Контрольная работа по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

1. Методы педагогического исследования – способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
2. Формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся, не являются чем-то взятым из головы одного профессора, а представляют собой крапотливые наработки, сложенные множествами поколениями педагогов и их деятельности.
3. Согласно теории отечественных педагогов, полноценное формирование личности может происходить только в коллективе. Поэтому он является основой для воспитания и обучения.

Оглавление

Вопрос 1 Характеристика теоретических и математико-статических методов педагогического исследования…………………………………………………3-8
Вывод по первому вопросу…………………………………………………….8
Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся………………………………………………………………………...9-15
2.1 Особенности применения методов контроля и оценки на занятиях по физической культуре…………………………………………………………...15-17
Вывод по второму вопросу……………………………………………………17-18
Вопрос 3 Понятие о коллективе и его роли в формировании и развитии личности…………………………………………………………………………18-20
Вывод по третьему вопросу…………………………………………………...20
Список использованных источников………………………………………….21

Файлы: 1 файл

педагогика1.docx

— 59.06 Кб (Скачать)

 

Кроссворд

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них  составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них  рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку  не дает возможности проверить глубину  понимания изученного материала.

 

Викторина

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые  обучаемые дают ответы. Далее следует  серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно  оцениваются учителем.

 

Особенности применения методов  контроля и оценки на занятиях по физической культуре.

 

Здесь центральное место в педагогическом контроле занимает двигательная деятельность. Она контролируется по трем направлениям:

- формирование и совершенствование  двигательных умений и навыков;

- воспитание физических качеств;

- изменение состояния организма.

Педагогический контроль на уроках преимущественно состоит в проверке и оценке вышеперечисленных факторов у учащихся.

Проверка и оценка двигательных умений и навыков, полученных на уроках.

Степень освоения двигательных действий контролируется в объеме изучаемых  требований, т.е. с учетом особенностей этапа обучения. Средством контроля являются изучаемые физические упражнения. На этапе разучивания техника  упражнений может проверяться также  посредством выполнения отдельных  элементов или структурно схожих подводящих упражнений, выполняемых  в облегченных условиях. На этапе  углубленного разучивания контролируется техника навыка в стандартных  условиях выполнения. На 3-ем этапе совершенствования (умения 2-го порядка) техника оценивается  в изменяющихся условиях, во взаимосвязи  с количественными результатами (при значительных физических напряжениях), в соревновательной обстановке, т.е. в усложненных условиях.

Степень освоения двигательных действий определяется по 10-балльной системе с учетом характера и количества ошибок:

Проверка и оценка уровня развития физических качеств.

Основным средством определения  уровня развития качеств являются физические упражнения (тесты). Могут применяться  ТСО: динамометры, тренажеры. Тесты, применяемые  для контроля, можно разделить  на 2 группы:

1) ФУ, входящие в содержание программы  и поддающиеся стандартизации;

2) ФУ для контроля тех физических  качеств, которые не могут быть  определены упражнениями I-й группы (прыжок в длину или в высоту  с места).

Проверка проводится в одинаковых условиях для всех учеников. Для  повышения объективности оценки данного качества лучше использовать одно ФУ. Чаще следует проверять  те физические качества, которые в  большей мере изменяются. В течение  четверти целесообразно ежемесячно контролировать неспецифичные физические качества для раздела, а специфичные - на стыке с последующим разделом.

Требования к тестам:

- простота (по биомеханической  структуре);

- оперативность (min времени на выполнение и обработку);

- надежность (высокая степень совпадения результатов при повторном тестировании)

- информативность (“валидность” - достаточная степень точности измеряемого качества);

- стабильность (воспроизводимость результатов через некоторое время).

Тесты, как правило, органически  связаны с содержанием урока. Методика контроля обеспечивает объективность  результатов. Основной метод контроля ФУ у учеников - соревновательный (проведение контрольных испытаний). Могут применяться  и другие методы (динамометрия, градуирование).

Сравнение результатов тестирования предварительного, текущего, этапного и итогового контроля с нормативами  школьной программы позволяет судить о степени решения учебных  задач в соответствующем периоде.

К о н т р о л ь   ф у н к ц и о н а л ь н о г о   с о с т о я н и я    у ч а щ и х с я.

Контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся учитель проводит по ряду частных  и комплексных признаков. Он включает:

1) контроль внешних объективных  признаков состояния учеников, выражающихся  в проявлениях работоспособности,  их поведении и внешнем виде. Методы контроля - общепедагогические, визуальные;

2) самооценку учениками своего  состояния (самочувствия, настроения, готовности к действию). Методы  контроля - общепедагогические, словесно-описательные;

3) контроль динамики функционального  состояния по интегральному показателю - величине ЧСС.

По совокупности этих показателей  контролируют изменения исходного  состояния занимающихся, оценивая одновременно и эффект занятий.

