Контрольная работа по «Педагогике»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Современные модели организации обучения можно разделить на две группы: к первой относятся те, в основе которых лежат педагогические конструкции (цели - идеалы), ко второй – те, которые построены на новых возможностях дидактических средств обучения. Поворот российского образования к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к построению различных моделей обучения, направленных на развитие сущностных сил человека.

Оглавление

Современные модели обучения: сущность, классификация 3-4
Разработать фрагмент урока с использованием какого-либо проблемной задачи 5-9
Роль мультимедиа в повышении эффективности процесса
обучения 10-18
Приведите историческую справку о таких формах организации учебной деятельности как зачет и экзамен 18-21
Использованная литература

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

  Федеральное агентство по образованию

Российский  государственный профессионально-педагогический университет 
 
 

  
 
 

Контрольная работа 

По дисциплине «Педагогика»

Вариант №10 
 
 
 
 
 
 

)           

Дата сдачи  работы:                                          Работу выполнил:

         «    »                     2011г.                          Сафиев Вадим Нурисламович

Работу принял:                                                 студент группы ЗЮ-312

                /                                                          Работу проверил:

   (подпись)           (расшифровка)                                                                                  /                      .

                                                                                            (подпись)            (расшифровка 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011 
 

Содержание

 
  1. Современные модели обучения: сущность, классификация                 3-4
  2. Разработать фрагмент урока с использованием какого-либо проблемной задачи                                                                                                          5-9 
  3. Роль мультимедиа в повышении эффективности процесса

     обучения                                                                                                    10-18

  1. Приведите историческую справку о таких формах организации учебной деятельности как зачет и экзамен                                                           18-21
  2. Использованная литература                                                                     22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Современные модели  обучения: сущность, классификация.

 

    Модель  обучения – систематизированный  комплекс основных закономерностей  ученика и преподавателя при  осуществлении обучения, подразделяется на два вида моделей – педагогические и андрагогические.

    Современные модели организации обучения можно  разделить на две группы: к первой относятся те, в основе которых  лежат педагогические конструкции (цели - идеалы), ко второй – те, которые  построены на новых возможностях дидактических средств обучения. Поворот российского образования к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к построению различных моделей обучения, направленных на развитие сущностных сил человека.

      Современная модель обучения  отражает психологические закономерности  организации и осуществления  процесса образования, обучающихся  разного возраста и в разных  условиях.

      Наиболее употребительной в педагогической  практике считается классификация по характеру и содержанию противоречий в учебной проблеме:

     1. несоответствие между имеющимися  у учащихся знаниями и новой  информацией; 

     2. многообразие выбора единственного  правильного или оптимального  варианта решения; 

     3. новые практические условия использования учащимися уже имеющихся у него знаний;

     4. противоречие между теоретически  возможным путем решения задачи  и его практической неосуществимостью  или целесообразностью; 

     5. отсутствие теоретического обоснования  практически достигнутого результата.   

      Классификация современных моделей  обучения свидетельствуют о вариативности  организации и осуществления  процесса образования, о возможности  учета особенностей развития  индивидуальности обучающегося, условий,  в которых протекает процесс  образования; модель образования как государственно-ведомственной организации, модель развивающего образования, традиционная модель образования, рационалистическая, феноменологическая, неинституциональная.

      Известно, что система изменяет  свои свойства, если изменяются её элементы. Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели. От того, какие ставятся цели, зависит сущность самого процесса обучения. Модели обучения постоянно видоизменяются и сейчас проблемно – развивающий процесс обучения мы уже относим к традиционному его типу. Традиционный процесс обучения в настоящее время осуществляется в виде педагогической или андрагогической модели.

      Когда мы говорим о модели  обучения, мы имеем в виду систематизированный  комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, конечно, же необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы.

      Описание способов изменения  образовательного процесса (включая  рассмотрение действующих моделей) в начальной школе (система оценивания, формы организации учебных занятий, индивидуализация образовательных программ и т. д.), направлено на:

      ·        поддержание  образовательной инициативы ребенка; 

      ·        обучение навыкам  общения, сотрудничества;

      ·        расширения  опыта самостоятельного выбора;

      ·        формирование  учебной самостоятельности.

    Итак, под моделью мы понимаем описание целостного образа компетентностно  – ориентированного образовательного процесса. В модели заданы ключевые характеристики образовательного процесса, которые далее иллюстрируются на конкретных примерах.

 

    2. Разработать фрагмент  урока с использованием, какого – л  ибо способа создание  проблемной задачи.

       Повысить качество обучения, пробудить  интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика – таковы задачи школы сегодня.

       Одним из средств, обеспечивающих  высокий уровень мыслительной, эмоциональной  и поведенческой активности учащихся, как мне представляется, является  проблемное обучение.

       Начальным моментом мыслительного  процесса обычно служит проблемная  ситуация. Мыслить человек начинает  тогда, когда у него появляется  потребность что-то понять. Мышление  всегда начинается с проблемы  или вопроса, с удивления или  недоумения, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

       Элементы проблемности нужно включать почти во все уроки. Перед изучением нового материала нужно ставить интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового. На проблемных уроках, изучение содержания урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Для учащихся готовлю изложение теоретических сведений и скрытой форме, опуская сущность фактов и их связей. Начиная изучение нового, нужно выдвигать проблему, дать учебный материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее «переоткрыть», например: определить, и чем заключалась прогрессивность экономической политики правительства Петра I.

       Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос хороший ответ  дал Н.Г. Дайри: обучение является  проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения». Каким же образом создается проблемная ситуация? Это может быть противоречие, содержащееся в учебном материале, или введение с урок фрагмента документа противоречивого характера, или изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос. То, что учитель излагает проблемно, ученики должны с помощью ранее приобретенных знаний выделить из фактов и сформулировать решение проблемы самостоятельно.

       Использую факты, идеи, вызывающие  удивление, кажущиеся парадоксальными,  поражающие своей неожиданностью. Например: 1.Почему с провозглашением  "нового политического мышления”  СССР быстро потерял своих  союзников? 2.Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал "Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) "Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?

       Необходимо создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например: 1.По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси? 2.Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола? Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.

       Например: В истории известен  факт, что отец Владимира Мономаха  знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха  и какие это могли быть языки? 

       Также нежно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Например: 1.В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища? 2.В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?

        Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

       Однако проблемное обучение не  ограничивается созданием проблемной  ситуации. Основу проблемного обучения  составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.

       Вот некоторые примеры проблемных задач по теме: "Эпоха Петра I”.

    1. Церковь объявила Петра антихристом,  так как он повелел снимать  колокола?

    2. Крестьяне часто жаловались на  голод и налоги, на опустошение  деревень, наборы ремесленников,  которых отправляли в Воронеж  для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I?

    3. Петр I сказал, что он правит страной  во имя "общего блага”. Правильно  ли это? 

    4. Петр I проводил свои реформы в  интересах господствующего класса  феодалов. Почему же он встречал  сопротивление представителей и  целых групп этого класса?

       Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков: 1.Иван IV – тиран или реформатор? 2.Петр I – антихрист или православный русский царь? 3."Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин) 4.Триумф и трагедия победителей. (1945–1953 гг.) 5.От "горячей войны” к "холодной”. 6.М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогике»