В последнее
время проблема развития, обучения и воспитания
детей дошкольного возраста становится
особенно значимой. Значительно возросло
количество детей с различными речевыми
нарушениями. Не углубляясь в причины
проблемы, следует отметить, что нарушения
речи в разной степени отражаются на формировании
личности детей, влияют на их физическое
и умственное развитие.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем
детстве темпы речевого развития значительно
выше, чем в последующие годы жизни. Если
к концу первого года жизни словарь ребенка
составляет в норме 8-10 слов, то в три года
– до 1 тысячи слов.
На третьем
году жизни ребенка речь становится доминирующей
линией развития. Быстро пополняется словарь,
качественно улучшается умение строить
предложения, совершенствуется звуковая
сторона речи. Речь служит средством общения
и саморегуляции поведения.
Успешное развитие
речи в дошкольном возрасте имеет решающее
значение, и от этого зависит адаптация
ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением
устной речи при поступлении в школу испытывают
определенные трудности в овладении письмом
и чтением. Таким детям следует вовремя
оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения
к началу обучения в школе.
Работая с детьми, имеющими
нарушения речевой функции, используются
различные методы и приемы. Сегодня, помимо
традиционных логопедических занятий
по исправлению звукопроизношения, коррекции
нарушений в лексико–грамматическом
оформлении речевого высказывания и другие,
все чаще используется такой эффективный
метод преодоления речевых нарушений,
как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.
Это форма активной терапии, целью
которой является преодоление речевых
нарушений путем развития двигательной
сферы ребенка в сочетании со словом и
музыкой.
Такую форму активной терапии,
как логоритмика, я начала осуществлять
впервые в 2007-2008 учебном году. Свою работу
я начала с изучения методических рекомендации
и обширного практического материала
многих авторов, занимающихся логоритмикой
(М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева,
О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)
Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по
законам ритма. Смена времен года, день
и ночь, сердечный ритм и многое другое
подчинено определенному ритму. Любые
ритмические движения активизируют деятельность
мозга человека. Поэтому с самого раннего
детства рекомендуется заниматься развитием
чувства ритма в доступной для дошкольников
форме – ритмических упражнениях и играх.
Система ритмического воспитания
получила большое распространение
в странах Европы в начале ХХ века.
Логопедическая ритмика занимает особое
место в системе комплексного
метода коррекционной работы с дошкольниками
и служит цели нормализации двигательных
функций и речи, в том числе
дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной
стороны речи.
Логоритмические занятия –
это методика, опирающаяся на связь слова,
музыки и движения и включают в себя пальчиковые,
речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные
игры. Взаимоотношения указанных компонентов
могут быть разнообразными, с преобладанием
одного из них.
На занятиях соблюдаются основные
педагогические принципы – последовательность,
постепенное усложнение и повторяемость
материала, отрабатывается ритмическая
структура слова, и четкое произношение
доступных по возрасту звуков, обогащается
словарь детей.
В системе логоритмической
работы с детьми дошкольного возраста
можно выделить два направления: воздействие
на неречевые и на речевые процессы.
Основными задачами логоритмического воздействия
являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
К проведению логоритмического
занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные
требования.
- Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
- Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
- Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
- Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
- Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
- В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Логоритмическое занятие включает
в себя следующие элементы:
Пальчиковая гимнастика, песни
и
стихи, сопровождаемые
движением рук. |
|
Развитие мелкой
моторики, плавности и
выразительности речи, речевого
слуха и
речевой памяти. |
Музыкальные и музыкально-ритмические
игры с музыкальными инструментами. |
|
Развитие речи, внимания,
умения
ориентироваться в пространстве.
Развитие чувства ритма. |
Логопедическая (артикуляционная)
гимнастика, вокально-артикуляционные
упражнения. |
|
Укрепление мышц органов
артикуляции,
развитие их подвижности.
Развитие певческих данных. |
Чистоговорки для автоматизации
и
дифференциации звуков,
фонопедические упражнения. |
|
Коррекция звукопроизношения,
укрепление гортани и
привитие
навыков речевого дыхания. |
Упражнения на развитие мимических
мышц. Коммуникативные игры и танцы. |
|
Развитие эмоциональной
сферы,
ассоциативно-образного
мышления,
выразительности невербальных
средств
общения, позитивного самоощущения. |
Упражнения на
развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям. |
|
Развитие мышечно-двигательной
и
координационной сферы. |
Упражнение на развитие словотворчества. |
|
Расширение активного
запаса детей. |
|
|
В структуру занятия не всегда
включают все перечисленные элементы.
Последовательность коррекционной работы
варьируется в соответствии с характером
речевых нарушений, индивидуальных и возрастных
особенностей детей.
Упражнения
логопедической гимнастикой рекомендуется
выполнять сидя: такое положение обеспечивает
прямую осанку, общее расслабление мышц
тела. В артикуляционную гимнастику обычно
включают статические и динамические
упражнения для языка и губ. Дозировку
повторений одних и тех же упражнений
определяю с учетом характера и тяжести
речевого нарушения. Детям, которым не
удается овладеть артикуляционными навыками,
оказываю целенаправленную индивидуальную
помощь.
