечно, самый распространенный способ – это оценочный: Кто ответит на этот вопрос – получит пятерку! или: Кто не выполнит это задание – тому поставлю два балла! Сама оценочная система предполагает подобную манипуляцию. Учитель может выбирать варианты внутри системы, используя очки, баллы, отметки, картинки, наклейки, рейтинговую систему, но только не выходить из нее.

Манипулирование – двусторонний процесс. Учащиеся, как показывает наблюдение, сами являются умелыми манипуляторами. Они тоже обращаются к педагогу, причем не реже, чем он к ним. Также ученики оценивают и уроки, и педагогов, только оценки демонстрируют своим учителям в виде отношения к учебе, школе и особенно к учителю, например: Вы мне обещали поставить сегодня пятерку! Ну и где же она? Я ведь старался, готовился к сегодняшнему уроку. Все выучил. Цель манипулятора – «прибрать к рукам» другого человека, помыкать им, но делать это настолько искусно, чтобы у того создалось впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.

Существует целый ряд  тактических приемов и хитростей, применяемых в педагогическом дискурсе:

1. Вопросы-капканы. Эти вопросы делятся на три группы:

– альтернатива: к этой группе относятся такие вопросы, при помощи которых оппонент максимально сужает ваш выбор, оставляя только один вариант, по принципу «или – или»;

– вымогательство: этими вопросами оппонент пытается получить как бы двойное преимущество. С одной стороны, он стремится убедить вас согласиться с ним, а с другой стороны, оставляет лишь одну возможность –

пассивно защищаться.

– контрвопросы: данный вид вопросов наиболее часто используется в ситуации, когда оппонент не может ничего противопоставить вашим аргументам или не хочет отвечать на конкретно поставленный вопрос.

2. Высокая скорость обсуждения. При общении используется быстрый темп речи, и воспринимающий доводы оппонент не в состоянии их «обработать». В этом случае быстро меняющийся поток мыслей просто сбивает с толку собеседника и вводит его в состояние дискомфорта.

3. Чтение мыслей на подозрение. Смысл уловки состоит в том, чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя всевозможные подозрения.

4. Повторение

5. Демонстрация обиды (например, преподаватель перестает разговаривать с учащимся, игнорирует его).

6. Лестные обороты речи. Особенность этой уловки состоит в том, чтобы, обсыпав оппонента лестью, намекнуть ему, как много он может выиграть или, напротив, проиграть, если будет упорствовать в своем несогласии.

7. Сведение аргумента к частному мнению. Цель этой уловки – обвинить оппонента в том, что приводимые им доводы в защиту своего тезиса или же для опровержения вашего утверждения есть не что иное, как всего-навсего личное мнение, которое, как и мнение любого другого человека, может быть ошибочным.

8. «Уход» от нежелательного обсуждения. Можно уйти от нежелательной дискуссии, прибегнув к пышной речи с яркими эпитетами и красноречивыми междометиями.

В педагогической коммуникации имеют место вербальная и невербальная манипуляции. Данные виды манипуляции  основываются на передаче информации. При вербальной манипуляции средством воздействия на собеседника служит речь манипулятора, т.е. все слова и звуки, произносимые им в ходе общения, например: Понимаете, что я говорю?/ Говорите по существу!

Невербальная манипуляция  осуществляется при помощи невербальных знаков, т.е. это позы, жесты, взгляды, мимика и т.д. Например, преподаватель игнорирует ученика, не разговаривает, не отвечает на вопросы, тем самым манипулирует им.

Анализируя теоретические и практические материалы возможно классифицировать виды манипуляции в педагогическом дискурсе. Среди них можно выделить:

1) воздействие силой (ситуация, когда преподаватель воздействует на учащихся угрожающе или требует чего-нибудь):

Замолчи, а то два поставлю! / Что ты шепчешь  себе под нос! / Книги все закрыли!

2) воздействие аргументацией (ситуация, когда преподаватель воздействует на учащихся логикой, т.е. использует поучительную лексику в речи, и тем самым манипулирует ими; преподаватель пытается достичь определенных результатов с помощью каких-либо условий):

Вам нужно это  выучить, потому что… / Если вы все сделаете, вам же будет легче! / Если вы хотите лучших результатов, вы должны…

3) воздействие авторитетом (ситуация, когда педагог ссылается на тех, кто является авторитетным).

Итак, манипулятивные тактики и приемы в педагогическом дискурсе используются для вовлечения учащихся в учебную работу, которая совсем незначима и неактуальна для них. В данном случае все зависит от цели, которая преследуется педагогом, и от конкретной ситуации. Я считаю, что если эта цель оправдана по отношению к ученикам, то такой элемент педагогической техники, как манипуляция, безусловно, имеет право на существование.

 


Информация о работе Манипуляция и ее виды в педагогическом процессе