Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 21:26, контрольная работа
1. Методы педагогического исследования – способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
2. Формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся, не являются чем-то взятым из головы одного профессора, а представляют собой крапотливые наработки, сложенные множествами поколениями педагогов и их деятельности.
3. Согласно теории отечественных педагогов, полноценное формирование личности может происходить только в коллективе. Поэтому он является основой для воспитания и обучения.
Вопрос 1 Характеристика теоретических и математико-статических методов педагогического исследования…………………………………………………3-8
Вывод по первому вопросу…………………………………………………….8
Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся………………………………………………………………………...9-15
2.1 Особенности применения методов контроля и оценки на занятиях по физической культуре…………………………………………………………...15-17
Вывод по второму вопросу……………………………………………………17-18
Вопрос 3 Понятие о коллективе и его роли в формировании и развитии личности…………………………………………………………………………18-20
Вывод по третьему вопросу…………………………………………………...20
Список использованных источников………………………………………….21
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по педагогике
Выполнил студент 3-его курса
заочного отделения
факультета ОФКиТ гр. 037
Муровей Виталий Мифодиевич
Домашний адрес:
Минская обл. г. Березино
223311 ул. Победы 55/27
Минск 2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вопрос 1
Характеристика теоретических и математико-статических
методов педагогического исследования………………………………………………
Вывод по первому вопросу…………………………………………………….8
Вопрос 2
Виды, формы и методы контроля и оценки
учебной деятельности учащихся…………………………………………………………
2.1 Особенности
применения методов контроля
и оценки на занятиях по
физической культуре……………………………
Вывод по второму
вопросу……………………………………………………17-
Вопрос 3
Понятие о коллективе и его роли в формировании
и развитии личности…………………………………………………………
Вывод по третьему
вопросу…………………………………………………...
Список использованных источников………………………………………….21
Вопрос 1
Методы педагогического исследования – способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Классификации методов педагогического исследования
Существует несколько классификаций методов педагогического исследования. В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются:
К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:
К конкретно-научным
(конкретно-педагогическим)
Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Это теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование и др.
Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла - фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.
К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка и т. д.), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и т. п.), а также педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы. Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
Наиболее
распространенными
Статистические методы применяются при обработке массового материала – определения средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы – показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин – дисперсии, коэффициента вариации и др.
Любое
исследование начинается с ознакомления
исследователя с тем, как интересующая
его научная проблема разработана в научной
литературе. Для этого он изучает труды
классиков педагогики и смежных с ней
наук, историко-педагогические работы
и документы; современные труды по педагогике
и смежным с ней наукам, касающиеся определенной
проблемы; периодическую педагогическую
печать, справочную педагогическую литературу;
учебники и методические пособия и т. д.
При этом, исследователь осуществляет
методы сравнительно-
Метод моделирования – наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т. п.
Изучение литературы и умение работать с ней:
Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию - список отобранных для изучения источников, который необходимо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями.
Работая с литературой, исследователь осуществляет аннотирование – краткое, лаконичное изложение основного содержания источника; цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в источнике (цитата должна иметь правильно оформленную сноску).
Основные идеи литературного источника могут быть перечислены в виде тезисов - кратких цитат или сжатых выдержек из этого источника.
Применяются также такие методы, как конспектирование – более детальное изложение основных идей источника с выделением его главных положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т. д.); реферирование – сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.
Наблюдение – организованное целенаправленное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса либо его явлений.
Цель наблюдения - накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении. Оно может быть включенным (наблюдатель сам является непосредственным участником процесса воспитания или обучения) и невключенным (опосредованным, наблюдением «со стороны). Объектами наблюдения могут быть: деятельность группы учащихся или отдельного ученика в процессе обучения или воспитания; взаимоотношения учащихся между собой или с педагогом; действия детей в конкретной ситуации; деятельность учителя на уроке и т. д.
Этапы наблюдения:
а) определение цели и задач наблюдения («Для чего наблюдать?»);
б) выбор объекта, предмета наблюдения («Что наблюдать?»);
в) выбор способа наблюдения («Как наблюдать?»);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого («Как вести записи?»);
д) обработка и интерпретация полученной информации («Каков результат?»).
Анкетирование - письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет).
Анкеты могут быть открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (выбрать ответ из ряда предложенных) и смешанными. При составлении анкет важно соблюдать следующие правила: вопросы должны быть тщательно составлены, предельно конкретны, корректны, доступны, они не должны содержать в себе скрытых подсказок желаемого ответа, но должны быть взаимопроверяемыми.
Метод анкетирования позволяет в сравнительно короткий срок получить большое количество информации, которую можно подвергнуть количественному анализу с помощью математических и статистических методов с использованием вычислительной техники. Количественные данные, полученные путем анкетирования, затем дополняются качественным анализом.
Исследовательская беседа - диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану.
Это наиболее эффективный метод для выявления мотивов поведения, ценностных ориентаций, чувств, переживаний опрашиваемого. До беседы необходимо сформулироватьконкретные вопросы, на которые исследователь хотел бы получить ответы. Вместе с тем в процессе беседы желательно не заглядывать в опросник. Для эффективного применения этого метода важно установить дружеские, доверительные отношения с собеседником, проявлять к нему уважение, тактичность. Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда непосредственное общение исследователя с изучаемым. Вместе с тем собеседник может скрыть свои истинные мысли и переживания и ввести исследователя в заблуждение.
Интервьюирование – разновидность беседы. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью проводится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются.
Метод обобщения независимых характеристик – метод получения характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников, обрабатывается.
Метод написания сочинений -
Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков.
Методы оценивания
Рейтинг - метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя, директора школ и другие. Они оценивают те или иные качества в соответствии с предложенной оценочной шкалой. Данные анализируются: количественный анализ проводится по определенной формуле и дается качественная оценка.
Самооценка предполагает оценку индивидом своих достижений, личностных качеств, действий, поступков по определенным параметрам. При этом также устанавливается шкала оценок в баллах или других количественных показателях.
Анализ педагогической (школьной) документации, а также результатов разных видов деятельности учащихся. Так, изучение школьной документации даст объективные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение (анализ, оценка) письменных, графических, контрольных, творческих и других видов работ учащихся позволит получить сведения об уровне обученности и воспитанности учащихся, о работе учителя, поможет выявить различные интересы детей, особенности их мышления, суждений, оценок, уровень сформированности учебных умений и т.д.
Педагогическое тестирование – это метод исследования, который позволяет с помощью специально разработанных заданий (задач, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Проективные методы - это разновидность тестирования.
Испытуемому предлагается высказаться о своих возможных действиях, поступках в той или иной ситуации. Суждения анализируются исследователем.
Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. В рамках педагогического эксперимента используется комплекс теоретических и эмпирических методов.
Виды эксперимента:
По условивиям организации различают
Виды эксперимента: