Контрольная работа по «Педагогике»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Современные модели организации обучения можно разделить на две группы: к первой относятся те, в основе которых лежат педагогические конструкции (цели - идеалы), ко второй – те, которые построены на новых возможностях дидактических средств обучения. Поворот российского образования к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к построению различных моделей обучения, направленных на развитие сущностных сил человека.

Оглавление

Современные модели обучения: сущность, классификация 3-4
Разработать фрагмент урока с использованием какого-либо проблемной задачи 5-9
Роль мультимедиа в повышении эффективности процесса
обучения 10-18
Приведите историческую справку о таких формах организации учебной деятельности как зачет и экзамен 18-21
Использованная литература

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

       Примеры проблемных ситуаций. 1. «Князь  Владимир Святославович начал  свое правление с убийства  своего брата Ярополка. Жизнь  его была полной многочисленных  преступлений и грехов. Летопись  говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован». 2. «Николай Второй часто повторял, что в связи с тем, что день его рождения приходится на день святого мученика Иовы, ему в жизни придется пройти через большое количество страданий. И на самом деле, его постоянно преследовали несчастья: Ходынской поле, революции, мировая война и т.д. Современники прозвали его Кровавым, а современное общество и церковь возвели его и его семью в ранг святых мучеников».

       Проблемное обучение не применяю  при изучении изобилующего фактами  или нового сложного для учеников  материала или при недостатке  времени на уроке. Он не приведет  к успеху и при слабом контакте  учителя с учениками. 

       Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы.

       Конечно, использование проблемного метода обучения в значительной мере зависит от наличия проблемных вопросов и задач. Часть из них можно найти в публикациях. Однако в отдельных задачниках, во-первых, не все задачи носят проблемный характер, во-вторых, на них даны сформулированные авторами ответы, что лишает учителя возможности самому подумать и поразмышлять над проблемой, прежде чем выносить её на обсуждение.

       Учителям, взявшим данный метод  на вооружение, необходимо освоить  технологию разработки проблемных  вопросов и задач и самостоятельно разрабатывать их. Я  предлагаю. Методика процесса такова:

    1. Берётся важное историческое  положение (факт, событие, идея), соответствующее  программе курса и выносимое  на обсуждение учащихся.

    2. Осуществляется поиск альтернативного  ему положения (факта, события, идеи), содержащего противоречие (учебное, кажущееся, реальное) в сопоставлении с первым.

    3. На основе обоих положений  формулируется проблемная задача  или вопрос.

       Разрабатывая проблемные вопросы  и задачи, надо избегать не  имеющих отношения к школьному курсу истории тем, даже если они привлекательны, остры и т.п.

       Несмотря на очевидность пользы  от использования проблемного  метода обучения, как и у любого  нового дела, часть учителей истории  его не жалует. Одни – потому  что его использование требует дополнительного времени и труда, другие – потому что не хотят сходить с привычной, годами, а то и десятилетиями накатанной методической колеи, третьи – просто не понимают или не умеют это делать. Причём все находят своему отношению к проблемному методу обоснование. «От историков ждут рассказа, почему случилось так, а не иначе, - утверждает, например, профессор А.К.Соколов. – Именно поэтому история выступает как текст, как повествование, как рассказ. В этом состоит её отличие от других от других наук».

       Постоянная постановка перед  ребенком проблемных ситуаций  приводит к тому, что он не  «пасует» перед проблемами, а  стремится их разрешить, тем  самым мы имеем дело с творческой  личностью всегда способной к  поиску. Тем самым, войдя в жизнь,  ребенок будет более защищен от стрессов.

3. Роль мультимедиа  в повышении эффективности  учебного процесса.

 

    Технологическая революция и возникновение постиндустриального  общества привели к тому, что к  человеку стали предъявляться новые  функциональные требования: работник теперь должен не только хорошо выполнять функциональные обязанности, но и уметь проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Таким образом, существует реальная потребность в использовании мультимедиа в общеобразовательной школе.