Большое значение на логоритмических
занятиях имеет музыка, поэтому в этой
работе важна тесная связь с музыкальным
руководителем. Дети выполняют движения
под музыкальное сопровождение с четко
выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется
постоянный контроль за точностью их выполнения.
Амплитуда и темп упражнений согласовывается
с динамикой звучания музыки.
Пальчиковые игры и речедвигательные
упражнения на занятиях логоритмики мы
также проводим совместно с музыкальным
руководителем под музыкальное сопровождение.
Главной задачей этих игр является ритмическое
исполнение стихотворного текста, согласованное
с движениями.
Упражнения мы разучиваем
поэтапно: сначала движения, затем
текст, потом все вместе. Овладение
двигательными навыками, разучивание
стихотворений и песен с движениями,
пальчиковых игр должно проходить
без излишней дидактики, ненавязчиво,
в игровой форме.
При работе над дыханием
обращают особое внимание на развитие
продолжительного, равномерного выдоха
у детей. Хорошо развивает продолжительность
выдоха и мелодико-интонационную сторону
речи пение. И здесь тоже необходима помощь
музыкального руководителя. Подбираются
эмоционально-выразительные, образные
песни с доступным текстом, фразы в которых
должны быть короткими.
В занятия логоритмики обязательно
включаются коммуникативные игры и танцы.
Разучивание танцевальных движений также
проходить поэтапно. Большая их часть
построена на жестах и движениях, выражающих
дружелюбие, открытое отношение людей
друг к другу, что дает детям положительные
и радостные эмоции. Тактильный контакт,
осуществляемый в танце, еще более способствует
развитию доброжелательных отношений
между детьми и тем самым нормализации
социального климата в детской группе.
Игры с выбором участника или приглашением
позволяют задействовать малоактивных
детей. При отборе игр обязательно учитываю
то, чтобы их правила были доступны и понятны
детям. В коммуникативных танцах и играх
не оценивают качество выполнения движений,
что позволяет ребенку раскрепоститься
и наделяет смыслом сам процесс его участия
в танце-игре.
Я считаю, самое важное –
это координированная работа всех этих
составляющих. Только тогда речь будет
красивой, звучной и выразительной.
Поэтому на занятиях по логоритмике
отрабатывают не только технику дыхания,
голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их
слаженность. На занятиях связь речи с
музыкой и движением кроме развития мышечного
аппарата и голосовых данных ребенка позволяет
развивать детские эмоции и повышает интерес
ребенка к занятиям, пробуждает его мысль
и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике,
это то, что они групповые. Это помогает
ребенку научиться работать в детском
коллективе, находить с ним общий язык
и учиться с ним активно взаимодействовать.
Одно из необходимых условие
для получения хороших результатов
- взаимодействие всех педагогов и
родителей. Песенный и танцевальный
репертуар разучивается на музыкальных
занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры,
динамические паузы воспитатель, дефектолог
и психолог могут использовать на своих
занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю
родителям в качестве рекомендаций для
закрепления дома.
Учитывая принципы систематичности
и последовательности, я разработала
перспективное и тематическое планирование
с учетом возраста и речевых нарушений
детей. Составленный мной перспективный
план, предполагает последовательное
усложнение тем и задач занятий,
конечным результатом которого является
выполнение детьми упражнений в полном
объеме, в заданном темпе и в
соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня
слухо-зрительно-двигательной координации.
В практическую работу по использованию
логоритмики включились все логопеды
нашего детского сада. При совместной
работе творческой группы логопедов и
музыкального руководителя в разработке
тематического планирование были выбраны
темы занятий. Содержание занятий изменялось
по мере поэтапного усложнения речевого
материала, ритмических игр.
При составлении тематического
плана выделяю следующие направления
работы:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
- развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики
При разработке любого логоритмического
занятия учитывается главный принцип
достижения эффективности в работе –
индивидуальный подход к каждому ребенку,
учитывающий его возрастные, псохофизиологические
и речевые возможности. А также для более
успешного проведения занятий выполняю
психолого- педагогические условия: создание
благоприятной психологической атмосферы,
постоянное привлечение внимания детей
и пробуждение у них интереса к выполнению
упражнений. Важно правильно организовать
общение с детьми. Доброжелательное, внимательное
отношение к каждому ребенку – это залог
успешной работы.
Я считаю, что логопедическая
ритмика полезна всем детям, имеющим
проблемы становления речевой функции,
в том числе, задержки речевого развития,
нарушения звукопроизношения, заикание
и др. Очень важна логопедическая
ритмика для детей с так
называемым речевым негативизмом, так
как занятия создают положительный эмоциональный
настрой к речи, мотивацию к выполнению
логопедических упражнений и т.д. В результате
использования логоритмики к концу учебного
года у детей прослеживается положительная
динамика речевого развития. Практика
показала, что регулярные занятия логоритмикой
способствуют нормализации речи ребенка
вне зависимости от вида речевого нарушения,
формируют положительный эмоциональный
настрой, учит общению со сверстниками
и многое другое.
Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником
красивой речи для детей!
Конспект логоритмического занятия
по теме: “Домок - теремок” |