В заключение рассмотрим еще одну форму контроля двигательной деятельности - физкультурный самоконтроль. Частично его затронули, говоря о самооценке состояния занимающихся, но содержание его гораздо шире и охватывает не только урок. При объективном проведении физкультурный самоконтроль служит источником информации для педагогического контроля. В процессе занятий ФУ он включает также: контролирование своих движений и “прочувствование” двигательных действий, самооценку тренировочных нагрузок. При индивидуальных занятиях физкультурный самоконтроль становится основной формой контроля и условием его эффективности.

В интервалах между занятиями самоконтроль должен быть ориентирован на самооценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия. Он является источником информации для педагогического  контроля о готовности к предстоящему занятию. Основной формой учета данных самоконтроля является ведение дневника, который в свою очередь требует  от занимающихся определенного минимума специально-образовательных знаний, умений и навыков.

В дневнике самоконтроля ежедневно  отмечают:

- общее самочувствие;

- характер сна;

- степень утомляемости;

- желание заниматься ФК и С;

- физическую нагрузку (физические  упражнения и длительность их  выполнения);

- реакцию организма (преимущественно  по ЧСС);

- еженедельно подсчитывается объем  каждого вида самостоятельных  занятий.

В дневник также заносятся данные врачебно-медицинского осмотра: вес  и рост, окружность грудной клетки и спирометрия, сила рук и становая сила, тесты ОФП:

- бег на короткие дистанции  (30-100 м);

- бег на длинные дистанции  (1-3 км);

- силовые упражнения (подтягивание  или сгибание-разгибание рук в  упоре);

- прыжок в длину с места.

Необходимым методическим условием высокого качества самоконтроля является сравнительный  анализ объективных и субъективных оценок индивидуального состояния, изучение динамики индивидуального  состояния в зависимости от особенностей режима жизни. Сравнение данных поэтапного контроля позволяет сделать вывод  о состоянии здоровья и уровне физической подготовленности. Самоконтроль является и фактором самовоспитания личностных качеств.

Вышеизложенное позволяет рассматривать физкультурный самоконтроль как компонент системы контроля в ФВ.

 

Вывод по второму вопросу.

Как видно из всего вышенаписканного- виды, формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся, не являются чем-то взятым из головы одного профессора, а представляют собой крапотливые наработки, сложенные множествами поколениями педагогов и их деятельности. Каждое новое поколение даёт всё более новые и совершенные методы оценки и контроля, но совершенству предела нет. Будут новые и более совершенные. Особую сложность представляет собой оценка и методы контроля физической подготовки в силу высокой здесь индивидуальности физического развития и психологического момента волевых качеств обучаемого.

 

 

Вопрос 3

Коллектив (от лат. collectifious -- собирательный) представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которого нет. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. Согласно такому определению различают трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и другие коллективы. В течение своей жизни человек может одновременно являться членом нескольких коллективов.

 

В наиболее широком смысле коллективом называют группу людей, объединенных общими целями и задачами, достигших в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных  отношений, опосредованных не только совместной деятельностью, но также и ценностными  ориентациями.

       Основные функции коллектива:

 

Организационная - заключается в том, что коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью.

 

Воспитательная - проявляется в том, что коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений.

 

Стимулирующая - состоит в том, что коллектив регулирует поведение своих участников, их взаимоотношения.

 

Вышеназванные признаки присущи только развитому  коллективу, и только развитый коллектив  может успешно выполнять свои социальные функции.

 

Роль  коллектива в развитии личности.

    

Одним из основных принципов реализации теории коллектива в педагогике является принцип  формирования личности в коллективе. Данный принцип был разработан основоположниками  советской педагогики Н.К. Крупской и А.В. Луначарским. Он провозглашает  основной целью коллектива «всестороннее  развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально» .

 

Согласно  данной теории, роль коллектива в развитии личности проявляется в следующих  моментах:

 

    • Коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта, поскольку только в школьном коллективе его освоение специально планируется и направляется.

 

    • Коллектив обеспечивает воспитаннику возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в нем формируются самооценка, уровень притязаний и самоуважение.

 

    • В коллективе формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации, гражданская позиция воспитанника.

 

    • Трудовая деятельность в условиях коллектива стимулирует проявление ответственности за результаты труда.

 

    • Коллективная деятельность открывает возможности для реализации и развития физического и творческого потенциала воспитанников, их эмоционального развития.

 

    • Коллектив играет очень важную роль в жизни каждого воспитанника. В нем также удовлетворяются естественные потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек может обрести поддержку и защиту, а также признание своих достижений и успехов.

 

    • Коллектив способен изменять человека. Поскольку ему приходится учиться и жить в окружении других людей, он вынужден приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству.

 

    • В соответствии с психологической концепцией персонализации, каждому человеку присущи потребность и способность быть личностью. Потребность означает, что человеку необходимо быть в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своей деятельностью преобразования их смысловой сферы. Способность подразумевает совокупность индивидуальных особенностей и средств, обеспечивающих удовлетворения потребности быть личностью.

 

    • Становление личности невозможно вне коллектива, поскольку ее стержневым образованием является самооценка, основанная в значительной степени на оценках, которые дают человеку другие люди. Поэтому, исходя из вышеизложенных фактов, влияние коллектива на личность не вызывает сомнений.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"