      Итак, рассмотрим какую роль, играет мультимедиа в повышении эффективности учебного процесса:

    1 Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе школы. Одной из задач школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое отражение в том, что наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности.

    Под термином мультимедиа следует понимать компьютерное дидактическое средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной), обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемонических процессов, позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению, как педагогических целей обучения, так и целей развития.

    Технология  мультимедиа позволяет реализовать  большинство методов обучения, способно во многих случаях усовершенствовать  или даже частично заменить в учебном процессе такие классические методы обучения, как метод устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного и практического обучения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы. Многие известные педагоги и психологи указывали на то, что для повышения эффективности обучения методы устного изложения должны сочетаться с наглядными и практическими методами, а также с методами активизации восприятия.

    Педагогические  возможности средств мультимедиа определяются не простым суммированием возможностей компьютерной техники и технологий, в них входящих. Увеличение педагогических возможностей отдельных составляющих средств мультимедиа, которые взаимно развивают и дополняют друг друга, приводит к переходу количества этих возможностей в качества.

    Информация  в мультимедиа программах передается с помощью трех средств - графики, аудио и видео. При этом возможно достижение максимальной информационной наполняемости как отдельных  элементов визуального ряда, так и их совокупности. С помощью компьютерной графики появляется возможность максимально реализовать эстетические законы структурирования формы таким образом, что создаются изображения, представляющие собой интеграцию научного (содержание) и эстетического (форма) компонентов, восприятие которых требует минимума усилий от обучающихся.

    Технические возможности любого средства сами по себе не могут оказывать воздействие  на учебную деятельность ученика, следовательно, необходимо установить соотношение  между возможностями и «ограничениями» как обучающегося, так и самого технического средства. Эффективность дидактического средства зависит от степени его гибкости, то есть способности соответствовать потребностям и характеристикам различных групп обучающихся, а также различным образовательным контекстам. Так многочисленные исследования показали, что необходимо учитывать индивидуальные способности восприятия графики и анимации. Для повышения уровня восприятия материала одним ученикам достаточно графического сопровождения, а другим необходима анимация динамики изучаемого процесса. В работах зарубежных исследователей также выявлена зависимость уровня опорных знаний и качества восприятия различных форм наглядной фиксации учебного материала. 1

    Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание школьников к содержанию излагаемого  преподавателем учебного материала  и повышает интерес к новой  теме. Обучение становится занимательным  и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном процессе. Преподаватель эффективнее использует учебное время, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.

    Эффективность применения интерактивного урока в  ходе преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в  виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями  дисциплин технического профиля.

    Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

    Создание  любого компьютерного приложения, а  особенно курса мультимедиа-лекций сегодня не мыслится без тщательно  продуманного плана разработки. В настоящее время существует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающих систем. Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов.

 
 

    1. Педагогический дизайн мультимедийного урока

    Педагогический  дизайн - приведенное в систему использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов.

    Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность той или иной разработки. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.

    Подготовка  подобных уроков требует еще более  тщательной подготовки, чем в обычном  режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока - в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

    Вполне  очевидно, что степень и время  мультимедийной поддержки урока  могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. Ничего удивительного не будет в том, что подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее. Но урок - мини-технология предполагает существенное уменьшение «педагогического брака».

    При проектировании будущего мультимедийного  урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

    - для изучения нового материала,  предъявления новой информации;

    - для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

    - для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

    - для обобщения, систематизации  знаний. 2

    Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий  эффект урока, чтобы проведение мультимедийного  урока не стало просто данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, учителю необходимо подобрать формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники.

    Мультимедийный  урок может достичь максимального  обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

    Дидактическая единица состоит из одного или нескольких фреймов.

    Фрейм - минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Набор связанных по смыслу и логике фреймов составляет дидактическую единицу. 310

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогике»